27 апреля Президент РФ Владимир Путин детально ознакомился с работой компаний в сфере беспилотных авиационных систем, а также обсудил с ними и ответственными чиновниками вопросы дальнейшего развития.
Объём отечественного рынка только гражданских беспилотников Путин оценил в триллион рублей.
Мешают развитию беспилотной авиации, по словам президента, прежде всего устаревшие регуляторные правила и отсутствие необходимой инфраструктуры.
Задача нового национального проекта (в настоящее время в разработке) – использовать весь технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества жизни людей, сказал президент.
«В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередач, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов, – правда, это и так делается уже отчасти, но всё это в небольшом и слишком скромном размере, – а возможности здесь колоссальные по контролю над всеми другими экосистемами. Помогать необходимо с помощью этих систем своевременно предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации – мы о них хорошо знаем», – сказал Путин.
Что необходимо:
- Последовательно снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры – сейчас только все предприниматели об этом и говорили, без ущерба, конечно, для безопасности сформулировать современные, чёткие и прозрачные правила для индустрии беспилотных летательных аппаратов.
- Деятельность цифровой авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий искусственного интеллекта цифровые платформы. Они будут решать задачи хранения, обработки и анализа данных, получаемых с беспилотных авиационных систем. Такие платформы не только повысят уровень безопасности, они позволят радикально упростить, ускорить многие процессы, включая выдачу различных разрешений и процедуры контроля дронов в воздухе, использование цифровых двойников вместо так называемых натуральных испытаний.
- Осуществить формирование кластеров для производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры. Примером здесь является создаваемый в Москве индустриальный парк «Руднёво».
- Сформировать устойчивый спрос на отечественные беспилотники, прежде всего за счёт государственного заказа, и не в последнюю очередь, а может быть, даже в первую очередь – гражданского заказа.
- Кадры. Необходимо включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях, чтобы уже со школы ребята могли бы учиться управлять, собирать, конструировать дроны.
Виктория Рысина