Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1(21) за 2016 г.
В конце декабря 2015 года исполнилось 100 лет со дня основания войсковой ПВО, входящей в Сухопутные войска родом войск. Начало войсковой ПВО положено со дня формирования первых зенитных батарей, направленных на Западный фронт русской армии для прикрытия наземных войск, участвующих в Первой мировой войне. Век назад задачи прикрытия сухопутных войск на поле боя решались впервые: разрабатывались специальные зенитные пушки и артиллерийские снаряды для поражения «воздушного врага»; конструировались различные приспособления и приборы для подготовки и ведения артиллерийской зенитной стрельбы по скоростным воздушным целям; велись поиски приемов и способов своевременного обнаружения летательных аппаратов и др. Одновременно с этим велась целенаправленная подготовка специалистов‑зенитчиков, способных оказывать эффективное противодействие средствам воздушного нападения.
За 100 лет существования войсковой ПВО сложилась определенная система подготовки специалистов для рода войск, прошедшая ряд эволюционных этапов. Первые зенитчики обязаны своим профессиональным происхождением специалистам полевой ствольной артиллерии, подразделения которой (батареи, дивизионы) в ходе Первой мировой войны были выделены приказами фронтовых командиров царской армии для ведения «борьбы с воздушным врагом».
С началом Первой мировой войны появившаяся над полем боя вражеская авиация очень скоро стала крайне эффективным боевым средством, поражающим важные наземные объекты и группировки сухопутных войск. Возникла новая боевая задача — борьба с воздушным флотом, получившая различные наименования: «противосамолетная (противоаэропланная) борьба»; «борьба с воздушным врагом», «борьба с воздушным флотом» и др. Для решения этой задачи на фронтах стали выделять отдельные подразделения из состава штатной полевой артиллерии наземных группировок сухопутных войск. Специалисты наземной артиллерии вести стрельбу по наземным целям умели прекрасно: артиллерия к тому времени имела более чем 300‑летнюю историю своего развития, в русской армии существовала эффективная система обучения артиллерийских кадров. Однако вскоре проявилось со всей очевидностью: стрельба по воздушным целям (аэропланам, воздушным шарам, дирижаблям) — дело совершенно новое и крайне сложное.
Ни в одном из артиллерийских училищ русской армии до 1916 года преподавание теории или практики стрельбы по воздушным целям не велось. Подготовка зенитчиков для воюющей русской армии начиналась с чистого листа на базе теории и практики стрельбы полевой артиллерии, которые давала давно существующая и весьма эффективно функционирующая система подготовки российских артиллеристов (офицеров и специалистов младшего командного состава).
Система военно-профессиональной подготовки российских офицеров начала функционировать еще с конца ХVII — начала XVIII веков, когда именным указом Петра I были образованы Военно-инженерная школа, Школа математических и навигацких наук (позднее — Арифметическая артиллерийская школа), в которых стали обучаться военному делу будущие офицеры. Подготовка офицеров имела одну примечательную особенность, отличавшую отечественную систему подготовки военных кадров своим фундаментализмом, сохранившуюся до наших дней: выпускники получали не только хорошие военно-профессиональные знания, но и основательные по тому времени знания общеобразовательных предметов. Чтобы овладеть достаточно сложной профессией, офицеры-артиллеристы в течение длительного учебного периода, наряду с военными дисциплинами, изучали общеобразовательные дисциплины: геометрию, тригонометрию, химию, физику, механику, технологию изготовления пушек, ядер, пороха и др. Обязательным также было изучение иностранных языков, а также Закона Божьего.
Вскоре в системе военного обучения появились школы нового типа — кадетские корпуса, где давалось фундаментальное общее образование, а также велась специальная военная подготовка. Все учебные предметы изучались на курсах: подготовительном (один год), общем (5 лет) и специальном (3 года). Такая система способствовала получению офицерами-артиллеристами достаточно основательного образования в различных сферах не только военной, но и гражданской службы.
Подготовка артиллеристов для ведения зенитной стрельбы по воздушным целям явилась логическим продолжением процесса обучения специалистов полевой артиллерии, из которой взяла свое начало зенитная артиллерия.
Первоначально обучение зенитчиков проводилось непосредственно в войсках действующих фронтов без какой-либо системы, хаотично, неорганизованно, при отсутствии каких-либо программ, уставов и наставлений. Также и первоначальный отбор в зенитчики оказался совершенно случайным, так как с фронта для этих целей выделялись обычные батареи полевой артиллерии. Среди фронтовых офицеров даже считалось, что этим подразделениям необычайно повезло: их отводили подальше от переднего края, воздушный флот противника поначалу был весьма малочисленным и неэффективным.
Однако это мнение бытовало до первых противовоздушных боев. Вскоре стало очевидным: авиация представляет собой крайне опасную угрозу для наземных войск, нанося им весьма ощутимый ущерб с воздуха. При этом, чтобы поразить скоростную воздушную цель, артиллерист-зенитчик должен был обладать отменной реакцией, уметь решать сложные расчетные задачи за короткий промежуток времени, отличаться быстротой мышления и другими особенными качествами. Стало ясно: учить стрельбе по воздушному флоту надо основательно и профессионально в течение длительного времени, с применением содержательных профессиональных уставов и наставлений, передовых методик обучения. Завершаться теоретическое обучение должно обязательным проведением практических зенитных стрельб. Науку побеждать воздушного противника должны преподавать лучшие учителя, знающие не только зарождавшуюся теорию стрельбы по воздушным целям, но и имеющие богатый практический опыт.
Эти, полученные практическим путем, истины вскоре стали основополагающими для организации эффективного обучения в новой области военного дела.
Первоначальная система обучения зенитному делу образовалась в русской армии, которая включала различного рода самодеятельные курсы подготовки зенитчиков, организованные в составе каждого фронта (Южного, Западного и Северного). Такие курсы были самостоятельными, изолированными друг от друга, не имеющими каких-либо единых планов и программ, но вполне удовлетворяющими потребности фронтов в специалистах зенитной стрельбы, пополняющими потери личного состава зенитных батарей. Основу программ обучения таких курсов составляла подготовка специалистов — номеров орудийных расчетов и младшего командного состава.
После революции 1917 года делу подготовки зенитчиков был дан новый качественный скачок — фронтовые курсы подготовки стали преобразовываться в зенитные школы. Первая в России Зенитная артиллерийская командная школа была создана в Евпатории. Ее начальником был назначен опытный войсковой офицер подполковник В. В. Тарновский.
Тарновский Василий Васильевич — примечательная личность, по праву занимающая достойное место в истории становления зенитного дела. В свое время (в 1913 году), будучи еще войсковым офицером, капитан В. В. Тарновский сконструировал специальное зенитное орудие. Однако Главное артиллерийское управление сразу не сумело по достоинству оценить поистине революционный проект какого-то войскового младшего офицера, не имеющего на тот момент высшего академического артиллерийского образования. Лишь два года спустя, в ходе ведущейся войны, после того как наилучшим образом проявила себя бурно развивающаяся авиация, артиллерийскому ведомству в спешном порядке пришлось вернуться к этому проекту и вплотную заняться созданием зенитного орудия. Проект орудия был передан Путиловскому заводу, на котором группой ведущих инженеров (Ф. Лендер и др.) при непосредственном участии В. В. Тарновского (сыгравшего при этом ведущую роль), к концу 1914 года такое 76‑мм зенитное орудие было создано. Орудие успешно прошло испытания и было принято на вооружение русской армии. Завод в срочном порядке приступил к производству зенитных орудий. Вскоре были сформированы первые зенитные батареи, вооруженные специализированными 76‑мм зенитными пушками. Автор сконструированной зенитной пушки капитан В. В. Тарновский был назначен командиром первой из этих зенитных батарей и отправлен на действующий фронт.
В ходе Первой мировой войны, благодаря полученной боевой практике ведения зенитной стрельбы, В. В. Тарновский разработал способы боевого применения зенитных батарей для борьбы с самолётами в воздухе, определил формы и методы обучения личного состава зенитных подразделений. Позднее подполковник В. В. Тарновский передавал свой богатый войсковой опыт, обучая зенитчиков, будучи начальником Офицерских курсов стрельбы по воздушному флоту Северного флота, а затем Офицерской школы стрельбы по воздушному флоту и Зенитной артиллерийской командной школы.
В годы Первой мировой войны были сформированы 30 зенитных батарей, оснащенных пушками Лендера–Тарновского. Производство этих пушек в разные годы прекращалось, а затем возобновлялось вновь. Эти пушки применялись также в годы Гражданской войны, а также в небольшом количестве (несколько десятков образцов) участвовали в начале Великой Отечественной войны в боевых действиях. По своим ТТХ 76‑мм зенитная пушка вполне отвечала требованиям своего времени, имея максимальную горизонтальную дальность стрельбы до 9500 м, а досягаемость по высоте — до 6100 м. Немаловажным достоинством орудия было также то, что к нему подходили все снаряды 76‑мм полевой пушки обр. 1902 года, которых было произведено большое количество. Кроме того, к нему было разработано несколько десятков (!) образцов специальных зенитных снарядов со многими разновидностями поражающих элементов: стержневая шрапнель, цилиндрические и шаровые пули, проволочные элементы, траловые снаряды и пр.
Изобретатель зенитного орудия, послужившего русской, а затем Красной Армии почти три десятка лет, после большевистской революции эмигрировал в Париж, а затем в Чехию, где продолжил заниматься делом всей жизни: разрабатывал и внедрял в производство приборы для стрельбы по воздушным целям. Изобретенная им зенитная пушка вскоре получила официальное название — «пушка Лендера», а ее первоначальный изобретатель был незаслуженно вычеркнут из числа авторов изобретения (надо полагать, по политическим мотивам). Находясь в эмиграции, бывший русский полковник В. В. Тарновский в возрасте 45 лет преждевременно ушел из жизни.
Такова незавидная судьба талантливого русского офицера-изобретателя, не нашедшего достойного признания на Родине.
Итак, зенитные курсы, а затем зенитные школы вначале готовили рядовых номеров зенитных расчетов, а следующей ступенью обучения зенитному делу стала подготовка специалистов среднего и старшего комсостава.
Для этих целей в конце 1919 года в Нижнем Новгороде была сформирована Школа стрельбы по воздушному флоту для среднего и старшего комсостава. Эта Школа за несколько лет прошла сквозь череду преобразований и переездов (1921 год — Москва, 1923 год — Петроград, конец 1923 года — Севастополь). Она имела статус Противосамолетного отделения школы комсостава, затем Специальной школы старшего и среднего комсостава зенитной артиллерии РККА, наконец, Курсов усовершенствования командного состава зенитной артиллерии.
В августе 1927 года на базе этих курсов была создана Нормальная школа зенитной артиллерии для подготовки командиров взводов ЗА. Кроме того, в августе 1928 года в Ленинграде были созданы Курсы по подготовке инструкторов ПВО. По сути, эти школы и курсы послужили прообразом будущих военных училищ, готовящих командиров зенитных взводов и батарей.
Зенитная техника и вооружение непрерывно развивались: появились новые зенитные пушки, разрабатывались средства обнаружения воздушных целей (акустические, прожекторные), проектировались приборы управления зенитным огнем. Также стремительно росла численность зенитных частей и подразделений. В 1929 году Боевым уставом артиллерии РККА впервые закрепилось официальное разделение зенитной артиллерии на войсковую и позиционную. В соответствии с этим росла потребность в комплектовании войсковых частей командирами — специалистами зенитного дела. Потребовалось увеличение сроков обучения сложным профессиональным дисциплинам. Если вначале зенитчиков на курсах готовили 3–4 месяца, то затем в зенитных школах сроки обучения выросли до года, а в первых училищах зенитной артиллерии (Севастопольском, Горьковском, Бакинском, Краснодарском, Телавском, Тульчинском) командиры подразделений и частей ПВО стали готовиться уже в течение трех лет. При этом офицеры младшего командного состава получали достаточный уровень образования, позволяющий формировать требуемые профессиональные качества в соответствии с занимаемыми должностями. Установившаяся форма подготовки специалистов младшего офицерского состава за три года сохранилась вплоть до 80‑х годов прошлого века и реализовалась в средних военных училищах.
В предвоенные годы были созданы новые образцы зенитного артиллерийского вооружения (малого, среднего и большого калибров), приборы автоматизированного управления зенитным огнем взводов и батарей, средства радиолокационной разведки воздушных целей. Принципиально новое зенитное вооружение стало содержать сложные радиотехнические устройства, узлы, электронные приборы и др., что обусловило появление специфических требований к подготовке специалистов‑зенитчиков. Сложную радиоэлектронную аппаратуру должны эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать хорошо обученные кадры, обладающие широким диапазоном знаний не только боевого применения, но и основ радиотехники и электроники, устройства и эксплуатации ВВТ. Среди изучаемых предметов появились новые дисциплины: электротехника, электро- и радиоприборы, радиолокация, устройство приемопередатчиков, антенно-фидерные системы и т. п.
Эти обстоятельства предопределили последующее объективное разделение процесса обучения зенитчиков на командный и инженерный профили, реализуемого посредством перечня специфических учебных дисциплин по специальностям.
Требования надежной ПВО войск и объектов в тревожные предвоенные годы обусловили создание первых профессиональных военных училищ для войсковой ПВО: Оренбургское училище зенитной артиллерии (1937 год) и Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии (май 1941 года). Дефицит офицеров запаса обусловил восстановление системы подготовки офицеров запаса из числа студентов на военных кафедрах инженерных вузов. Ранее такая подготовка практиковалась еще в царской России в ходе Первой мировой войны.
Наконец, в предвоенные годы начала функционировать система подготовки офицеров с высшим военным образованием для формирований войсковой ПВО. Начало высшему академическому образованию было положено в Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского, впоследствии названной Михайловской. В ней на командном факультете в 1932 году приступили к подготовке командиров‑зенитчиков по программам высшей школы. При этом слушателями изучаются тактика, служба артиллерийских штабов, разведка воздушного противника, стрельба, служба тыла и др.
В 1938 году Военная артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского переводится из Ленинграда в Москву. Проводится очередная реорганизация академии, в том числе и ее командного факультета. В его составе выделяются три отделения: наземной артиллерии, артиллерийского инструментального разведывания, зенитной артиллерии. Подготовка артиллеристов‑зенитчиков стала осуществляться по отдельной программе. Вскоре на базе этих отделений создаются отдельные кафедры тактики, стрельбы и артиллерийской инструментальной разведки, а в 1939 году на базе этих кафедр формируется самостоятельный командный зенитный факультет со сроком обучения слушателей 3 года и 8 месяцев. Этот факультет положил начало высшему военному образованию в войсковой ПВО и считается родоначальником нынешней Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации.
Одновременно при Военной академии имени М. В. Фрунзе создается специальный факультет ПВО в составе командования и учебного аппарата, который также стал вести подготовку офицеров с высшим военным образованием для замещения должностей командиров‑организаторов ПВО, начальников пунктов и штабов ПВО, командиров частей и штабов ПВО, преподавателей училищ и академий, командиров для центральных и окружных управлений.
Основу содержания подготовки слушателей на этих факультетах составляла оперативно-тактическая подготовка, на которую выделялся основной лимит учебного времени.
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки процесса подготовки специалистов‑зенитчиков на военное время: проведен досрочный выпуск слушателей старших курсов; часть преподавателей отправлена на действующий фронт; введена ускоренная подготовка слушателей (8 месяцев); введен 12‑часовой учебный день; на практическую подготовку отводится более половины (55 %) учебного времени; развернуты краткосрочные курсы по подготовке военных техников из числа студентов старших курсов высших технических учебных заведений и лиц с высшим техническим образованием.
С осени 1941 года Военная артиллерийская академия и ряд вузов из европейской части страны были передислоцированы в глубокий тыл (в Самарканд, Томск и др.). Примечательно, что уже менее чем через месяц после начала передислокации слушатели приступили к занятиям на новых местах. Через год войны стало очевидным, что эффективно поражать вражескую авиацию в воздухе могут только хорошо подготовленные, обученные зенитному делу профессионалы-специалисты. Для этого нужна длительная, кропотливая подготовка, поэтому, несмотря на крайне тяжелое стратегическое положение на фронте, уже к середине 1942 года в Военной академии возобновилась подготовка зенитчиков с почти довоенными сроками обучения — 3 года.
Многие выпускники зенитного факультета 1940–1941 годов, прошедшие фронтовую закалку, выросли впоследствии в крупных военачальников, талантливых педагогов и ученых.
Война способствовала приобретению богатого опыта для организации и ведения учебного процесса, особенно в практической области. К академии прикомандировывались батареи, побывавшие на фронте, со слушателями регулярно проводились боевые стрельбы, ряды преподавателей и слушателей пополнялись только опытными фронтовыми офицерами.
Успехи Красной Армии на всех фронтах позволили в июле — августе 1944 года передислоцировать Военную артиллерийскую академию в Москву, где начались занятия по новым учебным планам и программам, предусматривающим подготовку слушателей-зенитчиков с довоенным сроком обучения — 3 года и 8 месяцев.
После окончания Великой Отечественной войны подготовка специалистов для войсковой ПВО приобрела новые качества. В период 1945–1949 годов на зенитном факультете Военной артиллерийской академии прошла очередная реорганизация. В связи с возросшей потребностью войск расширился набор слушателей, срок обучения на факультете увеличился вначале до 4 лет и 2 месяцев, а к концу 1948 года возрос еще на полгода. Перерабатывались учебные планы и программы: на оперативно-тактическую и специальную подготовку было выделено до 65 % учебного времени, значительно возросло время на стажировку и практику слушателей. Вся оперативно-тактическая подготовка строилась на опыте Великой Отечественной войны. Практически весь набор слушателей проводился среди офицеров из войск, имевших опыт боевых действий.
Многие слушатели, окончившие зенитный факультет в 1946–1952 годах, в дальнейшем занимали в войсках высокие руководящие должности.
В пятидесятых годах XX века произошли качественные изменения в военной технике и вооружении, способах её боевого применения, что потребовало пересмотра важнейших положений военной науки и системы подготовки кадров для Вооружённых Сил страны. В этой связи произошли изменения и в войсках ПВО Сухопутных войск. На вооружение соединений (частей) стали поступать новые зенитные артиллерийские и зенитные ракетные комплексы, средства разведки, связи и управления, что потребовало новых подходов к подготовке офицерских кадров и, в первую очередь, руководящего звена.
Развитие вооружения и техники, автоматизация процессов в различных отраслях военного дела потребовали введения в учебные планы нового курса «Основы электроники и автоматики».
Возросшая важность надежной защиты войск на поле боя от ударов бурно развивающихся СВН противника обусловила создание в 1958 году нового рода войск — ПВО Сухопутных войск. Войсковая ПВО приобрела статус самостоятельности, совершенствовалась ее организационно-штатная структура, резко возросла численность личного состава.
Правительством страны был принят ряд мер к всестороннему развитию войск ПВО Сухопутных войск. Основными средствами поражения воздушного противника становятся разработанные на базе последних достижений науки и техники зенитные ракетные комплексы, усовершенствованная зенитная артиллерия. В войска стали поступать новые радиолокационные системы и автоматизированные системы управления.
Все это привело к необходимости совершенствования системы подготовки офицеров с высшим военным образованием для нового рода войск.
В соответствии с велениями времени расширилась сеть военных училищ, готовящих специалистов для войсковой ПВО: перепрофилированы Оренбургское, Полтавское, Ленинградское и Киевское училища; сформировано Смоленское высшее зенитное артиллерийское командное училище. Стали развиваться окружные учебные центры и формироваться учебные центры центрального подчинения, на которых проводились подготовка войсковых зенитчиков и боевые стрельбы. В 1962 году было принято решение о передислокации зенитного факультета из Военной артиллерийской академии г. Ленинграда на базу Киевского высшего артиллерийского инженерного училища. В этот период на новой базе были оптимизированы учебные планы: на практические занятия стало планироваться свыше половины учебного времени; в учебный процесс было внедрено значительное количество оперативно-тактических задач, увеличилось время работы слушателей на командных пунктах и технике. Первостепенное внимание уделялось полевой выучке офицеров, для чего слушатели стали регулярно выезжать в учебные центры для закрепления навыков боевой работы на технике. Полевая учеба завершалась проведением заключительного КШУ с боевой стрельбой, на котором боевая авиация обозначала реального воздушного противника. Для проведения учений стали привлекаться боевые части и подразделения, которыми управляли слушатели.
В ходе последующих преобразований на базе командного факультета зенитной артиллерии (г. Киев) в мае 1973 года создается филиал Военной артиллерийской академии имени М. И. Калинина, в состав которого дополнительно вошли факультет заочного обучения и академические курсы.
Дальнейшее развитие нового рода войск обусловило необходимость создания собственного вуза, готовящего специалистов с высшим военным образованием. Вскоре Постановлением Совета Министров СССР от 20 июня 1977 года филиал Военной артиллерийской академии был преобразован в Военную академию противовоздушной обороны Сухопутных войск, которая стала готовить офицеров по востребованным специальностям: «Командно-штабная оперативно-тактическая войск ПВО СВ» и «Инженерная оперативно-тактическая войск ПВО СВ».
Новая академия стала активно развиваться, наращивать учебно-материальную базу и научно-педагогический потенциал. В июле 1985 года в академии был создан специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. На базе академии стали ежегодно проводиться оперативные сборы профессорско-преподавательского состава, межвузовские КШВИ, научно-практические конференции с привлечением представителей родственных вузов, предприятий оборонной промышленности, научно-исследовательских учреждений и др. Очень скоро Военная академия ПВО Сухопутных войск стала мощным современным вузом, в котором, наряду с подготовкой зенитчиков для Советской Армии, готовились специалисты для 41 страны ближнего и дальнего зарубежья.
В феврале 1978 года академии было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Маршала А. М. Василевского. Заслуги прославленного полководца времен Великой Отечественной войны известны всем. Кроме того, в послевоенный период Александр Михайлович, находясь на посту министра Вооружённых Сил СССР (затем военного министра СССР), сделал для повышения обороноспособности страны очень много, в том числе и в области ПВО.
Маршалом А. М. Василевским была практически заново создана система ПВО страны, которая была преобразована в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Система ПВО была полностью реорганизована, начала функционировать единая радиолокационная система обнаружения воздушных целей. На вооружение войск ПВО стали интенсивно поступать новые зенитно-артиллерийские комплексы, современные РЛС, велись разработки перспективного зенитно-ракетного вооружения. В крайне сжатые сроки была создана мощная система противовоздушной обороны столицы, имеющая в основе ЗРК С‑25. Эта система ПВО была способной уничтожить свыше 1000 (!) воздушных целей, налетающих на Москву. Также интенсивно стала развиваться авиация (в том числе и истребительная), на вооружение стали поступать реактивные самолеты. Бурное развитие получило военное образование, особенно инженерное: количество инженерных кадров в Вооруженных Силах в период его руководства выросло в три раза по сравнению с довоенным уровнем.
Начиная с 1990 года, в государственном устройстве СССР начались перемены, приведшие к распаду великой страны на ряд самостоятельных республик, пожелавших иметь собственную государственность и свои вооруженные силы. Система высшего военного образования оказалась на пути глубокого реформирования, в ходе которого ее ждали масштабные потери, особенно в начальный период. В июне 1992 года Военная академия провела последний выпуск слушателей и прекратила существование в г. Киеве как Военная академия ПВО Сухопутных войск имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского. Также немногим ранее были расформированы высшие учебные заведения (Киевское ВЗРИУ, Полтавское ВЗАКУ, 39 НИИ войсковой ПВО), Эмбинский государственный полигон (Казахстан), ряд учебных центров войсковой ПВО и др. Система подготовки кадров для войсковой ПВО, пожалуй, как ни в каком другом роде войск, подверглась радикальным преобразованиям.
В новой России с создания в г. Смоленске в 1992 году Военной академии ПВО Сухопутных войск началась новая историческая веха в области подготовки офицерских кадров с высшим военным образованием для войсковой ПВО. Вот уже более двух десятилетий параллельно с реформированием Вооруженных Сил проводятся масштабные преобразования и в области военного образования. За прошедшие годы значительно сократилось число вузов Министерства обороны, радикальным образом изменилось содержание образовательного процесса. Система военного образования, в том числе и система подготовки кадров для войсковой ПВО, выдержала несколько этапов реформирования. За это время вузы войсковой ПВО перешли к реализации программ государственных образовательных стандартов (ГОС) нескольких вариантов, а также были расформированы Ленинградское и Оренбургское училища. Подготовка специалистов для рода войск стала вестись в единственном оставшемся вузе — Военной академии войсковой ПВО, существование которой неоднократно оказывалось под вопросом. Примечательно, что 11 мая 2007 года Распоряжением Правительства РФ № 593‑Р Военной академии войсковой ПВО было возвращено почетное наименование «имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского».
Вскоре стала реализовываться разумная идея создания крупных ВУНЦ — системообразующих вузов, интегрирующих на основе головного вуза учебные структурные подразделения (филиалы), научные подразделения (отделы, центры), подразделения обеспечения учебного процесса. Стало очевидным, что каждый вид ВС и род войск должен иметь «свой» головной вуз с филиалами, число которых зависит от потребности специалистов для вида ВС, рода войск.
Сегодня, в соответствии с решением, принятым Министром обороны РФ генералом армии С. К. Шойгу в 2013 году, академия сохранила статус самостоятельного вуза и в течение последних трех лет проводит полноценные наборы слушателей и курсантов. В штате академии имеется научно-исследовательский центр, ставший правопреемником 39 НИИ войск ПВО СВ, расформированного в свое время в г. Киеве. Сотрудники НИЦ ведут научные исследования в интересах рода войск, определяя перспективы его развития, проводят разработки систем вооружения, обоснования оперативно-тактических требований к новым образцам ВВТ, вырабатывают предложения о создании типовой структуры войск ПВО СВ военных округов, разрабатывают уставные боевые документы для войск.
Военная академия войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации ведет обучение всех категорий специалистов для войск ПВО СВ, ВДВ, береговых войск флотов, а также других министерств и ведомств Российской Федерации, а также готовит докторантов, адъюнктов, слушателей, курсантов и студентов по 38 специальностям. В вузе также идет интенсивная подготовка специалистов для иностранных государств. На специальном факультете академии проводится обучение иностранных военнослужащих из 25 государств по всем специальностям войск ПВО СВ согласно заключённым соглашениям. В настоящее время поток заявок на обучение военнослужащих из других стран на перспективу значительно увеличился.
Военная академия при реформировании процесса подготовки специалистов является одним из ведущих вузов Министерства обороны, оперативно реализуя все нововведения, способствующие повышению качества учебного процесса. Одним из первых наш вуз прошел процедуру аттестации и аккредитации вузов Министерства обороны. Профессорско-преподавательский состав академии принял самое активное участие в разработке ГОС первого и последующих поколений, являясь головным исполнителем ГОС по ряду специальностей. Одним из первых вуз реализовал преобразования в системе образования и перешел на компетентностный подход, потребовавший активизации содержания образовательной деятельности, включая разработку современной методологии образования.
С целью повышения эффективности занятий, их интенсификации преподаватели академии используют такие методы проведения занятий как: компьютерная демонстрация различных физических процессов, игровые методы, диалоговый метод, проблемное изложение учебного материала и др. Широкое распространение получило использование компьютерных технологий в разработке и использовании электронных учебников. В 2015 году академия отмечена как лучший вуз Министерства обороны по разработке электронных учебников. В академии сложился коллектив опытных преподавателей, обладающих войсковым опытом и имеющих ученые степени и научные звания.
Большое значение в академии придается научной работе и подготовке научно-педагогических кадров. Ежегодно молодые ученые вуза участвуют в областном конкурсе молодых ученых, конкурсах лучших научных работ среди вузов Сухопутных войск и Министерства обороны. Признанием очевидных успехов являются гранты Президента Российской Федерации и Российского фонда фундаментальных исследований для государственной поддержки российских ученых и Фонда содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В академии успешно работает совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Ежегодно в совете проходят 20–22 защиты кандидатских диссертаций и 1–2 защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Практически все выпускники адъюнктуры и докторантуры выполняют и представляют свои работы в диссертационный совет в установленные сроки.
Военная академия непрерывно развивает учебно-материальную базу, в том числе и её полевую составляющую. Новые образцы вооружения и военной техники, систем АСУ, ЗРК, РЛС и учебно-тренажерных средств, разрабатываемые для рода войск, в первую очередь поступают на оснащение кафедр и базы обеспечения учебного процесса академии.
Неустанное внимание руководство академии традиционно уделяет практической составляющей подготовки специалистов‑зенитчиков. Для этого со слушателями и курсантами выпускных курсов проводятся тактические учения с боевой стрельбой на Государственном полигоне Капустин Яр (восстановлены после 6‑летнего перерыва), в ходе которых выпускники готовят боевую технику к боевой стрельбе, управляют штатными войсковыми расчетами, подразделениями и частями, сдают зачеты на допуск к боевой работе, а затем выполняют зачетные и боевые стрельбы. Программами обучения предусмотрено проведение различного рода стажировок и практик, проводимых, как правило, в учебных центрах рода войск (г. Оренбург, Капустин Яр, Ейск), межвидовом учебном центре (г. Ковров), а также на предприятиях промышленности, производящих вооружение и технику для войсковой ПВО.
На базе академии ежегодно проводится военно-научная конференция с участием представителей главных и центральных управлений, вузов и научно-исследовательских учреждений, а также ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сегодня Военная академия — это базовая площадка для реализации эффективного научного взаимодействия в вопросах научно-технологического прогнозирования, создания перспективных технологий, военно-научного сопровождения НИОКР (ОКР), проведения государственных испытаний новых образцов ВВТ.
Итак, за прошедшее столетие система подготовки кадров для войсковой ПВО прошла путь от начальной подготовки зенитчиков на различного рода курсах и школах до ведения полноценной подготовки в сети образовательных учреждений, включая высшее академическое образование и подготовку научных кадров высшей квалификации.
Сегодня подготовка специалистов‑зенитчиков войсковой ПВО проводится по ряду направлений:
- обучение номеров расчетов, водителей боевых машин, сержантов — непосредственно в войсковых соединениях, частях и подразделениях, а также в окружных учебных центрах и центрах подготовки младших специалистов;
- слаживание зенитных подразделений и частей при перевооружении на новую технику, обеспечение проведения тактических учений с боевой стрельбой, исследование вопросов боевого применения войск ПВО СВ — в учебных центрах войсковой ПВО центрального подчинения;
- подготовка офицеров запаса для войск ПВО СВ со сроком подготовки 3 года — на ряде военных кафедр (учебных военных центрах) гражданских вузов;
- обучение в стенах Военной академии войсковой ПВО ВС РФ по программам: высшее военное образование — срок обучения 2 года; высшее военно-специальное военное образование — срок обучения 5 лет, среднее профессиональное образование — 2 года 10 месяцев; дополнительное профессиональное образование — до 4 месяцев; послевузовское профессиональное образование (адъюнктура, докторантура) — 3 года.
Таким образом, система военного образования воинов‑зенитчиков, прошедшая несколько этапов реформирования, сегодня приобрела устойчивую структуру, включающую многоуровневую подготовку профессионалов, способных решать самые сложные задачи борьбы с современным воздушным противником. Столетний период ведения военного образования имеет богатый опыт и устойчивые традиции, дающие нынешним защитникам неба прочные знания и уверенность в победе над любым воздушным врагом. Ведущую роль в подготовке кадров высшей квалификации для войсковой ПВО играет Военная академия войсковой ПВО ВС РФ, оставшаяся в нашем роде войск единственным вузом, реализующим программы высшего профессионального образования.
Многолетняя сложившаяся система военного образования должна обладать определенной устойчивостью и стабильностью, даже некоторой консервативностью в положительном смысле, поэтому ее преобразования нужно готовить весьма тщательно и проводить после детального изучения предполагаемого эффекта и возможных последствий. Надо не только сохранить, но и приумножить проверенную годами, военным опытом, подтвержденную войсковой практикой лучшую в мире систему обучения воинов‑зенитчиков и творчески использовать богатый столетний опыт подготовки офицеров войсковой ПВО.
Анатолий Гаврилов, доктор военных наук, профессор
Татьяна Гаврилова, младший научный сотрудник
Олег Довгун, старший научный сотрудник