93 года назад, 8 февраля 1929 года в русском языке появилось новое слово — «вертолёт». Так авиаконструктор Николай Ильич Камов окрестил летательный аппарат КаСкр-1 «Красный инженер». Это название было получено от слияния фамилий авторов проекта — Камова и Скржинского.
«Вертолет» (автожир) КаСкр-1 «Красный инженер»
Первое упоминание нового слова в официальных документах зафиксировано в Протоколе заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа, датированном 8 февраля 1929 года. Тогда, в России, вертолет называли на французский манер - «геликоптер» (hélicoptère).
Николай Ильич Камов в своем рабочем кабинете
По сути своей изобретение Камова было автожиром. Это летательные аппараты в которых роль крыла в создании подъемной силы брал на себя свободно вращающийся несущий винт. Благодаря ему автожиры имели очень короткий разбег и могли осуществлять практически вертикальную посадку в режиме авторотации несущего винта. Горизонтальный полет обеспечивался за счет тянущего или толкающего пропеллера. Автожиры есть и сейчас и занимают свою, пусть и очень узкую нишу в авиации.
Николай Ильич Камов возле вертолета Ка-18
С тех пор прошел почти целый век. Слово «вертолет» совершило точную «посадку» в русском языке, ну а сами вертолеты прочно обосновались в небе. Современная авиация невозможна без этих уникальных винтокрылых машин, а российские вертолеты марок «Ми» и «Ка», названия которых тоже являются сокращениями от фамилий наших великих конструкторов Михаила Леонтьевича Миля и Николая Ильича Камова, знает весь мир. Благодаря этим великим людям и их талантливым коллективам наше вертолетостроение не имеет себе равных.
СССР. Вертолет Ка-26 на службе в ГАИ. Фото: пресс-служба Вертолетов России
Россия. Вертолет Ка-52К «Катран» над палубой ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море. Фото: пресс-служба Вертолетов России
Александр Скрипник