Портал Defensenews сообщает, что опубликованы предварительные выводы о столкновении норвежского фрегата KNM Helge Instad с проплывающим мимо мальтийским танкером Sola TS (класс Fridtjof Nansen). Произошло это 8 ноября в 4 часа утра.

Как это было

Гордость норвежских ВМС следовал с учений НАТО Trident Juncture-2018 в нормальных погодных условиях и всего через несколько минут после того, как танкер Sola TS отошёл от норвежского терминала, фрегат KNM Helge Instad протаранил мирного мальтийца. С борта норвежского военного судна были эвакуированы 137 членов экипажа, 8 из которых получили ранения. Кстати, танкер не повреждён, а экипаж в составе 23 мирных моряков и попугая наблюдал за разворачивающейся драмой.

Последствия тарана уже известны и более чем печальны — примерно 20 % норвежского ракетоносного флота пошло ко дну. Интересно, что не обошлось без обвинительных выпадов в сторону России — мы нарушили всю систему навигации и отключили систему GPS, во всяком случае так 12 ноября высказался премьер-министр Финляндии Юха Сипиля: «GPS довольно легко вывести из строя, вполне возможно, что за этим стоит Россия... Это послание всем странам, участвующим в военных учениях».

Установлено комиссией

В предварительном отчёте о крушении норвежского фрегата было установлено, что Helge Instad двигался по припортовой зоне со скоростью 17 узлов в тёмное время суток. Это быстрее, чем можно было ожидать возле такого оживлённого порта ночью. В отчёте делается вывод, что команда боевого корабля приняла танкер Солу за объект на суше...

Сразу вспоминается история про американский авианосец и испанский маяк.

За последние шесть минут до столкновения SOLA связался с фрегатом норвежских ВМС Helge Instad и просил его свернуть с курса. Но на мостике фрегата подумали, что они общаются с одним из других кораблей, ведь кто может приказывать отвернуть гордым викингам?

К тому времени, когда команда фрегата увидела реальный размер проблемы и признала свою ошибку, уклоняться от танкера было слишком поздно.

«Предварительная оценка AIBN (расследует это происшествие) заключается в том, что авария не была вызвана каким-либо одним актом или событием, а может быть объяснена рядом взаимодействующих сложных факторов и обстоятельств», — так говорится в отчёте. «До сих пор AIBN не видел никаких признаков того, что технические системы корабля не работали так, как предполагалось, до момента столкновения.»

Кстати, последняя фраза говорит о том, что русские всё-таки не отключили гордость Норвегии от интернета и спутников, как думали некоторые политики и адмиралы. Вопрос, почему столкнулись, исчерпан — сами виноваты… «Маяк, понимаешь»…

Почему утонул?

Фрегат утонул практически по той же причине, что и столкнулся — раздолбайский человеческий фактор плюс банальный производственный брак.

«AIBN сочла критическими вопросы безопасности, относящиеся к водонепроницаемым отсекам судна», — говорится в докладе. — Это также относится к оставшимся на вооружении ВМС Норвегии четырём фрегатам этого класса».

Комиссия установила, что первоначальная оценка ущерба, проведённая экипажем после аварии, была некорректной. Было заявлено, что некоторые помещения экипажа, кормовой генераторный отсек и судовой склад были затоплены, но судно было стабильным и могло остаться на плаву. Но этого не произошло.

Через некоторое время вода через полый вал винта заливает машинное отделение. Сальники вала и водонепроницаемые переборки не помогают. Вода заполняет отсеки и боевой фрегат, теряя плавучесть, ложится на дно. Первоначальная оценка комиссии по расследованию — сальники и автоматические переборки не сработали так, как было задумано конструкцией боевого корабля.

Далее всё известно. Фрегат выбросили на мель, но плохо закрепили, через непродолжительное время тросы порвались, и он красиво ушёл под воду.

Выводы:

  1. Не всё ладно с их морской промышленностью.
  2. Не всё ладно с НАТОвской военно-морской дисциплиной.
  3. Бороться за живучесть боевого судна им не с руки.
  4. Приборы и навигация работали штатно, и Россия всё-таки не виновата.
  5. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля извиняться не будет. Воспитание не позволяет…

Александр Скрипник

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru