Долгий спор по договору «Открытое небо» закончен, во всяком случае в краткосрочной перспективе. Через неделю после очередного категорического отказа сертифицировать российский самолет наблюдатель Ту-214ОН США резко сменили свой курс.
Ту-214ОН
Еще 10 сентября, американские власти отказывались подтвердить, что оборудование установленное на борту российского Ту-214ОН в соответствует международному договору «Открытое небо», который позволяет 34 странам осуществлять инспекционные полеты над территорией друг друга.
Согласно условиям соглашения невооружённым самолётам стран-участниц договора разрешается проводить обзорные полёты над территорией других стран. Цель договора — «укрепить взаимопонимание и взаимодоверие, наделив всех его участников вне зависимости от их размера, непосредственной ролью в сборе информации посредством воздушной съёмки вооруженных сил и их действий, представляющих повод для беспокойства».
Тем не менее 18 сентября Америка изменила свою позицию. «Соединённые Штаты проинформировали всех участников договора посредством формальных механизмов соглашения о том, что мы одобрим сертификацию российского самолёта», — заявил по этому поводу чиновник Госдепа. «Российский самолет и его сенсоры соответствуют всем договорным требованиям по сертификации», сказал он
В начале сентября, по словам чиновника Госдепартамента США, эксперты ряда стран-участниц соглашения собрались в России для сертификации российского самолёта наблюдения Ту-214. Однако тогда США выступили против подобного шага, заявив, что в Вашингтоне по этому поводу окончательного решения ещё не принято.
Наблюдательный самолет OC-135B 45-й разведывательной эскадрильи ВВС США на базе Эндрюс. Используется для выполнения полетов согласно «Договора по открытому небу»
Тем не менее точная дата полёта российского самолёта до сих пор неизвестна из-за отсутствия ясности в вопросе о том, разрешит ли Москва обзорные полёты над Калининградом.
Международный договор по открытому небу (The Treaty on Open Skies) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Согласно условиям соглашения невооружённым самолётам наблюдателям стран-участниц разрешается проводить обзорные полёты над территорией других стран. Цель договора — «укрепить взаимопонимание и взаимодоверие, наделив всех его участников вне зависимости от их размера, непосредственной ролью в сборе информации посредством воздушной съёмки вооруженных сил и их действий, представляющих повод для беспокойства». С 2017 года в договоре участвует 34 страны.
Ситуация по Калиниграду
Договор открытого разрешает полеты на расстояние до 5 тыс. км, Россия ввела лимит в 500 км в отношении полетов над Калининградской областью, т.к. она является обособленным анклавом России и достаточно маленькая по размеру. С учетом того, что для полного осмотра этого района в рамках Договора о свободном небе требуется пролететь примерно 1,2 тыс. км, участникам договора приходится перераспределять два полета, которые при иной ситуации выполнялись бы над другими районами России, а страна у нас большая и все что хочешь за один раз не увидишь. Понятно, американцы опять нами недовольны. Хотя когда они были довольны? Ведь Америка равнее всех равных.
Ту-214ОН
Первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения. На Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения. В состав комплекса входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. В соответствии с требования договора установлено ограничение на разрешение цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см. РФ обладает двумя подобными самолетами.