В последнее время много, подозрительно много вбрасывается информации о том, что наш авиапром не справится со своей главной задачей — проводить иностранную технику «на выход». То вертолёты Ансат все скоро перестанут летать, то наши гражданские лайнеры не встанут на крыло. Кто-то, наверное из поклонников мистера Гайдара, очень хочет «возвращения Боинга» и прочих западных авиапроизводителей на наш рынок.
Не получится — это наша страна и наш рынок! Ну а если серьёзно, без слоганов, то проблема суверенного авиапрома, своего, надежного, современного стоит ребром — как ведет себя «цивилизованный запад», мы увидели воочию, поэтому надо создать свою, полностью свою линейку гражданской авиатехники, ну а рынок... Многие страны, которые находятся под постоянном экономическим и политическим давлением запада с удовольствием приобретут российские самолеты и вертолеты, конечно после их развертывания в российском небе.
Отечественный «Суперджет»
Третий опытный образец полностью отечественного лайнера «Суперджет» с нашими двигателями ПД-8 совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре, сообщил «Ростех». По данным компании, сертификационные испытания завершат до конца 2025 года, а поставки авиакомпаниям начнутся с 2026 года. В «Ростехе» добавили, что испытания прошли успешно — была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, а машина показала хорошую управляемость и устойчивость в воздухе.
В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем. Самолет поднялся в небо на российских двигателях ПД-8 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Машина показала хорошую управляемость и устойчивость в воздухе. Программа сертификации российского лайнера идёт по плану.
«Программа импортзамещения самолета «Суперджет» вышла на финишную прямую. Кооперация предприятий Ростеха провела огромную работу. На лайнере заменили порядка 40 импортных систем и агрегатов, включая важнейший компонент – двигатели. Сегодня совершила первый полет уже третья опытная машина. На ней отрабатывается взаимодействие силовых установок ПД-8 с отечественными бортовыми системами. Подключение к летным испытаниям третьего борта позволит ускорить программу сертификации. Сейчас мы идем в рамках установленного графика», – сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
В честь приближающегося праздника на «Суперджет» был нанесен логотип 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Самолет пилотировал экипаж в составе командира заслуженного летчика-испытателя РФ Сергея Завалкина, второго пилота летчика-испытателя 1 класса Александра Верхова и ведущего инженера по летным испытаниям - бортового оператора Максима Грюканова. Продолжительность полета составила около 40 минут, он проходил на высотах до 3000 метров и скоростях до 500 км/час.
После приземления командир экипажа Сергей Завалкин доложил об успешном выполнении полетного задания. В ходе первого полета выполнен взлет и набор высоты 3000 метров на взлетном режиме двигателей. В небе осуществлена проверка работы систем управления, гидравлики, кондиционирования воздуха, а также пилотажно-навигационного оборудования в диапазоне скоростей от минимальной до максимальной для этого полета. Кроме того, проверена газодинамическая устойчивость двигателей ПД-8. В полете выполнена уборка и выпуск шасси.
«Сегодня мы стали свидетелями исторического события – первого полета полностью российского самолета «Суперджета». Уверен, это станет важным шагом к укреплению технологической независимости нашей страны и внесет значительный вклад в развитие отечественного авиастроения. Импортозамещенная версия самолета создается в предельно сжатые сроки. До конца текущего года мы планируем закончить сертификационные испытания, чтобы с 2026 года начать поставки в авиакомпании», – рассказал генеральный директор ОАК Вадим Бадеха.
В целях ускорения программы сертификации в летных испытаниях принимают участие три самолета. В прошлом году начались испытания первого опытного образца «Суперджета», оснащенного системами и агрегатами российского производства и франко-российскими двигателями SaM146. В марте текущего года к программе летных испытаний присоединился второй опытный борт с отечественными двигателями ПД-8 и частично системами импортного производства. Сейчас к летной программе подключен третий, полностью российский самолет с заводским номером 97003.
«Суперджет» – ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет. В рамках работ по импортозамещению машина оснащена российскими двигателями, авионикой, шасси, вспомогательной силовой установкой, системами управления, электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другими. Также самолет получил новый фюзеляж, в который внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание воздушного судна.
Двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 тягой 8 тонн для пассажирского самолета «Суперджет» и самолета-амфибии Бе-200 создан с применением новых российских материалов и прогрессивных технологий. В работе задействована широкая кооперация предприятий ОДК, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14.
«Данному борту предстоит выполнить порядка 130 сертификационных полетов, включая специальные испытания в экстремально низких и высоких температурах - желаю удачи всем, кто вовлечен в эту масштабную и ответственную работу!», добавил первый зампред Правительства РФ Денис Мантуров.
Виктория Рысина