Американская корпорация Pratt&Whitney отказала российским авиастроителям (ОАК) в поставке своих двигателей PW1400G для российского лайнера МС-21, из-за чего был сокращён план по поставкам самолёта до двух единиц.
ОАК успела получить всего два комплекта американских двигателей для двух опытных образцов МС-21, хотя по заключённым ранее контрактам должна была получить восемь единиц за $101 млн. Как говорится, собственность и договор — это «священные коровы» западной цивилизации.
МС-21 с двигателем ПД-14 на МАКС-2021
Руководство говорит
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что в опытную эксплуатацию пойдут только два самолёта МС-21. Получателем планируется авиакомпания Аэрофлот. Также министр заявил, что импортные детали для самолёта МС-21 будут полностью замещены, серийное производство с российскими деталями планируется начать с 2024 года.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал, что предприятия космической корпорации готовы приступить к производству компонентов авиационных двигателей (НПО «Энергомаш») и авионики (Российские космические системы).
Наш среднемагистральный
МС-21 — это пассажирский среднемагистральный самолёт, ориентированный на самый массовый сегмент мирового рынка. Так говорится в описании на сайте производителя. Модификация МС-21-300 позволяет перевозить от 160 до 211 пассажиров, а модификация МС-21-200 — от 130 до 176 человек.
В конце 2021 года самолёт получил базовый сертификат, а в декабре совершил первый полёт с российским композитным крылом. Самолёт МС-21 планировалось поставлять инозаказчикам с американским двигателем, что, как мы понимаем, теперь уже вряд ли случится.
Модификация с российским двигателем ПД-14, ориентированная прежде всего на внутренний рынок, сейчас проходит лётные испытания. Завершение сертификации планируется в конце 2022 года, а первые поставки для коммерческой эксплуатации — с 2024 года.
МС-21 с двигателем ПД-14 на испытаниях
Конкуренты МС-21 — европейские самолёты семейства Airbus A320 NEO и американские Boeing 737 MAX. Но, как мы понимаем, на среднесрочную перспективу российский авиарынок зачищен от новых иностранцев, что даёт шанс полноценно восстановить наше гражданское авиастроение.
Нечестная игра
Проект российского среднемагистральника постоянно сталкивался с западными препонами, которые тормозили его развитие. Самый известный — отказ японских поставщиков от поставок сырья (композитного материала) для производства композитного крыла лайнера, что вызвало существенную задержку в его производстве. Запрет был в жёсткой форме пролоббирован США, которых не устраивали темпы развития нашего авиастроения. И вот очередной санкционный удар, что только подтверждает, что договариваться и сотрудничать с коллективным Западом не только сложно, но и опасно. Но далеко не всё потеряно — замену импортным двигателям сделать можно и нужно.
Перспективный двигатель с тягой 14 тонн
ПД-14 — это первый авиационный маршевый двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.
Идея создания двигателя нового поколения появилась в конце 90-х годов. Новый масштабный проект должен был устранить накопившееся технологическое отставание российской промышленности в двигателестроении. В работу были вовлечены практически все отечественные двигателестроительные предприятия и профильные НИИ.
В 2008 году двигатель получил своё имя — ПД-14. Головным разработчиком и головным изготовителем стали пермские предприятия Госкорпорации Ростех «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы» соответственно.
ПД-14 на стенде Объединённой двигателестроительной корпорации
Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые лётные — в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к производству и эксплуатации. В связи с вступлением в силу в январе 2020 года нового международного стандарта, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц, ПД-14 прошёл дополнительные испытания по определению эмиссии и получил соответствующее одобрение главного изменения в Росавиации.
ПД-14 конкурирует с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолёт МС-21) и PW1100G (самолёт А320NEO) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолёт А320NEO) и Leap-1В (самолёт В737 МАХ) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma). Двигатель ПД-14 не уступает конкурентам по сумме технико-экономических параметров.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячую часть двигателей SaM‑146 для нашего Суперджета только на своей территории. Российско-французский двигатель тоже будет меняться на наш ПД-8, но это уже совсем другая история...
Виктория Рысина / Фото ГК РОСТЕХ, Кирилл Ломакин