Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (59) за 2022 г.
Андрей Раковенко, Андрей Кузьмин, Роман Куницын
Роль группового применения робототехнических комплексов военного назначения в современных вооруженных конфликтах
Опыт последних локальных войн и вооруженных конфликтов в Сирийской Арабской Республике (САР), Ливии, Нагорном Карабахе и Украине свидетельствует о том, что наибольшая эффективность выполнения задач в современных условиях ведения боевых действий достигается за счет применения разведывательных и ударных робототехнических комплексов (РТК). В связи с этим в настоящее время большинство технически развитых государств, в том числе Россия, Китай, США и страны НАТО, делают ставку на перспективные средства вооруженной борьбы.
По прогнозам, с 2018 по 2025 гг. доля США в мировых расходах на РТК составит 40%, России и Китая — 20%. В условиях высокого спроса на РТК и необходимости их совершенствования Президентом Российской Федерации была поставлена задача качественной модернизации Вооруженных Сил, одним из аспектов которой является роботизация. Для выработки единых подходов к использованию РТК в боевых условиях Министерством обороны РФ принята Концепция применения РТК военного назначения. Кроме того, завершается подготовка комплексной целевой программы «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года с прогнозом до 2030 года».
К задачам, решаемым современными РТК ВН, относятся:
- разведка и наблюдение на всех театрах военных действий (поиск, обнаружение и слежение за силами и средствами обеспечения вооружения);
- целеуказание для нанесения ударов высокоточным оружием (ВТО);
- уничтожение важных целей, объектов техники и живой силы противника с помощью бортового оружия;
- ретрансляция сигналов;
- радиоэлектронная борьба;
- доставка грузов, в том числе боеприпасов, медикаментов и продовольствия;
- нейтрализация взрывных устройств, разминирование местности и др.
Наибольшую эффективность РТК показывают при ведении воздушной разведки: повышается оперативность и достоверность информации о противнике в условиях высокой динамики событий благодаря многообразия способов ведения операций и быстрым переходам от одних способов к другим. В САР и на Украине разведывательные беспилотные летательные аппараты (БпЛА) осуществляют контроль за стартами и полетами по маршруту крылатых ракет морского и наземного базирования, а также поражением целей. Так, например, применение БпЛА совместно с артиллерийскими подразделениями снизило в 2–3 раза расход боеприпасов для поражения целей и существенно сократило время от момента обнаружения цели до ее уничтожения.
В настоящее время управление БпЛА осуществляется по схеме «один оператор — один БпЛА». В связи с расширяемым перечнем задач и техническими ограничениями, накладываемыми на современные БпЛА такая схема становится неэффективной. Обеспечение боевых действий требует большего количества РТК, и, как следствие, возникает необходимость перехода к схеме «один оператор — много РТК», а в случае применения разнородной группы многофункциональных РТК — «несколько операторов — много РТК». При увеличении площади разведываемой области целеуказание и контроль за поражением противника может осуществляться с требуемой оперативностью и достоверностью только несколькими БпЛА, что, в свою очередь, требует поиск новых и совершенствование существующим методов группового управления РТК.
Наиболее простым в реализации является централизованный метод группового управления. Однако в условиях активного воздействия средств радиоэлектронной борьбы противника при реализации этого метода вероятность потери управления группой резко возрастает. Это обусловило повышение автономности группы РТК и снижение ее демаскирующих признаков, которые могут быть достигнуты при децентрализованном управлении с применением стайного (роевого) интеллекта.
В условиях применения ударных БпЛА или барражирующих боеприпасов наибольшая эффективность достигается при комбинированном методе за счет элементов централизованного управления в недетерминированной среде для уточнения оператором текущих задач, стоящих перед группой.
В перспективе группы БпЛА также планируется применять для борьбы с воздушными целями, в том числе с крылатыми и оперативно-тактическими ракетами, а как самостоятельно, так и совместно с пилотируемой авиацией и другими ударными средствами, например, для противодействия системам противодействия воздушной обороны (ПВО) противника. Применение БпЛА в составе смешанной группы позволит уменьшить интенсивность воздействия противника на пилотируемый летательный аппарат (ПЛА) и повысить вероятность преодоления системы ПВО противника.
Управление совместными действиями авиации и БпЛА также значительно уменьшает время на принятие решения от момента обнаружения цели до нанесения по ней удара пилотируемыми летательными аппаратами (ПЛА). Таким образом, время нанесения поражения объектам противника от момента их обнаружения БпЛА составляет от 3 до 30 минут. На доведение до летчиков координат целей затрачивается 1–2 минуты.
В настоящее время США, КНР, Турция активно занимаются разработкой проектов, посвященных стратегиям роевого группового управления РТК ВН. Наиболее известными проектами США являются Gremlins, CARACAS и LOCUST. Проект Gremlins находится на стадии завершения теоретических исследований и проведения испытаний. К одному из самых прогрессивных проектов в данной области можно отнести китайский проект SWARM. В апреле 2022 года ученые из китайского университета Чжэцзян представили группу из десяти малоразмерных БпЛА, которые, находясь в недетерминированной среде, постоянно осуществляют обмен информацией, получаемой измерительной системой и целевой нагрузкой для составления карты своего окружения и планирование нового маршрута при возникновении препятствий. В Турции активно развивают технологию роевого интеллекта и ее программное обеспечение. Подтверждение данного вывода —разработки компании MilSOFT.
В России также активно ведутся исследования в области группового управления. В настоящее время разрабатывается проект «Молния», в котором за основу приняты концепции роевого и комбинированного управления смешанными тактическими группами летательных аппаратов. В проекте рассматриваются варианты применения легких российских БпЛА совместно с СУ-57 и тяжелым С-70 «Охотник». Практическая реализация данного проекта повысит эффективность выполнения задачи ведения воздушной разведки.
На сегодняшний день в РФ также разработаны предложения (рис. 1) по применению автоматизированной разведывательно-ударной системы (АРУС), состоящей из разнотипной группы БпЛА, единой системы связи и управления, которая должна интегрироваться в единую систему разведки и поражения. АРУС на базе комплексов с БпЛА позволит автоматизировать систему воздушной разведки, осуществлять автоматический поиск, обнаружение, распознавание, определение параметров и поражение объектов, являющихся критичными по времени и важности, под контролем органов управления различного уровня. Это значительно повысит оперативность принятия решений, даст командирам различных уровней мощный инструмент в виде «всевидящего ока» и «дальней руки».
Особое внимание уделяется такой перспективной области группового управления РТК, как микроробототехника, в которой реализуются технологии мультагентных распределенных систем. Высокая эффективность применения таких микророботов достигается за счет их низкой стоимости и высокой вероятности выполнения задач при современной тактике ведения боевых действий. Например, рой таких роботов с высокой вероятностью сможет выявлять огневые и снайперские позиции противника в городских условиях, что, в свою очередь, позволит значительно уменьшить потери среди личного состава. А при оснащении их малыми боезарядами возрастает вероятность нанесения максимального ущерба живой силе противника.
Вместе с тем существует ряд нерешенных вопросов группового управления РТК. К ним относятся сложность и отсутствие единого подхода в разработке и применении методов и алгоритмов формирования строя, планирования маршрутов движения, координации совместных действий членов группы, выполнения задач целераспределения. Актуальной остается проблема низкой оперативности принятия решения и достоверности обрабатываемой информации в системах поддержки принятия решений (СППР) оператора при увеличении количества РТК в группе. Поэтому современный этап развития группового управления нуждается в разработке и применении интеллектуальных СППР для повышения эффективности выполнения боевых и специальных задач, направленных на снижение информационного давления
на оператора.
Таким образом, робототехнические комплексы являются перспективным средством вооруженной борьбы, которое успешно применяется в современных вооруженных конфликтах. Одним из аспектов развития робототехнических комплексов является их групповое применение. В настоящее время наблюдается тенденция перехода к децентрализованным методам группового управления, однако в условиях увеличения количества решаемых задач, в которых используются РТК. Большое внимание также уделяется комбинированному методу управления, при котором у оператора имеется возможность с помощью СППР оперативно анализировать обстановку и при необходимости уточнять текущие задачи.
Авторы:
Андрей Раковенко, кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры № 24 Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
Андрей Кузьмин, адъюнкт кафедры № 24 Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
Роман Куницын, адъюнкт кафедры № 24 Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого