Вчера, 21 мая 2020 года от нас ушел последний из легендарных «реактивных» асов Корейской войны — Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко.
Война
Март 44-го года. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, швырнуло в сторону. Летчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя уже перекинулось в кабину. Очнулся он уже на земле, когда его обыскивали немцы. Перевязали раны на ногах, ожоги и отвезли в штаб на допрос.
Узнав, что он летчик допрашивающий офицер приказал его расстрелять, но более высокое немецкое начальство отменило приговор и отправило в госпиталь в лагере военнопленных. По дороге немцы снова спасли его от бандеровского прихвостня, который хотел убить нашего летчика. «Возница спрыгнул с телеги, схватился за ружье и орет: «Щас я тебя москалюка, сам расстреляю!»
Спасли меня немцы – отобрали у него винтовку, ведь у них был приказ – доставить меня в госпиталь, а воинскую дисциплину они соблюдали», - вспоминал Крамаренко.
Врачи были наши, из числа пленных — хорошо обработали раны и ожоги, дали болеутоляющее. На седьмой день своего плена Крамаренко услышал звуки боя, и увидел, как немцы поджигают бараки с военнопленными. Но барак, в котором он находился, по каким-то причинам не подожгли. В 12 часов дня его двери открыли советские солдаты.
Лечение и восстановление заняло несколько месяцев. Ранения ног и ожоги оказались тяжелыми. Но Сергей Макарович убедил врачей что годен к летной службе без ограничений.
В это время его полк переименовали из 19-го в 176-ой Гвардейский. На счету летчиков полка уже было более 200 сбитых немецких самолетов. В это же время в полк был зачислен уже дважды Герой Советского Союза Кожедуб. Крайний воздушный бой летчика Крамаренко в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.
«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые летчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», - вспоминал военный летчик.
За время участия в Великой Отечественной войне Сергей Макарович Крамаренко совершил 66 боевых вылетов и участвовал в 26 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолета противника и 1 немецкий дирижабль-разведчик.
Китайский летчик «Ли Си Цин»
«В 1950 году мы стали учить корейский язык. Тогда Ким Ир Сен обратился за военной помощью к Советскому Союзу. Вот Сталин и послал своих «соколов» хотится на американские бомбардировщики и истребители. Но официально мы там не были. Нам даже корейские имена давали для радиосвязи во время воздушного боя. Меня звали «Бай-Да». Летали мы тогда на самых современных – реактивных самолетах ЯК-15, а потом и МиГ-15», - рассказывал Сергей Крамаренко.
Командиром группы, которая была оформлена как 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Самолеты были разобраны чуть ли ни до винтика и погружены на железнодорожные платформы.
На границе с Кореей советских летчиков переодели в китайскую военную форму: хлопчатобумажные брюки синего цвета и китель цвета хаки, хромовые сапоги, суконную шинель горчичного цвета и светло-коричневую шапку-ушанку с козырьком. На кармане кителя иероглифы – «Китайская народно-освободительная армия».
МиГ-15
«В столовой нас пытались кормить «русскими блюдами» – макаронный суп, иногда капустный. На второе те же макароны, иногда картошка с мясом или рыбой. Очень часто – яичница, а иногда специфическое китайское блюдо – трепанги, которых мы сразу прозвали «морскими огурцами», - вспоминал ветеран.
Противостояние
Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты 2 «Мустанга», у нас потерь не было.
Американский истребитель F-86 Seibr
Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось.
Северокорейские пленные... мальчишки
«Нам, конечно же, очень хотелось обо всем этом написать домой, но мы не могли, не имели права. Мы должны были «зашифровывать» все. Так, например, о воздушных боях мы писали: «играли в футбол», о сбитом самолете: «Я забил гол в ворота противника».
Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр».
Сбитый советскими летчиками Boeing B-29 «Superfortress» «Суперкрепость»
По своим летно-тактическим данным этот истребитель был примерно равен МиГ-15: уступая в скороподъемности и удельной тяге, он превосходил его в лучшей маневренности, большей дальности полета и в наборе скорости на пикировании. Зато МиГ-15 имел существенное преимущество в вооружении. Его три пушки: две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров - значительно превосходили вооружение «Сейбра»: 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров.
Американский истребитель F-86 «Сейбр»
«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», - рассказывал Сергей Крамаренко.
Справедливость. Уважение. Удача
В одном из боев Сергей Макарович «простил» австралийского летчика (Австралия участвовала в военном конфликте на стороне сил США-ООН - Ред.). «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский летчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и ему пришлось катапультироваться.
«Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», - вспоминал летчик.
На земле Крамаренко тогда тоже сопутствовала удача. Было немало случаев, когда сбитые советские летчики безуспешно доказывали подобравшим их китайским или корейским солдатам, что они советские, а не американские пилоты. Ведь никаких документов, удостоверяющих это, у них не было, а одеты они были в форму Китайской народной армии. Такие ситуации порой заканчивались трагически. Крамаренко «задержали» северокорейские крестьяне, правда, не обошлось без объяснений.
Инструктаж советских пилотов перед вылетом
«Я им говорю: «Ким Ир Сен – хо!» – то есть «хорошо». Затем указал пальцем на себя: «Сталин – хо!», - рассказывал о своем спасении Сергей Макарович.
За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолета. Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши летчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли миллионы мирных корейских жителей.
Корейская война была несправедлива по отношению к народу не по ту не по эту сторону баррикад. Это была война двух систем. Противостояния существует и в наше время и решить его не дают именно действия США, которые направлены на сохранение своего военного присутствия в этом регионе
За проявленную отвагу майору Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза. После возвращения из Кореи он поступил в Военно-Воздушную академию, а закончив ее, продолжил службу в разных местах страны. Прошел путь от заместителя командира истребительного авиаполка до заместителя командующего отдельной армии ПВО и заместителя начальника штаба 23-ей Воздушной армии. Как опытного специалиста его направляли обучать безопасности полётов лётчиков в 1970-71 гг. в Ирак, а с 1973 по 1975 годы Сергей Крамаренко служил в Алжире.
Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко и певец и композитор, подполковник ВС Белоруссии Николай Анисимов
«Летчики не умирают – они улетают и не возвращаются». Антуан Де Сент Экзюпери
Александр Скрипник