Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(29) за 2017 г.

Дмитрий Дрозденко

В мае этого года в Москве прошла 10-я юбилейная Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2017. Выставка является крупнейшей в ЕС и стала рекордной как по числу посетителей — пришло более 12 тысяч человек, так и по числу участников — 237 компаний из 21 страны мира. На площадке HeliRussia было представлено 23 вертолета, 2 автожира, или, как модно сейчас говорить, гирокоптера, а также 15 различных беспилотников. В рамках выставки прошло более 60 мероприятий.

Новым было не только количество представленной техники, но и то, что выставка стала полностью гражданской. Я не увидел на стендах HeliRussia конкретно военных изделий. Кстати, может это и к лучшему.
На открытой площадке перед павильоном, где обычно выставляли одну военную и одну гражданскую машину, мирно стояли новый транспортник Ми-38-2 и Ми-171А2 в оффшорной конфигурации. Было много «Ансатов». Четыре версии стояли внутри павильона: пассажирская, медико-эвакуационная и вариант с перспективным комплексом бортового оборудования от РПКБ, про который расскажу отдельно.
Ещё один «Ансат» с VIP-салоном периодически осуществлял демонстрационные полеты.

Затянувшийся полет

Было немало международных монстров от вертолетной индустрии. Французский Safran представил двигатель для нашего многострадального вертолета Ка-62, который наконец совершил свой первый полноценный 15-минутный полет в Арсеньеве, после чего во второй день HeliRussia 2017 по теме этого события состоялась специальная пресс-конференция. Полетел он с опозданием всего на четверть века.
Его особенностями можно назвать одновинтовую схему с финестоном (вентилятор в киле вместо рулевого винта), обратное трехстоечное шасси, ну и то, что одновинтовую машину разработало КБ, которое исторически специализируется на соосной схеме. На вертолете установлены французские Turbomeca Ardiden 3G. Редуктор и трансмиссию поставляет австрийская фирма Zoerkler.
Ка-62 — хорошая машина и призвана закрыть востребованную нефтяниками нишу в 7-тонных вертолетах. Правда, ее серийное производство планируют начать только в 2025 году. А в этом сегменте уже царствует итальянский жеребец AW139, который не просто усиленно продвигают на наш рынок, но и уже собирают у нас в Подмосковье. И вот что интересно, в 90-х годах был совместный проект с итальяно-английской компанией AgustaWestland и назывался он Ка-64. Задачей проекта было сделать совместный вертолет на базе уже существовавшей тогда разработки Ка-62. Проект в 90-х свернули, а в 2001 в воздух поднялся очень на него похожий AW139, впрочем, не будем строить конспирологические теории и пойдем дальше. И от всего сердца пожелаем камовцам успеха. Болеем за наших!

Сделано у них, собрано в России

Среди зарубежных моделей взгляд упал на первый собранный у нас Bell 407GXP и, конечно, на Томилинскую AW139.
Рядом с ней стоял AW119 Grand New, а на соседнем стенде Airbus H145 в медико-эвакуационной версии — именно такие вертолеты используются сейчас Московским авиационным центром.
Обратите внимание, не «Ансат» в сертифицированном медицинском варианте, не Ка-226, а именно Airbus. Честно говоря, я не видел в Берлине медицинских Ка-226, «Ансатов» и даже американских Bell. Почему-то там летают патриотичные для Евросоюза медицинские вертолеты Airbus собственного производства. А ведь наши машины ни грамма не хуже европейцев.

«Ансат». Переход в высшую лигу

Для медико-эвакуационнных машин очень важна всепогодность, и этот момент, с моей точки зрения, — единственный недостаток «Ансата» на текущий момент. Например, Ка-226 может летать по ППП (правила приборного полета) в СМУ (сложных метеоусловиях), также как и европейский H145. Им это позволяет авионика. «Ансат» пока может осуществлять полеты по ПВП (правила визуального полета) в ПМУ (простые метеоусловия). Но и эта проблема потенциальна решена.
На стенде Раменского ПКБ (КРЭТ) был представлен «Ансат» с новой «стеклянной» кабиной и метеорадаром в комплекте. Комплекс авионики для казанской машины сделали на базе cертифицированного комплекса разработанного для Ми-38–2. В результате машина сразу прыгнула в высшую лигу — «Ансат» может летать в СМУ по ППП.
Так и хочется написать на плакате: «Правительство, поддержи отечественного производителя!» и повесить его на видном месте.

Поддержи отечественного и частного производителя!

Они не монстры вертолетной индустрии, они не могут так ярко оформлять свои стенды и тратить деньги на PR, но они занимают особое место в вертолетной индустрии. Это частные энтузиасты. Наконец состоялся премьерный показ созданного в Кемерове летного образца скоростного вертолета «Афалина».
Машина построена по соосной схеме с тандемным расположение членов экипажа. Сделано это для получения максимальной скорости, которая для мини-вертолета с двигателем Rotax будет составлять 250 км/ч. Интересной особенностью вертолета является возможность отклонения колонки несущих винтов на 12 градусов в продольной плоскости. Сделано это для достижения максимальной скорости горизонтального полета. При этом стабилизация пространственного положения машины в полете осуществляется за счет мощного хвостового оперения.
Как обещают создатели вертолета, к Международному аэрокосмическому салону МАКС 2017 машина уже поднимется в воздух и подтвердит заявленные параметры. Хочется немного отклониться от темы и заметить, что аналогичный частный проект соосного вертолета из города Кумертау уже не наш — его купили китайцы. Может, нашим вертолетным монстрам стоит более внимательно присмотреться к отечественным разработкам, вспомнить, как начинал товарищ Френк Робинсон и к чему это привело, а не кидаться заявлениями о разработках новых типов легких вертолетов. Или в кризис, как любит говорить господин Чубайс, у нас очень много денег?

Три плюса

У гирокоптеров есть три больших плюса: безопасность в полете, детская простота управления, и очень адекватная цена. Следующий частник, про которого хочется рассказать, — питерская компания Ventocopter, представила на выставке сразу две интересные машины: трехместный гирокоптер (автожир по нашему) A1 и перспективный прототип R1. К этим машинам не зарастала народная тропа. Дети были просто в восторге, ведь здесь им разрешалось все дергать.
Эти машины интересны целым рядом показателей. А1, несмотря на габариты и грузоподъемность, имеет очень короткий разбег — всего 50 метров, причем по неподготовленной грунтовой полосе. Зарубежные аналоги до отрыва разбегаются около 100 метров. Понравилось мне и качество сборки. К слову, этим процессом занимается Ковровский электромеханический завод, именно там пойдет серия. Приятна и ожидаемая цена — около двух миллионов рублей. Очень демократично.
Интересен был и прототип Ventocopter R1 «Акула». Своими резкими обводами и гранями он напоминает флайер из будущего, который, как обещает руководство компании, должен подняться в небо в июле этого года, на МАКСе 2017. Заявленной особенностью R1 является возможность вертикального взлета. Хочу заметить, что вертикальный взлет — прерогатива вертолетов, а отнюдь не гирокоптеров. Хотя оба типа летательных аппаратов имеют внешнее сходство, работают они все-таки по-разному.
Как сказал Дмитрий Иосифович Сечинава, руководитель компании «Газнанотех», реализующей проект Ventocopter, вертикальный взлет R1 будет обеспечиваться специальным ноу-хау компании. Устройство сможет кратковременно передавать мощность на несущий винт аппарата, позволяя ему выполнить вертикальный отрыв. Если честно, то я с нетерпением жду июля.

«От винта!»

Особое место на выставке заняло детское творчество. Фестиваль «От винта!», похоже, уже навсегда прописался на выставке. Мне было особенно приятно слушать доклад 9-летней Александры Романченко из города Лиски Воронежской области, которая представила модель Ми-8, сделанную собственными руками, и Тимофея Шелеста из Новосибирска, который подробно и со знанием дела рассказал о своей модели конвертоплана.
Практическая демонстрация прошла успешно, и модель подтвердила все заявленные показатели. Фестиваль «От винта!» проходит под патронажем Минпромторга, а помогают ему в этом Координационный совет по развитию детского и молодежного научно-технического творчества Союза машиностроителей России и общественная организация «Офицеры России».

IT и барахолка

Кроме «железа», на выставке были представлены и IT-технологии. Например, мобильное приложение TakeHeli, которое позволяет осуществить заказ вертолета так же, как мы заказываем в Яндекс Такси. Мне, правда, непонятен следующий момент — зачем человеку, готовому потратить 275 000 рублей за полет Москва — Рязань, лично заказывать вертолет. Ну да не будем наступать на горло инновациям.
На площадке выставки была организована своеобразная вертолетная барахолка. Здесь продавались вертолеты б/у. Это несколько непривычный момент выставки, но сразу наглядно виден ценник. Например, за этот AS350 B2 2007 года выпуска просят 1 350 000 зеленых американских рублей. А Robinson R44 Raven I тоже 2007 года уже 13 500 000 уже наших рублей. Как вы видите, цены совсем не детские.
В этой ситуации цены на винтокрылую продукцию наших умельцев смотрятся просто малюсенькими.

Дела деловых людей

HeliRussia — это не только место для демонстраций, презентаций и переговоров: специально к выставке компании-участники подгадывают подписание важных документов. Так, с компаниями «ЮТэйр» и «Сбербанк Лизинг» холдинг «Вертолеты России» подписал меморандумы о сотрудничестве в области продвижения новой вертолетной техники. С Государственной транспортной лизинговой компанией холдинг подписал соглашение на поставку до 50 вертолетов к 2020 году, также ГТЛК был передан первый из шести вертолетов «Ансат» по заключенному ранее контракту.
Важный меморандум о взаимопонимании в области производства легкого Ка-226Т в Иране российская сторона заключила с компанией Iran Helicopter Support & Renewal Company. Обратите внимание — Ка-226 стремительно врывается на международный рынок. Всего в рамках выставки подписано контрактов на 20 миллиардов рублей.
Деловая программа выставки в шестой раз обсуждала на санитарную авиацию и тестировала эвакуацию на вертолетах «Ансат» и H145.
А обсуждать тут есть чего, учитывая что ее развитие в нашей стране находится на уровне эмбриона, а само по себе применение воздушной медицины экономически выгодно, особенно если учесть просторы нашей Родины. Кстати, на развитии этой тематики совсем недавно настаивал Владимир Путин.
Обсуждались перспективы вертолетного рынка и рынка БПЛА. Развитие общего вертолетного рынка и многое другое. В общем, выставка прошла успешно и наглядно показала, что бизнес-активность в нашей стране снова растет. Может правду говорят — наша экономика выходит из рецессии, и выходит за счет современного производства, а не за счет нефтянки.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru