Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (61) за 2022 г.
Евгений Лосев, Александр Лосев
Крупнейшие в мире территория и протяженность морских границ, огромные запасы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество народонаселения Российской Федерации объективно предопределяют ее существование и развитие в XXI веке как великой континентальной и морской державы.
Морская доктрина РФ
С 2001 года, с подрывом зданий Всемирного торгового центра и вторжением вооруженных сил Соединенных Штатов в Афганистан, по признанию Государственного секретаря Кондолизы Райс и директора ЦРУ Роберта Джеймса Вулси (младшего), США вступают в четвертую (после «холодной») мировую войну и будут вести ее до победы. В период завершения процесса глобализации мира для достижения конечной цели в этой войне используются все возможные средства, включая масштабное вооруженное насилие:. война — мировая или глобальная, причем время ее окончания не определено; применяемые средства насилия не ограничены; морально-этические ограничения сняты; война ведется во всех средах и сферах; ее цель — полное разрушение социальных институтов государств противников.
В связи с этими угрозами сегодня Россия вынуждена противостоять глобальной мировой агрессии, в том числе и в Мировом океане.
Новая Морская доктрина РФ, как и ранее, определяет национальными интересами весь Мировой океан и Каспийское море. Национальные интересы РФ формируются с учетом вызовов и угроз национальной безопасности в Мировом океане, норм международного права, международных договоров РФ, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств.
Во-первых, это обеспечение независимости, государственной и территориальной целостности, незыблемости суверенитета страны, суверенных прав и юрисдикции РФ в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. Сохранение за РФ статуса великой морской державы, развитие морского потенциала и укрепление ее обороноспособности в Мировом океане в условиях формирующегося полицентричного мира.
Во-вторых, это свобода открытого моря, включающая в себя свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, право прокладывать подводные кабели и трубопроводы углеводородного сырья, право на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна, обеспечение экологической безопасности при проведении работ в Мировом океане и сохранение человеческой жизни на море.
В-третьих, это развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны после закрепления его (шельфа) внешней границы в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке.
Приоритетные зоны в Мировом океане
Районы обеспечения национальных интересов РФ в Мировом океане разделены в доктрине по значимости на «жизненно важные», «важные» и «другие».
Так, в первую группу вошли зоны, которые «… непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны». К ним отнесены внутренние морские воды и территориальное море РФ, исключительная экономическая зона страны и ее континентальный шельф, Арктический бассейн, включая акваторию Севморпути, акватория Охотского моря и российский сектор Каспия.
Важными районами определены те, которые в значительной степени влияют на экономическое развитие, материальное благосостояние населения и состояние национальной безопасности РФ, а также на поддержание стратегической и региональной безопасности государства. Это, в частности, акватории, прилегающие к побережью РФ, включая Азовское и Черное моря, восточную часть Средиземного моря, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы прохождения мировых транспортных коммуникаций.
Для защиты своих национальных интересов в Мировом океане РФ реализует свое бесспорное право на присутствие Военно-Морского Флота и его применение в строгом соответствии с законодательством РФ, ее международными договорами и нормами международного права. Контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на арктическом региональном направлении. С этой целью развитие спутниковых систем связи и навигации и, в первую очередь, в Арктике, дистанционное зондирование ее поверхности, расширение и модернизация наземных комплексов поддержки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, — являются приоритетными. Таковым же является и обеспечение гидрометеорологической, навигационной и гелиогеофизической информационной поддержки морской деятельности в этом регионе.
Морская доктрина России предусматривает развитие на Дальнем Востоке современного высокотехнологического судостроительного комплекса, предназначенного не только для строительства крупнотоннажных судов для освоения Арктики, но и для современных авианесущих кораблей Военно-Морского флота.
В списке приоритетов в развитии судостроительного комплекса РФ — «… формирование, разработка и внедрение комплекса приоритетных технологий, позволяющих создавать перспективные системы и образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе морские роботизированные комплексы различного назначения на базе искусственного интеллекта, и обеспечивающих опережающее развитие Военно-Морского Флота и конкурентоспособность отечественной военно-морской продукции».
Необходимость в технологической независимости в сфере судостроения подчеркивается в доктрине. Кроме этого, среди первоочередных направлений — развитие и обеспечение строительства военных кораблей, военно-вспомогательных, транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных гражданских судов, объектов гражданской морской техники, оснащенных оборудованием отечественного производства, и максимальная локализация судостроения в РФ, создание государственной системы для информирования о местоположении судов.
Важно строить новые заводы по производству сжиженного природного газа на Дальнем Востоке. Доктрина прямо указывает на необходимость формирования ресурсной базы и создания мощностей по производству сжиженного газа и его отгрузке с созданием специализированных терминалов в интересах долгосрочного газоснабжения российских потребителей и экспортных поставок.
Другим приоритетом морской политики РФ является развитие международного военного сотрудничества с ВМС государств Каспийского региона. Как уточняется в документе, планируется развитие сил и системы базирования Каспийской флотилии.
«Приоритетными направлениями обеспечения безопасности мореплавания являются… наращивание и совершенствование орбитальной группировки космических аппаратов, используемых для гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического обеспечения морской деятельности». В частности, наращивание спутниковой группировки будет включать развертывание высокоэллиптической космической системы для обеспечения гидрометеорологических данных по полярному региону Земли и группировки космических аппаратов, используемых для радиолокационного зондирования Земли, чтобы получать информацию о ледовой обстановке при любой облачности и в темное время суток, в том числе в условиях полярной ночи.
В тексте документа также отмечается, что определяющим фактором в отношениях с НАТО является неприемлемость продвижения инфраструктуры альянса к границам РФ. Национальная морская политика на атлантическом региональном направлении определяется с учетом существования НАТО, деятельность которой «направлена на прямое противоборство с Российской Федерацией и ее союзниками». При этом целями национальной морской политики на атлантическом направлении будут отстаивание и надежное обеспечение национальных интересов России, создание условий для стабильного экономического сотрудничества со странами.
Риски и угрозы для морской деятельности РФ
Одним из основных рисков является отсутствие необходимых пунктов базирования за пределами РФ для кораблей и судов Военно-Морского Флота, выполняющих задачи в удаленных районах Мирового океана. Так вот, новая Морская доктрина РФ предусматривает не только формирование в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ, но и создание условий для военно-морского присутствия в АТР, позволяющего осуществлять контроль морских транспортных коммуникаций.
Новая Морская доктрина РФ предусматривает, кроме ПМТО ВМФ в сирийском Тартусе, «… создание и развитие ПМТО на территориях других государств этого региона, развитие отношений с государствами Ближнего Востока и Северной Африки с прилегающими морями и морскими пространствами, включающими Средиземное, Красное море и Индийский океан», в целях «… сохранения и поддержания военно-морского присутствия РФ».
Доктрина определяет: «Основными вызовами и угрозами национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанными с Мировым океаном, являются: стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана».
Рост количества учений объединенных сил в акваториях морей, прилегающих к территории РФ, продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, стремление США и их союзников к действиям по ограничению доступа РФ к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям, стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил и повышение боевых возможностей ВМС других государств, несомненно, являются угрозами национальной безопасности России.
В документе в качестве угроз перечисляются и территориальные претензии к РФ ряда государств относительно некоторых ее приморских и островных территорий (например, Курильских островов и др.), вооруженные конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для РФ и ее союзников, обладающих выходом к Мировому океану.
В качестве таких угроз, способствующих возрастанию конфликтного потенциала в Арктике, доктрина относит экономическое, политическое, международно-правовое, и военное давление на Россию в целях дискредитации и снижения эффективности ее морской деятельности, ослабление ее контроля над Северным морским путем (СМП), наращивание иностранного военно-морского присутствия в Арктике.
Еще один пункт доктрины фиксирует в качестве угроз увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, незаконной транспортировки по морю оружия, наркотиков и психотропных веществ, а также химических и радиоактивных веществ. Поэтому Россия будет принимать меры по борьбе с пиратством и терроризмом на море
Как указано в Доктрине, эта работа будет вестись, в частности, путем «развития системы политических, правовых, социально-экономических и военных мер, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение пиратских и террористических актов в отношении судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации».
В Доктрине прописаны оперативное реагирование органов власти на пиратские и террористические акты в отношении судов, ходящих под российским флагом, или на которых находятся граждане РФ, и в целом оказание помощи судам в подобных ситуациях.
Доктриной констатируется, во‑первых, что развитие страны происходит на фоне существующих и новых угроз, что «… в первую очередь связано с геополитическим положением РФ и ее ролью в мировой политике» и во‑вторых, «… в международных отношениях не снижается роль фактора силы.
Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории РФ».
Развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры
На Атлантическом региональном направлении являются «… в Балтийском море: развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке и транспортировке углеводородных ресурсов, в интересах переориентации экспортных и импортных грузов на отечественные порты; дальнейшее развитие в интересах экспорта системы подводных трубопроводов, обеспечение их эффективного и безопасного функционирования», — говорится в документе.
В доктрине отражена необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на этом направлении.
Кроме того, документ содержит идею о развитии войск и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море, а также обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении портов Усть-Луги и Санкт-Петербурга. Доктрина предусматривает и развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке, во всем Балтийском бассейне, а также строительство новых и модернизация действующих мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий.
Новая Морская доктрина предусматривает усиление группировок Черноморского флота и развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края. Кроме того, предусматривается всестороннее укрепление геополитических позиций России в Черном и Азовском морях, а также обеспечение на основе норм международного морского права благоприятного для РФ международного правового режима Черного и Азовского морей и порядка использования их водных биоресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов. Для этого полагается необходимым «… развитие судостроительного комплекса на базе судостроительных и судоремонтных предприятий Республики Крым и города Севастополь, включая крупнотоннажное кораблестроение (судостроение) и судоремонт».
Приоритетными направлениями развития морского транспорта являются: значительное увеличение доли судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота за счет использования различных механизмов, в том числе льготных субсидий, и устранения излишних административных барьеров», — говорится в документе.
Геологоразведочные работы на шельфе Арктики и Каспия
Морская доктрина РФ предполагает увеличить объем геологоразведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в Арктической зоне и в районе Каспийского моря.
В документе подчеркивается, что в этих сферах необходимо государственное регулирование для обеспечения национальной безопасности России и устранение административных барьеров препятствующих интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов. В секторе Каспийского моря должен быть сформирован современный нефтегазодобывающий комплекс с учетом требований экологической безопасности. Для этого следует привлечь российские компании к геологоразведочным работам. Впоследствии новые месторождения должны быть включены в систему трубопроводов.
Доктрина предусматривает и более активную разработку природных ресурсов, включая повышение уровня геологической изученности Японского, Охотского и Берингова морей.
Доктрина заявляет и о намерении России увеличить объем геологоразведочных работ по поиску железомарганцевых и кобальтоносных месторождений для создания необходимых металлов в космической и оборонной промышленности.
Развитие стратегического и военно-морского сотрудничества
Отмечается, что Россия планирует расширить взаимодействие с Ираном, Ираком и Саудовской Аравией, а также военно-морское сотрудничество с Индией.
«Приоритетами национальной морской политики на Индоокеанском региональном направлении является… развитие стратегического партнерства и военно-морского сотрудничества с Республикой Индией, а также расширение взаимодействия с Исламской Республикой Иран, Республикой Ирак, Королевством Саудовская Аравия и другими государствами региона», — говорится в документе. Доктрина предусматривает курс на превращение данного региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма.
Россия намерена твердо и решительно отстаивать свои национальные интересы в Мировом океане, а наличие достаточной морской мощи гарантирует их обеспечение и защиту. Реализация положений Морской доктрины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию РФ, обеспечению ее национальной безопасности и укреплению авторитета на международной арене.
Авторы:
Евгений Лосев, профессор, доктор военных наук, профессор ВУНЦ ВМФ ВМА
Александр Лосев, кандидат военных наук, директор научного парка Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)