28 октября 1948 года, когда в подмосковном городе Серпухов была сформирована 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья. Именно она стала первым вертолетным подразделением вооруженных сил Советского союза и именно он положила начало нашей армейской авиации. День рождения вертолетной эскадрильи стал днем рождения армейской авиации.
Первой машиной, на котором летчики учились летать, был построенный по поперечной схеме многоцелевой вертолет Г-3 конструкции Ивана Братухина. Его основным предназначением была корректировка артиллерийского огня, но кроме этого стояли задачи по разведке местности и доставке грузов.
Не смотря на достаточно неплохие летные показатели — скорость до 170 км/ч и практический потолок 2500 м при дальности более 200 км машина не получила своего дальнейшего развития. Во первых на ней стояли импортные Pratt Whitney R-985 AN-1, во вторых до конца не была решена проблема вибраций и устойчивой эксплуатации — на полеты машин были введены серьезные ограничения по высоте и скорости. Но, тем не менее, это был первый вертолет, стоящий на вооружении первой вертолетной эскадрильи.
В 1951 году на вооружение наших летчиков поступили вертолеты Ми-1. Это была совсем другая машина, которая была выпущена большой серией — 2680 единиц.
Вертолет Ми-1
В 50-е годы отношение к вертолетам у нашего военного руководства было достаточно прохладным, но благодаря американцам подход к винтокрылым машинам и их применению на поле боя стал меняться. Война во Вьетнаме и успешное применение вертолетов в стремительно меняющейся картине боя стало более чем очевидным. Благодаря этому и у наших генералов отношение к винтокрылым машинам и их возможностям начало стремительно меняться. Армейская авиация получила мощный толчок. В 1952 году на базе планерной школы появилось первое в стране 160-е военное вертолетное училище, которое в дальнейшем стало Сызранским высшим военным училищем летчиков имени 60-летия СССР.
Аэродром Троекуровка Сызранского ВВАУЛ
За эти годы Сызранское ВВАУЛ выпустило десятки тысяч летчиков армейской авиации. Были еще Саратовское и Уфимское ВВАУЛ, но развал СССР внес свои коррективы в жизнь. Волна перемен затронула и армейскую авиацию. Сейчас Сызранское ВВАУЛ, ныне Сызранский филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» единственное военное училище продолжающее подготовку молодых пилотов.
Курсантская летная группа и летчик-инструктор после учебных полетов
С момента раскрутки винтов первого армейского вертолета прошли десятилетия. Был Афганистан, были десятки других военных конфликтов где наши вертолетчики зарекомендовали себя как надежные и смелые боевые товарищи. Армейская авиация показала себя как незаменимая часть наших вооруженных сил, которая проводит не только транспортно-десантные операции, как это было в начале пути, но и осуществляет огневую поддержку сухопутных сил на поле боя. Ударные вертолеты стали основной угрозой опорным пунктам и бронетехнике противника.
Ми-24П на взлете
В плане подчиненности путь армейской авиации был не очень ровным. Изначально АА относилась к ВВС, но в 1990 году она была выведена из состава ВВС России и стала самостоятельным родом войск. Однако в 2003 вернулась обратно и теперь вместе с АА входит в Военно-воздушные силы РФ, которые с 2015 года входят в Воздушно-космические силы РФ.
Сейчас летчики нашей армейской авиации снова, за лентой», выполняют свой тяжелый воинский долг. Вместе с другими нашими воинами защищают наш мир и наше право на нормальную жизнь.
С праздником вас братья! Чистого неба и стабильных оборотов НВ!
Дмитрий Дрозденко