Страх и ужас наполняют сердце солдата, когда у него на глазах на мине подрывается его сослуживец. Ноги сами прирастают к земле и уже не могут сделать следующий шаг, когда приходит осознание того, что подразделение уже находится на минном поле. Но со страхом надо и можно бороться.
Средство от страха
Одновременно с разработкой мин велась разработка средств их нейтрализации, коих сейчас разработано великое множество. Наиболее известным средством является миноискатель, но к нему в комплекте прилагается очень уязвимый для вражеского огня элемент — человек. Тем не менее, это был самый распространенный способ проделывания проходов в минных полях в обеих мировых войнах.
Очень трудоемкий и опасный. В ночь перед атакой саперы ползли к вражеским окопам, обезвреживали мины и ставили знаки, которые видны своим, но незаметны противнику. Миноискатели не обнаруживают мин в неметаллических корпусах, а при поиске с помощью щупа нужно прокалывать землю каждые 20–30 см. Для стандартного прохода шириной 6 метров и до 200 метров длиной нужно уколоть примерно 30 тысяч раз. И это надо делать ночью, ползком и под угрозой обнаружения. Кроме того, ночная активность саперов — верный признак утреннего наступления.
Механизация процесса
Желание повысить эффективность разминирования естественна. Для этого применялись самые разные приспособления, и некоторые решения были оригинальны и достаточно эффективны. Одно из них назвали «Бангалорская торпеда». Это была труба, начиненная взрывчаткой, которую подсовывали под заборы с колючей проволокой и взрывали, тем самым проделывая в нем проход. Военные быстро сообразили, что можно соединять между собой несколько «торпед», а к передним секциям крепить колесики или лыжи, чтобы легче было двигать заряд под заграждения.
Наиболее широкое применение «Бангалорская торпеда» нашла во Второй мировой войне. Трубы соединяли между собой и получали заряд длинной до 200 метров. Для доставки его прицепляли к оснащенному минным тралом танку, который прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты. Кстати, как вы видите на фотографии этот способ используется до сих пор.
Советский Союз
В послевоенное время, в период бурного развития инженерных войск и инженерных средств, Советская армия получила свой вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) — трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг). Три заряда УЗ соединялись в треугольные секции УЗ-3, из которых собирался заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров. Технология применения пока не изменилась — танк с тралом тащил суперзмею на минное поле и там подрывал заряд. Все это выглядело очень эффектно, но все также неэффективно.
Вскоре маршал инженерных войск Харченко пришел к выводу, что все существующие способы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы должны возникать внезапно и мгновенно. Одинокий танк, медленно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, явно не внезапен.
Первый «Змей»
И тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.
По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на грузовике надо доставить в ближний тыл. Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 м и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200–300 м, замаскировать и ждать приказа.
В период огневой подготовки саперы запускают заряд, и он летит на высоте около 1 м, пока не натянется тормозной трос, а затем падает. Взрыв — и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте.
Но гладко было на только бумаге. Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения — очень малый уклон местности и высота препятствий, а поле боя — это не ровный бильярдный стол. Еще все 45 двигателей УР-3Р редко запускались одновременно, и огромная змея из взрывчатки начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз, потом приподнималась и начинала двигаться вперед.
Натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, она резко взмывала в небо, разламываясь на отдельные куски. После чего резко звучала команда «В укрытие!», и земля содрогалась от мощных взрывов. За это устройство УЗ-3Р и назвали «Змей Горыныч».
Настоящий «Змей»
Но советские конструкторы не сидели сложа руки, и в 1968 г. на вооружение инженерных войск поступила вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч».
Установка разминирования УР-67
Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 г.). Позднее усовершенствованный вариант, выполненный на базе САУ 2С1 «Гвоздика», получил обозначение УР-77 «Метеорит», ну а прозвище «Змей Горыныч» перешло по наследству.
По словам известного военного специалиста, полковника Виктора Мураховского, УР-77 на сегодняшний день — лучшая в мире система дистанционного разминирования в мире. УР-77 представляет собой бронированный сварной корпус с двумя размещенными сверху пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет всего два человека — механик-водитель и командир-оператор.
Установка разминирования УР-77 «Метеорит»
«Машина УР-77 отличается надежностью и простотой в обслуживании. Практически вся работа экипажа механизирована, и солдаты срочной службы легко справляются с ее боевым применением», — сказал полковник Мураховский.
Машина в нужное время быстро занимает пусковую позицию на линии фронта, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10–15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.
Взрыв 725 кг пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе разминирования и перебивают проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину, и теперь она готова к пуску следующего заряда разминирования. Весь процесс не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.
Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 100 м за один залп, и таких залпов у машины два. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка расчищает противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проход шириной до 14 метров.
Боевое применение
УР-77 имеет обширный послужной список: от боевых действий в Афганистане до нынешних событий в Сирии; от Африки и снова до Ближнего Востока.
Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника, особенно если перемещается в составе механизированной колонны. Бронированный корпус и гусеничная база позволяют УР-77 «с ходу» выдвинуться к линии соприкосновения с противником и проделать проход для бронетехники и пехоты, при этом экипаж не покидает защищенного корпуса машины.
Штатно машины стоят на вооружении мотострелковых и танковых полков и поэтому для их применения не надо запрашивать разрешение вышестоящих начальников. Они применяются в рамках того плана боя, который разработал конкретный командир части.
Как показала практика боевого применения, такой заряд может проделывать проходы в инженерных заграждениях не минного характера. УР-77 можно применять против противотанковых ежей и надолбов. Эффективна машина в борьбе с баррикадами и завалами, которые характерны для боев в городских условиях, что и продемонстрировали боевые действия в Сирии.
Также «Змей Горыныч» эффективно применяется во время проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Машина работала по укрепленным огневым пунктам противника во время городских боев.
Конкуренты
США тоже имеют похожее оружие, например удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC), который размещается либо на прицепе, либо на корпусе различных инженерных машин, например мостоукладчике М60 AVLB.
M58 MICLIC
Принцип действия американской системы аналогичен нашему. Твердотопливная ракета буксирует гибкий полиэтиленовый шланг, набитый С4, взрыв которого вызывает срабатывание минных взрывателей нажимного действия противотанковых и противопехотных мин, в результате чего образуется полоса местности шириной 8 м и длиной 100 м, свободная от работоспособных мин.
Все бы хорошо, но техническое исполнение у американцев оказалось куда хуже. В случае использования прицепа экипаж становится незащищенным от огня противника в момент подготовки системы к залпу. Да и сама система показала себя не очень надежной. Во время военной операции «Буря в пустыне» более половины пусков М58 оказались неудачными. В СССР даже у УР-67 неудачные пуски носили единичный характер. Вполне возможно, причина заключается в том, что наши конструкторы изначально создавали систему, способную исправно действовать в любых условиях и с любым персоналом.
«Америка уже имеет систему, подобную УР-77. Это M1 Assault Breacher Vehicle (M1 ABV), которая создана на базе танка М1 Abrams и обладает аналогичной мобильностью и возможностью проводить разминирование «с ходу». Но она находится на вооружении специальных инженерных подразделений и не входит в организационно-штатную структуру американских батальонов и бригад. Поэтому каждый раз требуется запрашивать инженерную поддержку, на что собственно тратится дополнительное время для развертывания и сужается гибкость применения установки», — рассказал полковник Мураховский.
M1 Assault Breacher Vehicle
Штурмовые машины разминирования M1 ABV находятся на вооружении инженерных подразделений армии и Корпуса морской пехоты США с 2010 г. Всего построено около 50 таких машин. Первый случай широкого применения M1 ABV отмечен в 2010 г. в Афганистане в рамках совместной операции Корпуса морской пехоты США и Международных сил содействия безопасности ISAF (возглавляемый НАТО международный контингент войск, действующий на территории Афганистана с 2001 г.) во время операции «Моштарак», которая проводилась против движения «Талибан».
Характеристика | УР-77 | М58 |
Масса заряда ВВ, кг | 41-725 | 794 |
Длина прохода в минном поле, м | 80-100 | 100 |
Ширина прохода в минном поле, м | 6 | 8 |
«Метеор» из будущего
Как мы видим по сравнительной таблице, УР-77 немного уступает западному конкуренту только по ширине прохода. Этот параметр зависит от типа заряда, и ракетной системы доставки, созданием которых в настоящий момент усиленно занимаются наши разработчики инженерных боеприпасов.
УР-15 «Метеор»
Новое изделие разрабатываемое под шифром «Разрез» имеет большее могущество по сравнению с используемыми на УР-77 зарядами УЗП-77 и УЗП-83 и будет устанавливаться на новой машине разминирования УР-15 «Метеор». «Метеор» построен на базе БМП-3, которая была существенно переделана. Фактически остался только корпус.
Машина получила гибридную силовую установку и имеет возможность тихого «электрического» хода на аккумуляторных батареях на дистанцию до трех километров. Также новинка оснащена электромагнитной системой ЭМТ для защиты от магнитных мин, имеет систему активной защиты «Афганит», постановки дымовой завесы и дистанционный боевой пулеметный модуль.
Впервые машина была представлена на учениях Кавказ-2020, но на вооружение пока не поступила — она походит испытания и доводку.
Дмитрий Дрозденко