Семьдесят лет назад в небо Захарковского аэродрома поднялся первый советский вертолет Ми-1. Взлет выполнил летчик-испытатель Байкалов. Случилось это 20 сентября 1948 года и ознаменовало собой начало эры нашей вертолетной авиации.
Ми-1. Сызранское ВВАУЛ
После Великой Отечественной войны в стране была страшная разруха, многие города лежали в руинах, все государственные ресурсы были задействованы на восстановление народного хозяйства. Наверное, это странно звучит, но то, порой жутко сейчас критикуемое советское руководство смотрело в будущее и думало о благе всей страны, причем на долгосрочную перспективу. Фраза «Денег нет, но вы держитесь» тогда не могла прозвучать.
Сталинский приказ
В августе 1947 года Сталин написал Министру обороны Георгию Жукову: «Почему в США много фирм занимаются геликоптерами, и они применяются уже в армии, а у нас копается только Братухин и ничего конкретного нет?», и уже осенью 1947 г. государственной комиссии был представлен полноразмерный макет первого советского вертолета.
12 декабря вышло постановление о создании на территории завода 382 в Тушино ОКБ-4, которое возглавил Михаил Леонтьевич Миль. На обороте приказа он нарисовал ослика, пытающегося столкнуть с горы огромный камень.
Михаил Миль за рабочим столом
Страна Советов занялась вертолетами — Милевское КБ начало разработку экспериментального трехместного геликоптера (тогда слова «вертолет» еще не придумали). Протестировав образец на испытаниях, государственная комиссия одобрила проект с определенными рекомендациями.
Проект «ГМ-1»
В начале проектирования аппарат получил название ГМ-1 (Геликоптер Миля-1). На начальном этапе проектированием занимались инженеры Котиков и Русанович, а закончил разработку А.Э. Малаховский, которого стали называть родоначальником систем «Ми».
Ми-1 стал школьной партой для многих тысяч советских летчиков
Первый геликоптер разрабатывался как связной. Кабина, кроме пилота, помещала еще двух человек. Машина была построена по уже ставшей классической одновинтовой схеме с трехлопастными винтами. Во время разработки был учтен опыт зарубежного и отечественного вертолетостроения, однако милевские инженеры стремились создать новую, оригинальную модель.
Ми-1
Изменения, внесенные в конструкцию втулки несущего винта: были вставлены вертикальный и горизонтальный шарниры, в которых применили игольчатые подшипники. На осевом шарнире находились один упорный и два радиальных шариковых подшипника. Понижение колебаний лопастей обеспечивали фрикционные демпферы.
Втулка и автомат перекоса Ми-1. Видны горизонтальные и вертикальные подшипники
Такая конструкция увеличивала эффективность управления вертолётом и была гораздо проще той, которая использовалась на американских машинах — схемы с совмещёнными горизонтальными шарнирами, ось которых проходит вдоль оси вращения несущего винта. Такую втулку можно увидеть сейчас на американских вертолетах Robinson.
Впоследствии систему управления снабдили гидроусилителями, и объединили управление общим шагом несущего винта и мощностью двигателя в единую систему «шаг — газ». Вертолет получил противооблединительную систему. На Ми-1 установили поршневой двигатель АИ-26 мощностью 580 л.с.
Моторный отсек Ми-1
Первые три пробных образца Ми-1 строились в Киеве из-за отсутствия на ОКБ им. Миля необходимой производственной базы. Руководил процессом М.Н. Пивоваров, а за летные испытания ГМ-1 (прототип Ми-1) отвечал инженер-испытатель Г.В. Ремезов. Первые три взлета Ми-1 были выполнены 20.09.1948 летчиком-испытателем Байкаловым на Захарковском аэродроме. 30 сентября 1948 вертолет разогнался до 100 км/час, а спустя некоторое время достигнут и максимум того времени – 170 км/час.
В 1949 г. начались государственные испытания винтокрылой машины. Особых нареканий на работу нового вертолета не возникло, за исключением, наверное, уровня вибраций на определенных режимах полета. В 1950-е годы было проведено множество тестов, которыми проверялась работа вертолета в горной местности и сложных метеоусловиях. Машина болела «детскими болезнями», и процесс доводки был совсем не простым.
Первый «Заяц»
Так вертолет Ми-1, который по классификации НАТО получил название «Заяц», стал первым серийным вертолетом в Советском Союзе. На Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов.
Медико-эвакуационный вариант Ми-1 с капсулой для пострадавшего
Надежный и удобный в управлении, в СССР он широко использовался как в Вооруженных силах, так и в гражданской авиации. Серийный выпуск вертолета с 1954 по 1960 гг. осуществлялся в Советском Союзе, а также с 1956 по 1965 гг. в Польше, в городе Свидник За эти годы построили 2680 вертолетов.
Это был небольшой вертолет, который дал начало одной из самых знаменитых в мировой вертолетной авиации серии машин — «Ми».