Портал Defensenews сообщает, что опубликованы предварительные выводы о столкновении норвежского фрегата KNM Helge Instad с проплывающим мимо мальтийским танкером Sola TS (класс Fridtjof Nansen). Произошло это 8 ноября в 4 часа утра.
Как это было
Гордость норвежских ВМС следовал с учений НАТО Trident Juncture-2018 в нормальных погодных условиях и всего через несколько минут после того, как танкер Sola TS отошёл от норвежского терминала, фрегат KNM Helge Instad протаранил мирного мальтийца. С борта норвежского военного судна были эвакуированы 137 членов экипажа, 8 из которых получили ранения. Кстати, танкер не повреждён, а экипаж в составе 23 мирных моряков и попугая наблюдал за разворачивающейся драмой.
Последствия тарана уже известны и более чем печальны — примерно 20 % норвежского ракетоносного флота пошло ко дну. Интересно, что не обошлось без обвинительных выпадов в сторону России — мы нарушили всю систему навигации и отключили систему GPS, во всяком случае так 12 ноября высказался премьер-министр Финляндии Юха Сипиля: «GPS довольно легко вывести из строя, вполне возможно, что за этим стоит Россия... Это послание всем странам, участвующим в военных учениях».
Установлено комиссией
В предварительном отчёте о крушении норвежского фрегата было установлено, что Helge Instad двигался по припортовой зоне со скоростью 17 узлов в тёмное время суток. Это быстрее, чем можно было ожидать возле такого оживлённого порта ночью. В отчёте делается вывод, что команда боевого корабля приняла танкер Солу за объект на суше...
Сразу вспоминается история про американский авианосец и испанский маяк.
За последние шесть минут до столкновения SOLA связался с фрегатом норвежских ВМС Helge Instad и просил его свернуть с курса. Но на мостике фрегата подумали, что они общаются с одним из других кораблей, ведь кто может приказывать отвернуть гордым викингам?
К тому времени, когда команда фрегата увидела реальный размер проблемы и признала свою ошибку, уклоняться от танкера было слишком поздно.
«Предварительная оценка AIBN (расследует это происшествие) заключается в том, что авария не была вызвана каким-либо одним актом или событием, а может быть объяснена рядом взаимодействующих сложных факторов и обстоятельств», — так говорится в отчёте. «До сих пор AIBN не видел никаких признаков того, что технические системы корабля не работали так, как предполагалось, до момента столкновения.»
Кстати, последняя фраза говорит о том, что русские всё-таки не отключили гордость Норвегии от интернета и спутников, как думали некоторые политики и адмиралы. Вопрос, почему столкнулись, исчерпан — сами виноваты… «Маяк, понимаешь»…
Почему утонул?
Фрегат утонул практически по той же причине, что и столкнулся — раздолбайский человеческий фактор плюс банальный производственный брак.
«AIBN сочла критическими вопросы безопасности, относящиеся к водонепроницаемым отсекам судна», — говорится в докладе. — Это также относится к оставшимся на вооружении ВМС Норвегии четырём фрегатам этого класса».
Комиссия установила, что первоначальная оценка ущерба, проведённая экипажем после аварии, была некорректной. Было заявлено, что некоторые помещения экипажа, кормовой генераторный отсек и судовой склад были затоплены, но судно было стабильным и могло остаться на плаву. Но этого не произошло.
Через некоторое время вода через полый вал винта заливает машинное отделение. Сальники вала и водонепроницаемые переборки не помогают. Вода заполняет отсеки и боевой фрегат, теряя плавучесть, ложится на дно. Первоначальная оценка комиссии по расследованию — сальники и автоматические переборки не сработали так, как было задумано конструкцией боевого корабля.
Далее всё известно. Фрегат выбросили на мель, но плохо закрепили, через непродолжительное время тросы порвались, и он красиво ушёл под воду.
Выводы:
- Не всё ладно с их морской промышленностью.
- Не всё ладно с НАТОвской военно-морской дисциплиной.
- Бороться за живучесть боевого судна им не с руки.
- Приборы и навигация работали штатно, и Россия всё-таки не виновата.
- Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля извиняться не будет. Воспитание не позволяет…
Александр Скрипник