Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (60) за 2022 г.

Юрий Подгорных, Валентин Дыбов, Наталья Кулькова

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции Россия вместе с рядом других европейских стран (Албанией, Боснией, Герцеговиной, Сербией, Черногорией, Андоррой) присоединилась к единому европейскому образовательному пространству, так называемому Болонскому процессу.

Основные положения Болонской декларации сводились к следующему:

  • ввести двухцикловую (двухуровневую, двухступенчатую) систему высшего профессионального образования — бакалавр, магистр;
  • использовать кредитную систему ECTS, которая станет общим базисом для национальных кредитных систем;
  • ввести единую систему оценки вузов, аккредитации и аттестации;
  • обеспечить «рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики народной открытости вузов»;
  • развивать «сотрудничество в области качества образования в направлении общеевропейского понимания»;
  • объединить «культурные ресурсы и культурно-образовательные традиции в целях разработки и реализации интегрированных программ и совместных степеней, создание дополнительных учебных модулей и курсов с европейским содержанием и ориентацией»;
  • формировать подход к образованию как процессу, длящемуся всю жизнь;
  • активировать роль студенчества, которое должно участвовать в педагогическом процессе как «компетентные, активные и творческие партнеры».

Единого мнения о таком присоединении у представителей высшей школы (в том числе и военной) не сложилось, были и «за», но были и «против».
При этом те, кто был «за», обосновывали свое мнение тем, что введение Болонской системы (прежде всего двухуровневой системы образования) позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, легче устраиваться на работу за рубежом выпускникам вузов нашей страны. Кроме того, чиновники от образования предполагали своими инструкциями и нормативными требованиями унифицировать все и вся.
Противники же присоединения говорили о том, что оно разрушит традиционную российскую модель высшего образования, которая хорошо зарекомендовала себя, а российский рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием.
Следует также отметить, что бывший в те годы министр образования России Филиппов заявил: «… От вступления России в Болонский процесс вузы в большей степени потеряют и, если этот процесс будет мешать качеству российского высшего образования, то мы не будем ему слепо следовать». Но на вопрос, насколько глубоко мы должны внедриться в этот самый процесс, чтобы определить, что он мешает нам, министр не ответил.
Но вот прошло без малого 20 лет, и стало понятно, что мы присоединились не туда. Кстати, далеко не все европейские страны с одинаковым энтузиазмом бросились навстречу единому общеевропейскому образовательному пространству. Многие страны не пошли на стирание национальных особенностей своих образовательных систем и остались, как говорится, «при своем».
Мы же совершили явную ошибку, практически отказавшись от своих традиций и преимуществ, которые заключались, главным образом, в фундаментальности нашего высшего образования. Ведь российская образовательная система — единственная система в мире, которая не была нацелена на работодателя. Готовить узкого специалиста для конкретного работодателя — значит, попросту сузить подготовку студента с высшим образованием. Необходимо давать обучающемуся широкие фундаментальные знания, а предметную специализацию выпускник вуза сможет приобрести в процессе работы. Еще академик А. Н. Крылов говорил: «Высшая школа должна научить учиться. Специализацию быстрее пройдет тот, кто обладает фундаментальными знаниями, методологией научного исследования, потому что у него есть база. Именно при наличии такой базы человеку не придется начинать с нуля, скажем, при смене тех же технологий». Так что готовить узкого специалиста на потребу конкретного работодателя — ошибка, и большая.
Ретроспективный анализ основных положений Болонской декларации позволяет сделать вывод о том, что к военной школе они явно не подходят.
Диплом бакалавра, по сути, эквивалентен диплому о высшем общем и среднем военном специальном образовании, который получали выпускники высшей военной школы с 4-летним сроком обучения после сдачи государственных экзаменов.. Да и зачем приставка «бакалавр» лейтенанту-выпускнику военного вуза? Второй уровень обучения — военная академия, после окончания которой офицер получает высшее военное образование.
Обмен обучающимися в вузах существовал в России еще в дореволюционное время. Выпускникам нашего элитного вуза — Академии Генерального штаба — предоставлялась даже годичная зарубежная командировка. В настоящее время в наших военных вузах учатся иностранные курсанты и офицеры не только из стран «ближнего зарубежья», но и также из Азии и Африки. Однако для военных вузов политика «полной международной открытости», без сомнения, является больше вредной, чем полезной.
В военных вузах реализуется один из важнейших принципов обучения «учить тому, что необходимо на войне». И государственный образовательный стандарт не должен перераспределять время обучения не в пользу учебных дисциплин, которые являются профессионально важными для военного специалиста. «Офицер и себя, и своих солдат должен готовить для действий, для работы в очень суровых условиях, — писал еще в 1923 году в статье «Интеллектуализм в военном воспитании» Александр Свечин, — а не переродить в рассуждающих «гамлетиков».
«Престиж офицера — солдата, а не ритора, человека, который готов биться, а не говорить …; быть солдатом, это значит не есть, если голоден; не пить, когда жаждешь; идти, когда смертельно устал; нести раненого товарища, когда сам валишься с ног. Вот чем должен быть солдат. А интеллектуалисты стремятся нагулять на нем моральный и материальный жирок».
О формировании подхода к образованию как процессу, длящемуся всю жизнь, у военной школы России есть соответствующий богатый опыт: обучение в вузах, командирская подготовка, инструкторско-методические сборы, сборы молодых офицеров, курсы повышения квалификации, академические курсы и масса других организационных мероприятий, основное содержание которых — учеба, учеба и еще раз учеба. Как говорят армейские остряки, «год церковно-приходской школы и всю жизнь командирская подготовка». Да Болонский процесс в этой ситуации просто отдыхает.
В военной школе, как ни в какой другой, обращается внимание на привитие обучающимся твердых практических навыков по управлению войсками (силами) в различных условиях обстановки с командных пунктов. И, если обучающийся сможет в какой-то степени реализовать кредитную систему для приобретения теоретических знаний, то в целях приобретения практических навыков и умений он этого реализовать никогда не сможет. Это можно сделать только на специальной учебно-материальной базе, которая в каждом военном вузе является уникальной.
Рассуждая о роли обучающихся военных вузов в управленческой деятельности по организации образовательного процесса (см. основные положения Болонской декларации), следует учитывать, что обучающиеся и обучаемые — в первую очередь военнослужащие, повседневная деятельность которых регламентируется требованиями воинской субординации и воинских уставов.
Таким образом, специфика и особенности организации и ведения образовательной деятельности в военных вузах РФ, а также наработки в национальной военной педагогике свидетельствуют о том, что с выходом из Болонского процесса мы ничего не потеряем, а только приобретем.
Авторы далеки от ретроградства, но все-таки считают, что уровень приобретения будет зависеть, прежде всего, от того, как чиновники от образования смогут:

  • глубоко и всесторонне оценить сложившуюся обстановку, т. е. провести системно-структурный, многофакторный анализ положительного и негативного старой системы образования и того, что было внедрено в процессе Болонского процесса;
  • отойти от либерального подражания Западу, «перенацелить» высшее образование от рынка труда (тем более зарубежного) на удовлетворение национальных интересов нашего государства в подготовке высококвалифицированных национальных кадров;
  • избавить высшую школу (в том числе и военную) от сложностей, которые возникли при употреблении понятий, у которых нет даже общепринятых однозначных определений (компетенция, универсальная компетенция, индекс достижения компетенций, модуль и других);
  • четко сформулировать, что должен знать, уметь, чем овладеть обучающийся в вузе с учетом отведенного времени на подготовку и необходимых профессионально важных качеств (ПВК);
  • четко сформулировать, какие ПВК необходимо воспитывать у обучающихся в военных вузах в процессе образовательной деятельности.

Тем, кто работает в сфере военного образования, хорошо известно, что при составлении учебных программ камнем преткновения часто выступает проблема «кого учить» и «чему учить». Часто эта проблема решается так. Начинается война в Афганистане. Войска спешно вводятся в эту страну, а через некоторое время оказывается, что мы плохо знаем ТВД. Спешно вводятся изменения в учебные программы вузов — учить обучающихся действовать в горно-лесистой местности.
Заблудился артдивизион на марше в ходе учений — строгие оргвыводы, спешное изменение учебной программы с целью повышения уровня топографической подготовки обучающихся. Началась контртеррористическая операция в Чечне — неразбериха в организации взаимодействия разнородных и разноведомственных сил и средств; боевые действия ведут не штатные части и подразделения, а формируемые боевые и тактические группы, появляются неоправданные потери. Опять выводы «… учить на опыте войны на тактическом уровне — уровне мелких подразделений». А значит, потребуются изменения в учебных программах.
Вместе с тем еще в начале XX века Александр Свечин отмечал: «… Перед нашей академией возникает задача… отбросить в значительной степени всю ту прикладную часть, которую офицер учит… на деле, но вдвинуть в программу все те основные данные, руководящие основания, которые помогли бы офицеру следить и быть участником в революции военного искусства, которая происходит на каждом шагу».
При создании новых федеральных государственных стандартов (если таковые будут после расставания с Болонским процессом) для высшей военной школы целесообразно более глубоко изучить идейное наследие Александра Свечина по разработке учебных программ военной школы.
Основная сложность при написании хороших учебных программ военных вузов заключается в том, что нет четких исходных данных, которые должны содержаться в требованиях заказчиков к профессиональной подготовке обучающихся (знать, уметь, владеть). Но ведь это дело не вуза, а именно заказчика.
У вуза должно быть право по обоснованию времени подготовки специалиста заданного уровня с учетом требования заказчика. И вот здесь возникает проблема, порожденная противоречием между требованиями к подготовке обучающихся и тем временем, которое директивно (часто без всякого обоснования) устанавливается (задается) на подготовку. А можно ли вообще подготовить обучающихся за отведенное время? Этот вопрос многие годы остается без ответа. А он должен решаться совместными усилиями заказчика и вуза.
Авторы выражают надежду, что выход отечественной военной школы из Болонского процесса не нанесет ей какого-либо вреда, а реализация изложенных предложений позволит сделать значительный шаг вперед в своем развитии. 


Авторы:
Юрий Подгорных, полковник в отставке, доктор военных наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Валентин Дыбов, полковник в отставке, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Наталья Кулькова, младший научный сотрудник НИЦ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru