Всем известное творение китайского военного мыслителя Сунь Цзы в военной операции российских ВКС в Сирии получило своё новое практическое воплощение. Видимо крепнущая дружба с КНР нашим руководителям идёт только на пользу. Хотя говорить о том, что именно китайская мудрость оказывает, и оказывало влияние на политические и военные решения России в войне законного правительства Сирийской арабской республики против ИГИЛ, было бы не правильно и не верно.
«Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - в Россию надо только верить» - так метко о России написал наш поэт Фёдор Иванович Тютчев. Именно верить и доверять современной России, нужно научиться соседям из Европы и Северной Америки. Но как то не получается - русофобию на генном уровне уже не вытравить.
Разбирая факты последних двух мировых войн, где русский солдат внёс свою существенную лепту, а русский народ путём значительных лишений обеспечивал этот вклад в общую победу – я убеждаюсь каждый раз в короткой памяти европейцев и американцев.
Нынешнюю военную операцию в Сирии, результаты, затраты и реакцию мировых СМИ можно поделить чётко на три этапа – события до 30 сентября 2015 года, боевая операция ВКС России и вывод войск с 15 марта 2016 года.
Все мировые СМИ как по команде выдают в общем одну и ту же информационную массу прогнозов и анализа, которые различаются только акцентами в эти три периода обозначенные мной. Эти акценты не что иное, как тактические операции информационной войны, которая уже давно ведётся против России.
До 30 сентября 2015 года – Россию считали «страной агрессором» из-за присоединения Крыма, войны в юго-восточной Украине и ушедшей в историю конфликта в Грузии в 2008 году. Её армию считали морально устаревшей и неспособной противостоять мощному военному блоку НАТО, а экономику сильно зависящей от милости Европы и США.
Во время боевой операции ВКС – России пророчили «Афганистан-2», проблемы в экономике из-за санкций и обвала цен на нефть, а также ждали «массовых антипутинских» народных выступлений во всех городах и населённых пунктах.
После 15 марта 2016 года – вся эта информационная баталия потеряла всякий смысл, ибо заявления аналитиков, мощнейших исследовательских центров, генералов НАТО, бывших резидентов и президентов – не стоят купленных и сожженных свеч, при которых эти речи звучали. Теперь у России «Армия №2» после США, самолёты лучше, танки быстрее и корабли с «калибрами» страшнее. Россия всё сделала, как и обещала, но так и осталась «агрессором», вооружённым до зубов современным оружием.
Русский менталитет отличается от евро-американского тем, что мы по разному относимся к итогам войны. Мы эти итоги измеряем в потерях людей, а евро-американцы в растраченных финансах. Такая полярность в ценностях наблюдается и сейчас.
Оправившись от шока, вызванного неожиданным решением России вывести войска из САР, большинство маститых таблоидов мировых СМИ начали свой подсчёт «ценности» решения верховного главнокомандующего российских ВС. Цифры затрат России на войну разнятся от несколько сотен миллионов до миллиардов долларов
Как бы они не упражнялись в поисках «экономического ущерба» - результат от действий наших ВКС в жизни россиян окажется в иной плоскости.
Да, Россия понесла ущерб и потери. Мы в этой войне потеряли 224 невинных душ с рейса 7К9268 «Когалымавиа» взорванного над Синаем, пилота сбитого Су-24, матроса морской пехоты, пришедшего спасать экипаж сгоревшего бомбардировщика и военного советника, обучавшего военнослужащих армии САР. Наше доверие было вероломно предано «квази-союзником» Турцией и цинично проигнорировано всеми странами НАТО.
Каждый успешный удар наших ВКС вызывал не радость от скорейшего уничтожения игиловской чумы, а возрастающий страх со стороны тех, кто эту заразу вырастил и занёс на Ближний Восток, а сейчас распространяет в Европе, Африке и Азии. Сами удары многие западные СМИ интерпретировали только в своих координатах ценностей – «демонстрация силы», «перспектива будущей агрессии и угрозы», которые обязательно реализуются в ближайшем будущем.
Самой болезненной темой же оказался анализ сравнения эффективности действий ВКС России и коалиции возглавляемой США. Попытки скрыть полное «фиаско» коалиции не увенчались особым успехом – все сравнения по количеству вылетов, по поражённым целям были в пользу России. Тактика совместной работы авиации ВКС, беспилотников и наземной разведки союзников – оказались намного эффективней стандартов взаимодействия войск НАТО и коалиции расквартированных на базах в Турции, Ираке и Катаре.
Может быть, летчики НАТО и бомбили бы так же эффективно, как и русские пилоты, но на их действия оказывали существенное влияние закулисная политика и секретные договорённости по линии спецслужб.
По канонам военного искусства китайского мыслителя Сунь Цзы – коалиция возглавляемая США всё сделала всё для того, чтобы вся эта борьба против ИГИЛ в Сирии оказалась неэффективной, затратной и напрасной сточки зрения экономики и военного мастерства.
Давайте и мы посчитаем затраты по лидерам двух коалиций – России и США.
Под эту операцию в Ираке и Кувейте США расквартировали, кормили и поили свыше 7300 солдат и офицеров, 7000 подрядчиков и 500 военных инструкторов. Для обеспечения работы работала разведывательная и транспортная авиация, свежезамороженный апельсиновый сок входит в ежедневный рацион американского солдата.
Исходя из затрат США на операцию «Буря в пустыне», которые составляли около 1 миллиарда долларов в день, нынешние затраты надо смело делить на 50, то есть примерно 20 миллионов долларов в день. После математических вычислений затраты США на борьбу с ИГИЛ ориентировочно составили на март 2016 года сумму свыше 10 миллиардов долларов, без учета 500 миллионов потраченных на военную подготовку вооружённых отрядов сирийской оппозиции и затрат на спецоперации.
Сравнивая эту цифру с самыми смелыми расчетами (например, РБК насчитала затраты российских ВКС в день равных 2,3 миллиона долларов) – операция российских ВКС стоила России примерно 500 миллионов долларов за около 5,5 тысяч вылетов боевой и разведывательной авиации, военной логистики и жизнеобеспечения деятельности военных баз. При этом в планирование и проведение военных операций, политическое руководство России не вмешивалось.
Общий счет финансовых затрат России по сравнению с коалицией возглавляемой США составил ориентировочно 1 к 13, по численности привлечённой техники и военнослужащих соотношение еще больше в пользу России.
Таким образом – открытая дипломатия, прозрачность целей и публичность результатов их поражения, а также скрытность планирования и подготовки боевых операций – явили миру военное искусство военноначальников современной Армии России.
«Воевать не числом, а умением» - держат в уме завет Суворова наши полководцы, а китайского стратега Сунь Цзы читают факультативно. «Искусство войны» в 21 веке пишется кириллицей, надеюсь, многим стало понятно?
Тем же, кому не понятно, сообщаю, что к 2020 году Армия России будет на 70 % вооружена новыми комплексами вооружения. При этом основной задачей для наших Вооруженных сил традиционно будет оборона интересов и суверенитета Государства Российского и его союзников.
Алексей Леонков
военный эксперт
журнал «Арсенал Отечества»