Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2018 проходит в тренде гражданского вертолетостроения и характерна пышным букетом презентаций новейших вертолетов легкого класса как наших, так и зарубежных. В первый день выставки — первая и самая громкая презентация. Подразделение «Вертолетов России» — «ВР-Технологии» эффектно представило полноразмерный макет нового легкого, в классе до двух тонн, вертолета VRT500.
Разговоры про эту машину идут уже давно, и разговоры достаточно скептические — еще сильны в памяти неоконченные или сильно затянутые проекты холдинга, в том числе и в легком сегменте вертолетов. Но здесь за дело взялась новая команда, и 25 мая в 12-45 под мощные вспышки пал занавес. VRT500 предстал во всей красе.
Народа на презентации было так много, что протолкнуться к машине, а тем более к его разработчикам было очень затруднительно, но руководитель «ВР-Технологий» Александр Охонько все-таки нашел минутку и дал нам эксклюзивное интервью:
— Расскажите про свою команду. Сколько человек работает над этим проектом?
— В «ВР-Технологиях» работает 150 человек. Все наши предприятия: КБ Миля, Камова и заводы принимают участие в работе над этим проектом.
Александр Охонько
— Какая авионика будет использоваться на вертолете?
— Цифровая. По авионике мы ведем переговоры с несколькими поставщиками как в России, так и за рубежом.
— Каким будет двигатель для силовой установки?
— Об этом говорилось уже не раз — он будет серийный отработанный, проверенный, подходящий в эту размерность — 500 л.с. В настоящее время мы ведем переговоры с несколькими поставщиками, иностранными и российскими.
— Расскажите про систему управления винтами.
— У нас сейчас есть два варианта винта — обычный и с отсутствием циклического шага (подразумевается, на верхнем винте — ред.). Здесь, на выставке, представлена модель без циклического шага. Это позволяет уменьшить стоимость и операционные расходы. Посмотрите, насколько технически проще стала колонка несущих винтов. Конечно, это несколько снижает управляемость машины, но в условиях города этого вполне достаточно. Мы создаем не военный вертолет, а гражданский.
Колонка несущих винтов в варианте без циклического шага на верхнем винте
— Заметна схожесть конструкции торсиона втулки VRT500 с «Ансатом». Это так?
— Действительно, за основу взято проверенное техническое решение, примененное на вертолете «Ансат», которые налетали уже более 1000 часов. Стоимость этой втулки невысокая, а ресурс достигает 2500 часов. Кстати, конструктор, который разрабатывал втулку «Ансата», теперь работает в «ВР-Технологиях».
— Потенциальные рынки сбыта. Ранее заявлялось, что фокусной точкой будет Южная Америка. Почему?
— Не совсем так, планируемый охват обширнее. Это и Европа, и Азия. На нас уже выходят инвесторы по этому проекту, которые хотят локализовать производство этих машин в своих странах. Как в Индии, так и в Китае. Мы не ограничиваем себя только Северной и Южной Америкой.
— Какой регион наиболее важен для вас?
— На первом этапе, конечно, Россия, далее традиционно Латинская Америка и страны Азии.
— Не будут ли американские вертолеты, в частности новый Bell 505 Jet Ranger, являться конкурентами на этом рынке, и чем вы собираетесь их «бить»?
— Конечно, будут конкурентами — это естественно, а наши преимущества... Посмотрите на машину, и вы их сами увидите.
Кабина VRT500
— Будет ли цена являться вашим сильным конкурентным преимуществом?
— Нет. Она, конечно, будет конкурентной, но мы не собираемся демпинговать на рынке.
Грузовой отсек VRT500
— Что вы скажете про снижение стоимости владения вертолетом?
— У нас применены технические решения, которые снизят операционные расходы и стоимость летного часа.
— Поздравляем вас с хорошей машиной!
Что можно сказать после такой, достаточно обстоятельной беседы? Прежде всего хочется поблагодарить руководителя «ВР-Технологий» Александра Охонько за открытость и профессионализм и отметить, что его заявления ранних периодов подтверждаются. У нового вертолета появился «скелет», она потихоньку обрастает «мускулами» и действительно производит более чем положительное впечатление.
Красивые, зализанные обводы, удобная компоновка кабины и действительно очень большое багажное отделение. Задние створки открываются достаточно широко, чтобы с удобством производить погрузку. Оригинальное решение с двойной окраской вертолета для презентации, чтобы показать его многофункциональность, очень правильно. Честно говоря, рука так и тянется погладить вертолет по его блестящему борту. Качественная работа.
Правда, впереди еще предстоит большой путь от макета до опытного образца и не менее сложный — до полноценной серии. Познакомившись с командой «ВР-Технологий», я искренне поверил, что они этот путь пройдут, и что в небо скоро поднимется новый русский вертолет.
Разбор сильных и слабых сторон VRT500 с независимыми специалистами мы опубликуем в самое ближайшее время.
Дмитрий Дрозденко