«Сегодня перед Россией стоит задача разработки гражданских и военных вертолетов следующего поколения. Кроме летно-технических характеристик, все большую роль в перспективной технике играет бортовое оборудование, выполняющее роль «органов чувств», а также способное служить оружием и средствами защиты на вертолетах военного назначения» — заместитель генерального директора КРЭТ по НИОКР бортового оборудования Гиви Джанджгава.
Гиви Ивлианович Джанджгава.
АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) является крупнейшим центром российского приборостроения и объединяет в себе более 70 предприятий радиоэлектронной промышленности. «Рычаг-АВ», «Хибины», «Красуха», «Витебск» и многое другое — все это сделано в КРЭТ. Что тут сказать — эти парни находятся на острие радиоэлектронной борьбы.
На выставке HeliRussia 2018 были обнародованы результаты финансовой деятельности КРЭТ по результатам 2017 года: совокупная выручка предприятий концерна увеличилась на 19% и составила почти 140 млрд рублей. Чистая прибыль составила более 16 млрд рублей, что в 2,4 раза лучше прошлогоднего результата. Доля инновационной продукции выросла до 21,8%. Это говорит о том, что программа импортозамещения начинает приносить свои плоды. За счет более широкого использования собственной компонентной базы центр генерации прибыли начинает консолидироваться в руках наших предприятий. Конечно, это не просто, и пока имеется отставание по определенным позициям и технологиям, но дорогу осилит только идущий, а сидящий так и останется… сидеть.
Нашлемная система целеуказания и индикации НСЦИ-В
Из своих новинок и уже заслуженных разработок КРЭТ продемонстрировал образцы современного вертолетного радиоэлектронного оборудования. В частности, современные электронные компоненты вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник». Это нашлемная система целеуказания и индикации НСЦИ-В, которая передает комплексную прицельно-навигационную информацию прямо «в глаза» пилоту, бортовая радиолокационная станция Н-025Э высокого разрешения, которая эту информацию «поставляет». Кстати, эта РЛС обеспечивает не только обнаружение целей с определением их координат, но и картографирование местности.
Блоки системы "Президент-С" и радиолокационная буксируемая ловушка (снизу)
Еще на стенде КРЭТ мы увидели компоненты оптико-электронной системы «Президент-С», которая предназначена для защиты самолетов и вертолетов от ракетных атак. Система создает вокруг вертолета такой «электронно-оптический шторм», что «мозги» вражеской ракеты сходят с ума. Отчего бедная иностранка печально уходит в сторону заката.
Тренажер вертолета Ми-171
Удалось вспомнить былое — полетать на тренажере Ми-171 и послушать рассказ заслуженного Гиви Ивлиановича, который рассказал много нового и интересного, в том числе и про универсальный интегрированный комплекс бортового оборудования для перспективного скоростного вертолета. Новое бортовое оборудование создано на основе интегрированной модульной авионики с открытой архитектурой, что позволяет эффективно проводить его модернизацию и подстройку под текущие нужды эксплуатанта.
Сказано было и про бесценный сирийский опыт. В условиях мощного радиоэлектронного противодействия — а ведь средства РЭБ есть не только у нас — необходимо уделять повышенное внимание пассивным системам навигации, например, таких как инерциальные системы. Помехозащищенность и устойчивость средств связи и вооружения тоже становиться устойчивым трендом современности.
В общем, на острие радиоэлектронной борьбы у нас пока все нормально. Только темп разработок и внедрения новых технологий нельзя терять.