Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(29) за 2017 г.

Виталий Моисеев, Юрий Лямин

С самого начала гражданской войны в Сирии в боях было задействовано значительное количество легкой бронированной техники. Правда, правительственные силы в основном использовали БМП-1, БМП-2 и машины на их базе.

Сирийцы сделали ставку на развитие тяжелых танковых и механизированных соединений и отказались от легкой колесной бронетехники. К 2011 г. все танковые и механизированные дивизии сирийской армии были укомплектованы БМП, а остававшиеся колесные бронемашины долгое время находились на базах хранения. Однако, по мере истощения запасов техники в действующей армии, сирийцы вынуждены были «реанимировать» часть БРДМ-2 и даже совсем уже старые БТР-152.
Благодаря российской военной помощи в последние годы в боевых порядках правительственных сил появились бронеавтомобили «Тигр», «Рысь», «Выстрел», «Водник», бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82. Но все-таки эти машины до сих пор остаются достаточно редкими в сирийских войсках и встречаются максимум в количестве десятков штук.

БМП-1 и БМП-2

Наряду с танками Т-72 различных модификаций, Т-55 и Т-62, БМП-1 стали настоящими «рабочими лошадками» этой войны и являются наиболее распространенным типом легкой бронетехникой в Сирии.
У сирийской армии накопился значительный опыт использования БМП-1. Первое боевое применение произошло еще в июне 1973 года, во время боев сирийской армии против израильтян на Голанских высотах.
Передышка после войны 1973 года была недолгой. Вскоре начались гражданские столкновения в Ливане, в которых сирийский контингент, вооруженный, в том числе БМП-1, принял самое деятельное участие.
Активно воевали БМП-1 и в 1982 году, когда Израиль вторгся на территорию Ливана.
В долине Бекаа израильские войска столкнулись с сирийским контингентом. Сообщалось, что на этой территории экипажам боевых машин ракетами «Малютка» удалось подбить несколько израильских танков.
После вывода израильских войск сирийцы еще много раз вовлекались в различные разборки ливанских военизированных формирований.
Всего, по разным оценкам, Сирия получила из СССР и Чехословакии порядка полутора — двух тысяч БМП-1 и машин на ее базе, включая небольшое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-2 и боевых разведывательных машин БРМ-1К.
БМП-1 были основной бронемашиной сирийской механизированной пехоты, поэтому после начала войны они активно использовались для транспортировки пехотинцев к местам боевых операций, сопровождали колонны и находились на блокпостах, эвакуировали раненых и оказывали огневую поддержку.
К сожалению, в этом конфликте опять всплыли давно известные недостатки данной машины, и на первое место вышла недостаточная защищенность. Долгое время военных экспертов удивляло, что сирийцы практически не предпринимали мер по созданию эффективной защиты.
Наконец, на БМП-1 стали устанавливать решетчатые противокумулятивные экраны и другие средства, вроде комплексов оптико-электронной защиты «Sarab» местной разработки, которые эффективно противодействуют применению ПТУР.
Самодельные экраны из листов металла и решеток на часть захваченных у правительственных войск БМП-1 устанавливают и боевики. Некоторые из вооруженных группировок ставили на БМП-1 и контейнеры динамической защиты «Контакт-1», снятые с поврежденных танков.
Однако, установка «Контакт-1» на такую легкобронированную технику не оправдана, что было доказано еще в ходе испытаний этой динамической защиты на БМП-2 в СССР в конце 1980-х гг. В ходе испытаний подрыв гранаты вместе c элементом этой динамической защиты приводили к пролому тонкой брони БМП.
Другой проблемной точкой БМП-1 является основное вооружение — 73-мм гладкоствольное орудие 2А28, которое предназначалось в первую очередь для борьбы с бронетехникой противника. Слабость 2А28 в качестве средства поддержки пехоты и подавления огневых точек противника отмечалась еще в ходе боевых действий в Афганистане и Чечне.
Поэтому, не вызывает удивления, что как сирийские военные, так и различные группировки боевиков, по ходу войны самостоятельно проводили работы по повышению огневой мощи путем установки на БМП-1 автоматических зенитных пушек и крупнокалиберных пулеметов.
В настоящее время основным средством усиления огневой мощи является орудие ЗУ-23–2, которое может обрушивать на противника 190-граммовые снаряды со скорострельностью до 2000 выстрелов в минуту и на дальность в 2,5 км.

БМП-2 Республиканской гвардии Сирии
с импровизированной решетчатой защитой

Эксперименты проводились и с БРЭМ-2: известна подобная машина, на которую сирийские военные установили 37-мм зенитную пушку в импровизированной башне.
В последнее время в распоряжение сирийцев поступили БМП-1 модификации «П», которые ранее в Сирии не встречались.
Внешне БМП-1П от старой версии легко отличить наличием на корме башни шести дымовых гранатометов системы 902В «Туча».
Кроме того, над пушкой отсутствует направляющая для запуска ПТУР «Малютка».  Дело в том, что данная модификация рассчитана на применение более современных управляемых ракет «Фагот» или «Конкурс».
Также на данной модификации БМП смонтировано новое противопожарное оборудование, и предприняты меры по защите от напалма.
С самого начала вооруженного конфликта в Сирии правительственные войска применяют для эвакуации раненых созданные на базе БМП-1 бронированные «Скорые»: AMB-S.
Данная машина разработана в Чехословакии и закупалась Сирийской арабской армией. С БМП снята башня с вооружением, и вместо десантного отделения имеется отсек для транспортировки раненых, куда умещается две пары носилок. Вес машины достигает 13 600 кг. Мощность двигателя — 300 л. с. Максимальная скорость: по шоссе — до 63 км/ч., на плаву — 7 км/ч. Запас хода — до 700 км. Экипаж — 2 человека. Машина имеет специальное медицинское оборудование.
В ходе боевых действий AMB-S продемонстрировала высокую эффективность, благодаря чему были спасены жизни многих бойцов сирийских войск.
На вооружении сирийской армии состоит, по разным данным, от 100 до 350 БМП-2. Скорее всего, реальное число находится в районе нижней границы оценки. Большинство этих машин было получено в конце 1980-х гг., и последующий распад СССР и прекращение советской военной помощи положили конец планам дальнейшего перевооружения. Поэтому БМП-2 долгое время берегли и использовали в боевых действиях лишь когда обстановка в стране накалилась до предела.
Этими машинами вооружены элитные гвардейские подразделения сирийских вооруженных сил. Соответственно эксплуатируют данные БМП наиболее профессионально подготовленные военнослужащие, которым удалось организовать прекрасное взаимодействие с экипажами танков Т-72, благодаря чему потери в технике — минимальны.
Сирийские экипажи отмечают прекрасную маневренность данных машин, огневую мощь и высокую надежность. В качестве основного недочета указывают на недостаточную защищенность. Поэтому в полевых условиях они вынуждены проводить самодеятельную модернизацию, наваривая на борта дополнительную защиту в виде всевозможных экранов. Хотя производитель данных машин давно предлагает различные варианты усиления защиты БМП-2.
Осенью 2015 г. Сирия получила из России небольшую партию БМП-2, это стало первым пополнением парка сирийских БМП за многие годы. Данные машины после прибытия в Сирию отличались камуфляжем от стандартных «песочных» БМП-2 Республиканской гвардии.

БТР-80 и БТР-82А

БТР-80 появились в Сирии в конце 2013 года. Российская сторона поставила тогда 30 этих бронетранспортеров для охраны конвоев, перево­зивших ликвидируемое химическое оружие. Позже эта техника была распределена между самыми боеспособными соединениями вооруженных сил, так часть машин попала в элитное формирование сирийских сухопутных войск — 4-ю танковую дивизию.
В распоряжение сирийцев поступила самая современная версия БТР-80. Бронетранспортер оснащен комбинированным двухканальным дневно-ночным прицелом ТКН-4ГА, который смонтирован в башне БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТМ.
В ночных условиях этот прицел может уверенно распознавать цели на дальностях до 1200 м и, кроме наземных целей, способен распознавать низколетящие объекты. Для подсветки используется лазерный малогабаритный прожектор типа ПЛ-1 (правда, на фото его не видно из-за пулемета КПВТ).
Прицел ТКН-4ГА, принятый на вооружение в 2007 году, в настоящее время устанавливается на БТР-82.
Модернизированные БТР-80, по имеющимся данным, получили хорошие отзывы сирийских бойцов, которые предприняли ряд мер по усилению защиты. В настоящее время на часть данных боевых машин поставили противокумулятивные решетчатые экраны, снижающие эффективность различных противотанковых боеприпасов.
БТР-82А впервые были замечены у сирийской армии еще в конце августа 2015 года в ходе боев в районе города Латакия. Сирийские военные, успевшие с тех пор освоиться с бронемашиной, подчеркивают преимущества стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушки 2А72, имеющей боекомплект в 300 выстрелов. Высокую оценку получили маневренные и скоростные БТР, превосходя по этим показателям старые БМП-1 и, в определенных условиях, даже японские джипы и пикапы. БТР выгодно отличается надежностью и простотой в обслуживании. При этом сирийцы желают большей адаптации машины под местные климатические условия. В целом, они признают, что российский БТР-82 является одним из лучших бронетранспортеров в мире и считают службу на нем большой удачей.

Бронеавтомобили АМН-233114 «Тигр-М» и «Рысь»

В 2015 году стало известно, что сирийские правительственные подразделения получили в свое распоряжение автомобили «Тигр» ГАЗ-233001, которые лишены бронезащиты и, по сути, являются гражданской версией.
Позже, с прибытием в эту ближневосточную страну российского воинского контингента, здесь появились АМН-233114 «Тигр-М». Небольшое количество машин было передано сирийской стороне. Данные бронеавтомобили получили в свое распоряжение самые боеспособные подразделения, и эта техника постоянно используется на самых опасных и ответственных направлениях.
«Тигры» в Сирии демонстрируют свои наилучшие качества — хорошую подвижность и маневренность, надежность и неприхотливость. Неоднократно эти боевые машины спасали жизни своим экипажам, успешно выходя из-под плотного огня противника.
Кроме 12,7-мм пулеметов «Корд», на сирийских «Тиграх» сейчас можно увидеть крупнокалиберные пулеметы-ветераны ДШКМ.
Также для выполнения специальных задач используются бронемашины итальянского производства IVECO LMV M65, получившие российское обозначение «Рысь».
Единичные экземпляры этих машин тоже были переданы сирийцам, которые подвергли эту бронемашину некоторой доработке и установили ДШКМ.
Очень часто «Тигры» и «Рыси» используются вместе в составе одних и тех же подразделений, действующих, в основном, в центральной Сирии и около Алеппо.

БМП-2 Республиканской гвардии Сирии
с дополнительной импровизированной защитой

«Выстрел» Камаз-43269 и ГАЗ-39371 «Водник»

«Выстрел» Камаз-43269, по некоторым данным, появились в Сирии в середине осени 2015 года.
Данная бронемашина весит 10,5 т.  Она вмещает 10 человек (экипаж и 8 десантников). 240-сильный дизельный двигатель разгоняет БА до 90 км/ч. Запас хода — 1100 км. Кроме АГ-17 «Пламя» «Выстрел» может быть вооружен 12,7-мм пулеметом «Корд».
Машины применялись в ряде операций, в том числе во время первого освобождения Пальмиры.
К сожалению, позже, когда сирийские войска вынуждены были оставить этот город, один из неисправных «Выстрелов» был захвачен террористами. По некоторым данным, бронемашина была уничтожена авиацией до того, как противник сумел ее отремонтировать.
Повторное освобождение Пальмиры также не обошлось без участия Камаз-43269, которые, в целом, неплохо зарекомендовали себя на данном театре военных действий.
Бронированные автомобили легкого класса ГАЗ-39371 «Водник» поступили в Сирию в феврале 2017-го года.
ГАЗ-39371 задумывался как советский ответ американскому «Хаммеру». В Сирию попали автомобили двух вариантов: с башенной установкой с 14,5-мм КПВТ и 7,62 ПКТ и с санитарным модулем. Данная версия не вооружена, машина оборудована специальными средствами для механизации подъема носилок с ранеными.
Бронеавтомобили семейства «Вод­ник» отличает высокий уровень подвижности, они могут развивать скорость по шоссе до 120 км/ч. Запас хода по топливу — до 1000 км. ГАЗ-3937 при собственной массе до 7500 кг способен перевозить грузы весом до двух с половиной тонн. А также транспортировать около десятка раненных в сидячем положении или несколько носилок с пострадавшими.
Производство ГАЗ-3937 было прекращено в конце 2013 года, в связи с принятием на вооружение бронеавтомобилей семейства «Тигр».

БРДМ-2 и БТР-60

Вооруженные силы Сирии применяют БРДМ-2 и машины на их базе вот уже более четырех десятков лет. Они принимали участие в войне 1973 года, в длительной миротворческой миссии в Ливане, в отражении израильского вторжения 1982 года.
К началу гражданской войны в самой Сирии парк БРДМ-2 порядком износился, и большая часть машин, в том числе противотанковые 9П133 комплекса 9К14П «Малютка-П», 9К31 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1», были давно выведены на базы хранения.
Некоторое количество БРДМ-2 достались силам МВД. Бывшие бронированные разведчики прошли доработку для выполнения функций обеспечения правопорядка, теперь их можно отличить по характерному полицейскому сине-голубому камуфляжу.
Из-за того что армия Сирии понесла существенные потери в бронетехнике, возникла потребность в возвращении в войска находившихся на хранении БРДМ-2, которые прошли местную модернизацию. На них появились решетчатые противокумулятивные экраны, открытые башенные установки с пулеметами НСВТ, автоматическими гранатометами АГС-17. По некоторым данным, бензиновый двигатель был заменен на дизельный. В бортах ряда машин прорезали дополнительные люки. Для улучшения обзора поставили видеокамеры.
Еще более совершенной считается модификация с дистанционно управляемой установкой автоматической пушки ЗУ-23–2.
В настоящее время появилась уже третья версия модернизированной БРДМ-2. На ней установлена более объемная башня с пулеметов НСВТ. Этот вариант лишен недостатков полевой модернизации с открытым верхом. Он более простой и надежный. Наводчик может не опасаться шальных пуль и осколков. На бронекорпусе также установлена видео­камера.
Что же касается БТР-60, то они, как и чехословацкие ОТ-64, к началу войны считались уже устаревшими и были выведены из регулярных войск. Как уже было отмечено выше, упор был сделан на гусеничные боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2.
В частях оставалось лишь небольшое количество командно-штабных машин, созданных на базе БТР-60. Плюс буквально несколько единиц были модернизированы курдскими формированиями.
Относительно недавно БТР-60ПБ были замечены в составе радикальных группировок.

БТР-152 и БТР-50

К началу гражданской войны в Сирии имелось около 500 трехосных бронетранспортеров советского производства БТР-152. Большая часть этих боевых машин находилась на базах хранения и в регулярных войсках не использовалась. По всей видимости, многие машины были уже в нерабочем состоянии. Но, как и в случае с БРДМ-2, некоторое количество бое­способных машин было передано в состав МВД и, несмотря на потери, используется им до сих пор.
Уже в ходе боевых действий из-за значительных потерь в легкой бронированной технике сирийские военные были вынуждены «реанимировать» небольшое количество старых БТР, которые состоят на вооружении сирийской армии с начала 60-х гг.
Часть бтр-152 вооружены сразу тремя пулеметами СГМБ калибра 7,62-мм. Хотя по штату им положен только один.
По некоторым данным, сирийские БТР-152 практически не модернизировались. На них стоят все те же 110-сильные прожорливые бензиновые двигатели. Несмотря на солидный возраст, особых проблем с запчастями нет — их просто снимают с техники, которая не на ходу.
Бронетранспортеры созданы на базе автомобилей ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Вес последних модификаций достигает почти 9 тонн. Экипаж машины — 2 человека, плюс до 17 десантников. Скорость достигает 65 км/ч. Запас хода — до 550 км.
Гусеничные советские бронетранспортеры БТР-50 активно применялись сирийской армией в боевых действиях против Израиля. Также они использовались в ходе гражданской войны в Ливане, где войска САР выполняли миротворческую миссию.
Данные бронемашины за многолетнюю эксплуатацию традиционно получали высокие оценки.
Однако, в 90-е годы прошлого века БТР-50 стали считать устаревшими, и к началу нулевых они доживали свой век на базах хранения.
Гражданская война в Сирии мало повлияла на статус данных бронемашин — правительственные войска не спешили их реанимировать и возвращать в строй. Но на беду два таких бэтээра-ветерана в командирской модификации попали в руки действующих на территории Сирии террористов запрещенной в России группировки ИГИЛ.
«Черные боевики» в Ракке переоборудовали их в мощные самоходные «бомбы» на гусеницах и применили против военнослужащих правительственных войск в районе Дейр-эз-Зора. После данного инцидента появление на фронтах БТР-50 пока не фиксировались.

Иномарки (бронемашины Shorland)

Подразделения сирийской правительственной бригады специального назначения «Тигры» наряду с техникой российского производства в ходе боевых действий применяют английские бронеавтомобили. Речь идет о британских Shorland различных модификаций. Базой для них являются джипы Land Rover.
Первые варианты данных бронемашин начали выпускать более 50 лет назад и поставляли более чем в 40 стран, в том числе в Сирию для полицейских формирований.
Англичане применяли данную технику для подавления волнений в Северной Ирландии. Машины имели легкое бронирование (8 мм), которое защищало от пуль и осколков. В качестве вооружения мог использоваться пулемет калибра 7,62 мм.
С началом дестабилизации обстановки в Сирии бронеавтомобили Shorland активно использовала полиция для наведения порядка. В Сирии можно было встретить четыре варианта этих машин, которые можно разделить на два основных типа.
Первый тип — это патрульные бронеавтомобили в вариантах Shorland Mk.3 и Shorland Mk.4. По своей компоновке они похожи на классические бронеавтомобили, у них отсутствует десантный отсек, но установлена закрытая бронированная башня с 7,62-мм пулеметом и пусковыми установками для дымовых гранат. Экипаж машины состоит из трех человек.
Вторым типом являются машины с небольшим десантным отделением — Shorland SB.301 и Shorland SB.401. Эти варианты можно назвать легкими полицейскими бронетранспортерами, так как большинство из них не имеют вооружения, за исключением амбразур для стрельбы из десантного отсека. Также на машинах установлены пусковые установки для дымовых гранат. Экипаж состоит из двух человек, и в десантном отсеке позади водителя и командира можно перевозить до 6 человек.
Во время войны на некоторые бронеавтомобили Shorland сирийцы стали устанавливать 12,7-мм пулеметы.
Постепенно с переходом конфликта в полноценную гражданскую войну полицейскую технику начали заменять на армейскую. Эти броневички все реже стали мелькать в видеосюжетах из Сирии. К тому же часть машин была потеряна в результате столкновений.
Сейчас оставшиеся Shorland находятся в распоряжении некоторых подразделений сухопутных войск и сил специального назначения Сирии.

Боевое применение

Первым случаем применения легкой бронетехники, как и танков, в начинающемся конфликте в Сирии стала армейская операция против боевиков в г. Деръа в конце апреля 2011 г. В ней участвовали подразделения 5-й механизированной дивизии с БМП-1 и AMB-S.
По мере разрастания масштабов конфликта бронетехника стала появляться на улицах Хомса и других городов страны, но в начале ноября 2011 г. Дамаск согласился с мирным планом Лиги арабских государств (ЛАГ), который предусматривал вывод из городов тяжелых вооружений сирийской армии, включая танки. Присматривать за исполнением мирного плана в Сирию были направлены наблюдатели ЛАГ.
Хотя мирный план ЛАГ предназначался для деэскалации ситуации, в реальности пункт о выводе тяжелой бронетехники из населенных пунктов крайне негативно сказался на положении сирийской полиции и армии.
Боевики в Хомсе и ряде других городов страны продолжали атаковать армейские и полицейские блокпосты и патрули, которые оставались только с легкой бронетехникой. В то время у боевиков было еще мало современных противотанковых средств, поэтому даже старые танки были для них непростыми целями.
Без поддержки со стороны танков правительственные силы в населенных пунктах оказались уязвимы и начали нести заметные потери, в т. ч. гибли армейские БМП-1, AMB-S, полицейские бронеавтомобили Shorland и пр.
В уличных боях остро проявились отмеченные выше недостатки БМП-1, то есть недостаточная защищенность и слабая эффективность 73-мм орудия 2А28 против расположенных в зданиях огневых точек и мобильных групп боевиков.
Особенно уязвимой была армейская и полицейская легкая бронетехника, что выставлялась на блокпостах. Фактически она лишалась своей главной защиты — мобильности и превращалась в стационарную мишень для обстрелов из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов противника.
В попытках хоть как-то усилить защиту своих машин, некоторые экипажи делали импровизированную дополнительную защиту из мешков с песком внутри автомобильных покрышек, что прикреплялись к броне. Такая защита давала скорее психологический успокаивающий эффект, чем реально помогала.
К февралю 2012 г. мирный план ЛАГ рухнул, и, после неудачной попытки установить перемирие в апреле-мае, летом 2012 г., конфликт окончательно перешел в стадию широкомасштабной войны.
В это время выявились все просчеты армейского командования и проблемы с подготовкой многих армейских частей. Так, крайне порочной практикой того периода можно назвать использование одиночных или нескольких БМП-1 без поддержки танков и пехоты, что нередко происходило в ходе боев. Это иногда приводило к потере нескольких машин в одном районе. Продолжалось выставление постов из одной-двух БМП, которые тоже часто становились жертвой гранатометчиков боевиков.
На фоне этого отчетливо выделялись элитные силы сирийской армии, в первую очередь, подразделения Республиканской гвардии, которые стали активно участвовать в боях около и на окраинах Дамаска с лета 2012 г.
Как уже отмечалось, именно на вооружении гвардии находились БМП-2, и гвардейцы старалась применять их вместе с танками и пехотой, причем экипажи в полной мере использовали преимущества своих машин — скорость, маневренность и скорострельную 30-мм автоматическую пушку.
Высокий уровень потерь и дезертирство из рядов сирийской армии привели в последующие годы к изменению структуры правительственных сил. Наряду с сохранившимися частями сирийской армии и полиции, появились многочисленные проправительственные отряды ополчения. Кроме того, на помощь Дамаску начали прибывать иранские военные советники и сформированные ими отряды добровольцев из числа иракских и афганских шиитов.
Всем эти новым отрядам тоже нужна была бронетехника, которая передавалась как со складов хранения, так и из состава сирийской армии. Естественно, не могло быть и речи о каком-то штатном комплектовании, техника выделялась исходя из нужд, возможностей и влияния. Среди прочего им передавались и БМП-1 и AMB-S.
Как результат, сейчас большая часть правительственных войск воюет своеобразными тактическими отрядами и группами, фактически представляющими из себя пехоту, усиленную небольшим количеством танков и легкой бронетехники.
БМП стараются беречь, тем более оборона противника сейчас насыщена различными противотанковыми средствами, включая противотанковые ракетные комплексы. Так, для распространенных у боевиков американских ПТУР TOW-2 сирийские БМП-1 представляют собой достаточно простую цель. В случае прямого попадания в машину мощная боевая часть ПТУР оставляет не так много шансов экипажу и десанту.
Из-за этого БМП-1 сейчас сирийскими войсками чаще используются не для непосредственной поддержки пехоты на линии фронта, а для ее переброски на передний край, а затем снабжения боеприпасами и пр. Также с помощью БМП осуществляют эвакуацию раненых с поля боя.
Нехватка легкой бронетехники заставила все стороны сирийского конфликта заняться массовым созданием различной импровизированной техники, на которую устанавливают крупнокалиберные пулеметы и автоматические зенитные пушки. По возможности на них ставят защиту из листов стали и т. п. Но это отдельная большая тема.
Стоит упомянуть про использование захваченной легкой бронетехники радикальными исламистскими группировками в качестве самоходных бомб, управляемых смертниками.
Заминированные автомобили террористы в разных странах мира использовали давно, применяли и смертников за рулем таких автомобилей. Но в ходе войн в Сирии и Ираке начиненные взрывчаткой различные машины со смертниками стали одной из главных ударных сил боевиков.
При этом обычного автомобиля или грузовика, даже покрытого импровизированной броней из стальных листов и арматуры, бывает недостаточно для атаки хорошо защищенных военных объектов. Поэтому боевики стали переделывать для этих целей захваченную легкую бронетехнику. Десантный отсек БМП-1 или AMB-S позволяет загрузить в него сотни килограммов взрывчатки, естественно, вооружение террористы снимают и устанавливают дополнительную защиту. Защитникам весьма непросто подбить в лоб такую машину, когда она на полной скорости едет в их сторону. Лучшим средством в таких случаях выступает ПТРК с опытным оператором.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru