Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (73) за 2024 г.
Указом Президента России за выдающиеся заслуги в укреплении и развитии экономического, научного и оборонного потенциала Российской Федерации коллектив Акционерного общества «Воткинский завод» награжден орденом «За доблестный труд». 4 октября (по новому стилю) исполнилось 265 лет со дня выпуска предприятием первой продукции.
Началась история завода в 1757 году, когда граф Петр Иванович Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы Петровны на строительство железоделательного завода для переработки чугуна из руды, добываемой на горе Благодать (сегодня это территория Свердловской области). Название завод получил от реки Вотки, на берегах которой был возведен. Всего за год построена крупнейшая на Урале плотина и ниже нее — несколько деревянных фабрик. Поступающая через плотину вода приводила в действие механизмы — молоты, станки.
В сентябре 1759 года завод выдал первую продукцию. Именно это событие считают днем рождения завода. Железо оказалось столь высокого качества, что более половины объема шло на экспорт в Европу. Здесь же была впервые в России получена инструментальная сталь, по своим свойствам не уступавшая лучшей на то время английской.
Почти сто лет завод изготавливал якоря для военно-морского и торгового флота. На счету завода производство ядер для русской артиллерии в Отечественную войну, броня для военных кораблей, лафеты пушек в Русско-турецкую, снаряды в широкой номенклатуре — в Первую мировую, более 52 тысяч артиллерийских орудий — в годы Великой Отечественной войны.
На протяжении 80 лет на заводе выпускали речные и морские суда. Здесь изготовлены одни из первых российских магистральных паровозов широкой колеи, большинство мостов Транссибирской магистрали, первые советские экскаваторы на гусеничном ходу, комплектующие для реактора первого отечественного атомного ледокола «Ленин» и многое другое.
С 1958 года началась история предприятия-ракетостроителя.
О современности Воткинского завода мы беседуем с генеральным директором Игорем Юрьевичем Чурбановым.
Вопрос: Игорь Юрьевич, завод входит в число старейших в стране. В чем секрет такой долгой истории?
Ответ: Думаю, секрета нет. Завод всегда работал в интересах государства для решения задач, которые в каждое время были самыми насущными для страны.
Разумеется, история предприятия — это не бесконечная череда успеха и процветания. Завод, по сути, повторял судьбу страны. После революции, в 1920‑е годы, завод даже ставился на консервацию, планировалось его ликвидировать. Тогда рабочие взяли свое будущее в собственные руки и отправились в Москву отстаивать завод-кормилец. В конечном итоге им это удалось.
Вопрос: Наверняка в 90‑е годы прошлого века было не легче?
Ответ: Тогда сложно приходилось всем, но особенно отечественной промышленности, которая вынуждена была переходить на рыночные рельсы.
Надо отдать должное генеральному директору завода с 1995 по 2020 год Виктору Григорьевичу Толмачеву. Он сам был убежден и в нас вселял уверенность в том, что государство вновь обратит внимание на предприятие, способное изготавливать стратегически важную продукцию. Так и случилось.
В 2011 году на заводе под председательством Владимира Владимировича Путина прошло совещание по развитию оборонно-промышленного комплекса. Была принята государственная программа, в рамках которой вложены большие государственные и собственные средства в модернизацию производства, ремонт корпусов, создание более комфортных условий труда. Начался динамичный рост объемов выпуска продукции.
С 2022 года мы вновь увеличиваем производственные мощности, ведем набор персонала. Пожалуй, такой масштабной работы не было в последние лет сорок.
Вопрос: В этой работе вам есть на что опереться: в истории завода немало героических периодов.
Ответ: В первую очередь мы опираемся на опыт наших предшественников: умелых мастеровых, талантливых инженеров, организаторов производства. И в этой связи хочу вспомнить директоров завода. Их было несколько десятков, а в памяти народной сохранились единицы. Назову Илью Петровича Чайковского. Конечно, чаще его вспоминают как отца великого сына композитора, но сам по себе Илья Петрович один из крупнейших организаторов горного и металлургического производства в России XIX века.
Следующий, кого мы должны вспомнить, — Владимир Геннадиевич Садовников, дважды Герой Социалистического Труда. Это уже современная история, связанная с масштабной перестройкой производства на заводе под производство ракетной техники, а также его вкладом в строительство города и его инфраструктуры.
Я бы хотел вновь упомянуть Виктора Григорьевича Толмачева. Не только потому, что он 25 лет возглавлял завод в должности генерального директора. В этом смысле он рекордсмен среди всех директоров. Главная его заслуга в другом.
Все предыдущие директора работали при бесспорной поддержке государства, со всей его мощью, организационной структурой. Заслуга Виктора Григорьевича прежде всего в том, что он практически в одиночку противостоял сложившейся практике того времени: уходят заказы, нечем платить зарплату, а за спиной коллектив, и нет такой поддержки государства, какая есть у нас сейчас. Конечно, это подвиг и человека, и руководителя.
Как видите, нам есть чем и кем вдохновляться.
Сегодня заводу оказывается всемерная поддержка государства, головной Госкорпорации «Роскосмос», корпорации «Московский институт теплотехники». Но с особой теплотой я хотел бы сказать о человеке, чей организаторский талант и опыт, чья энергия и воля помогают нам в решении самых сложных вопросов – это генеральный конструктор Корпорации «МИТ», Герой Труда России, академик РАН, доктор технических наук, профессор Юрий Семенович Соломонов. Масштаб его личности, его патриотизм, искренний интерес к судьбе завода поддерживают нас всегда.
Вопрос: Как завод меняется, чтобы соответствовать новым вызовам?
Ответ: Знаете, когда в 2022 году были озвучены цифры объемов, на которые мы должны выйти, задача казалась невыполнимой. Вернее, она и была невыполнимой при имеющейся производственной базе. В результате серьезной аналитической работы мы определили мероприятия, позволяющие нам обеспечить выполнение госзаказа. Сейчас их поэтапно реализуем.
За полтора года построено пять новых объектов, модернизирован, по сути, расширен вдвое большой корпус на сборочном производстве. В день рождения завода мы его ввели в строй с участием генерального директора Роскосмоса Юрия Ивановича Борисова.
Нам предстояло закупить, установить и пустить в строй около 7000 единиц оборудования. Колоссальная работа, но мы с ней справляемся.
Конечно, никакое оборудование не будет работать само по себе. В короткий период на завод приняли больше двух тысяч человек. Были разработаны дополнительные меры для обеспечения комфортного труда работающим. По согласованию и при поддержке Ю. И. Борисова принято решение компенсировать половину стоимости обедов в заводских столовых. Наиболее востребованным иногородним работникам помогаем в оплате съемного жилья. Организовали бесплатную доставку на работу и домой для жителей соседних районов, а для воткинцев — развоз домой после второй смены по домам.
В целом стремимся создать условия, чтобы людям на работе надо было думать только о работе, а не о бытовых вопросах.
Вопрос: Игорь Юрьевич, на ваш взгляд, на 266‑м году жизни предприятия осталось ли что‑то, связывающее сегодняшний день завода с прошедшими веками?
Ответ: Если говорить о материальном, остался символ завода — Николаевская башня. Построенная без малого двести лет назад, она помнит многих горных начальников, как тогда называли руководителей завода. Продолжает практически в первозданном виде служить плотина, крупнейшая на Урале. Восстановлен Благовещенский собор, построенный в XIX веке на деньги и по воле заводчан. В нем в 1840 году крестили юного Петра Чайковского.
Думаю, правильнее смотреть на вопрос шире: помимо материального сохраняется духовное, ментальное наследие. Есть же такое понятие как «историческая память». За нашей спиной незримо стоят поколения заводчан, которые работали до нас и стремились быть счастливыми.
Мы можем гордиться тем, что историческая память сохраняется. Этим во многом объясняется преданность заводчан делу, их самоотверженность.
Вопрос: Каким вы видите будущее Воткинского завода?
Ответ: Рабочим, трудовым. Воткинский завод останется востребованным. Уникальное производство, компетентные рабочие и специалисты всегда будут необходимы государству. Технические и технологические возможности предприятия продолжат служить стране и ее народу, как бы громко это ни звучало.
Уверен, после тех испытаний, которые предприятие проходит в последние два года, оно станет еще сильнее — и физически, и экономически, и, позволю себе предположить, — духовно.