Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4(24) за 2016 г.
В октябре 2016 года свой 80‑й день рождения отмечает Уралвагонзавод. На протяжении всей своей истории нижнетагильское головное предприятие корпорации УВЗ известно во всем мире благодаря высочайшему научно-техническому потенциалу, высококвалифицированным кадрам, мощной конструкторской и производственной базе, а также передовым технологиям в проектировании наукоёмких изделий.
Уралвагонзавод: 1936–2016
Своими инновационными разработками Уралвгаонзавод внес весомый вклад в развитие отечественного машиностроения. Предприятие — единственный в России производитель танков. За 80‑летнюю историю с конвейера Уралвагонзавода сошло более 100 тысяч единиц боевых машин — и это абсолютный рекорд мирового танкостроения. Военные изделия марки «УВЗ», стимулировав развитие отрасли, оказали беспрецедентное по своей значимости влияние на историю нашей страны, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения.
Помимо специзделий, Уралвагонзавод славится и своей железнодорожной продукцией. Предприятие — признанный лидер по производству грузового подвижного состава на «пространстве 1520». Каждый третий вагон на стальных магистралях России изготовлен под маркой «УВЗ».
Начало великой истории
Свою историю Уралвагонзавод ведёт с 1931 года, когда в рамках Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса началась масштабная стройка вагоностроительного завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 54 тысяч вагонов разных типов. Уже 11 октября 1936 года был запущен вагоносборочный конвейер, с которого сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается официальным днём рождения Уралвагонзавода.
Несмотря на незавершённые строительные работы и недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров, с первого дня эксплуатации Уральский вагоностроительный завод выполнял самые масштабные задачи. Здесь в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колёса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клёпаных конструкций рамы и кузова к сварным.
Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.
Всё для фронта
13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода № 183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского, а также ещё ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод № 183.
Было привезено и установлено более трёх тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошёл танк Т‑34–76.
В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах уже в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении — как в те годы, так и сегодня.
На Уральском танковом заводе, помимо тридцатьчетвёрок, выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолётов. За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т‑34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера тагильского предприятия. За 3,5 года на УТЗ было построено почти 40 % того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.
За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награждён тремя высшими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году,
Новые достижения
С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов‑платформ, в 1947‑м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году — крытых вагонов.
В то же время, сохраняется и совершенствуется военное производство. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. В конце 40‑х годов на конвейер ставится танк Т‑54. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетвёрок» над своими противниками — танками стран НАТО — не давало «холодной войне» перерасти в третью мировую.
С 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т‑55 — первого в мире танка, оснащённого комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на заражённой после ядерного удара местности. Высочайшая надёжность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т‑55 самым массовым танком мира в 1960–1970 годах.
В начале 60‑х годов был принят на вооружение танк Т‑62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащён гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980‑х годах.
1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ‑250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.
Лучший в мире
К 70‑м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия — танки, криогенную и железнодорожную технику, причём в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.
В конце 60‑х — начале 70‑х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия — Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, — получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате, армия получила три танка Т‑72, Т‑64 А и Т‑80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии.
Решить спор должны были испытания, которые растянулись на целое десятилетие. В итоге их выиграла тагильская «семьдесятдвойка» и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали Т‑72 настоящей «звездой» на полях сражений.
За разработку и освоение производства танка Т‑72 Уралвагонзавод был награждён орденом Ленина (1970) и орденом Октябрьской Революции (1976), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году — орденом Октябрьской революции.
Преодоление трудностей
Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было ещё завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции — гусеничные и колёсные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.
Именно в это время были созданы ракетно-пушечный танк Т‑90 А и его экспортный вариант Т‑90 С, инженерная машина разграждения ИМР‑3 М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения; боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника и многое другое.
Уралвагонзавод сегодня
Сегодня в корпорации УВЗ большая линейка специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для Роскосмоса, многофункциональное транспортное средство ТМВ‑2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом не только при создании спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример — вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация УВЗ удостоена самой престижной международной премии JEC Awards.
За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высочайший потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.
Особое место в ряду военной продукции Уралвагонзавода сегодня занимают модернизированный Т‑90 С — танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, — и боевая машина огневой поддержки танков «Терминатор» (БМПТ) и «Терминатор‑2» (БМПТ 72) — новейшие образцы вооружения, аналогов которым в мире нет.
В 2015 году корпорация Уралвагонзавод поднялась на 19 позиций в мировом рейтинге производителей вооружений и занимает 61‑е место. В этом есть и несомненная заслуга головного предприятии корпорации. Настоящей сенсацией для всей страны стали перспективные разработки УВЗ в области оборонной промышленности. Впервые по Красной площади в Параде Победы прошли бронемашины на платформе «Армата» — танки Т‑14 и тяжелая боевая машина пехоты Т‑15 — современнейшие разработки боевых машин уральских конструкторов.
Т‑14 — единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» — новое слово в танкостроении, не имеет аналогов мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т‑14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.
Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т‑15 — самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире. Она оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ — это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.
Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Особое внимание в планах по развитию предприятия уделяется масштабной реконструкции действующего производства, в рамках которой в эксплуатацию вводится уникальное современное оборудование и инновационные технологии, призванные в разы повысить качество и конкурентоспособность изделий и машин Уралвагонзавода. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта — новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения, укрепление существующих позиций и завоевание новых рынков.