Несколько дней назад с американским самолетом F-35A Lighting II в тренировочном полете произошла аварийная ситуация. Она заставила истребитель пятого поколения срочно вернуться на базу ВВС США Эглин во Флориде (Eglin, Valparaiso, Florida).
F-35A. Eglin Air Force Base
После посадки у F-35A подломилась передняя стойка шасси, и самолет «пропахал» своим носом по бетону взлетно-посадочной полосы. Инцидент произошел в среду, 22 августа. Как сообщают ВВС США, пожарные и спасательные службы отработали штатно, пилот не пострадал. Самолет закреплен за 58-й эскадрильей 33-го истребительного авиакрыла. В настоящее время начато расследование инцидента, которое продлится не менее месяца, сообщила пресс-секретарь авиакрыла Лена Лопес (Lena Lopez).
Какой ущерб может быть причинен в результате инцидента, и в какую сумму выльется ремонт истребителя, неясно, т.к. пресс-служба пока не поделилась подробностями о первоначальном инциденте, который потребовал возврата на базу, хотя и так понятно, что сумма будет исчисляться миллионами долларов.
F-35A. Eglin Air Force Base
Некоторые американские эксперты предполагают, что причиной аварии могут быть так и не разрешенные технические и конструктивные проблемы с механизмами передней стойки шасси.
К слову, это не первый случай, когда у F-35 выявляется подобная проблема с передней стойкой. В 2017 году от пилотов ВМС США поступали неоднократные жалобы на F-35C при взлете с использованием катапульты. Летчики не могли нормально считывать приборную информацию и работать с арматурой кабины, также многие из них испытывали болезненные ощущения при взлете.
Все это происходило по множеству причин: плохая эргономика катапультного кресла, тяжелый и несбалансированный шлем пилота и самое главное — неправильно работающие демпферы и механизмы передней стойки шасси.
F-35C запуск из испытательного полигона в Лейкхерсте, N. J. фотография ВМС США
При взлете с помощью катапульты авианосца, происходит откат механизма подключения, и передняя стойка шасси F-35 совершает интенсивные вертикальные колебания, в результате которых пилот смещается по высоте на расстояние почти полметра в течение полсекунды. Бывали даже случаи удара шлемом о фонарь кабины. Как тогда сообщали ВМС США, из 105 испытательных запусков с авианосца «Джордж Вашингтон» 74 причинили пилотам умеренную боль, а 18 запусков — сильную.
Аналогичная проблема вертикальных колебаний при «откате» была в начале палубного тестирования F/A-18 Hornet.
Тогда тоже пострадали пилоты, но производитель истребителя смог решить проблему «отката» во время запуска самолета, и дефект «Шершней» был исправлен. Это, конечно, недешево обошлось компании McDonnell Douglas и потребовало серьезного отвлечения сил и средств.
С F-35 все гораздо хуже — он слишком инновационный. Технология «стелс» требует, чтобы фюзеляж был максимально «зализан» и не имел никаких лишних выступающих деталей и углов. Поэтому при его проектировании использовались самые современные цифровые методики проектирования, которые позволили не только компактно разместить оборудование, но и осуществить очень точную сборку машины.
Эти инновационные методы и встали стеной на пути разрешения проблемы колебаний передней стойки шасси. Слишком уж «гладенько» все спроектировано, и теперь сложно внести изменения в конструкцию, и еще сложнее провести модернизацию уже выпущенных машин.