Возросший практически по всему миру уровень террористической угрозы заставляет интенсивно искать средства и методы дистанционного бесконтактного контроля психоэмоционального состояния людей, особенно в местах массового их скопления. В связи с этим особое внимание уделяется объектам транспортной и городской инфраструктуры: станциям метро, аэропортам, железнодорожным вокзалам и т. д.
Решение задач модернизации систем безопасности и повышения эффективности их применения на объектах транспортной и городской инфраструктуры развивается по следующим направлениям:
- поиск новых информативных признаков потенциальной опасности;
- создание эффективных методов регистрации данных признаков.
Известно, что физиологические показатели в силу своей объективности являются самыми надежными параметрами, используемыми при описании психологических состояний. Они позволяют изучать скрытые для прямого наблюдения проявления активности человека, лежащие в основе его поведения.
Сканирование, анализ и идентификация психофизиологического состояния человека является одним из приоритетных направлений в разработке систем безопасности. За последние несколько лет по этой тематике получено десятки российских и международных патентов и проведено большое количество разработок и исследований. Среди прочего, речь идет о традиционной детекции лжи (устройство известное широкой публике как полиграф), электроэнцефалографический метод, голосовые технологии, тепловизионные технологии, технологии ядерного магнитного резонанса. Одним из таких объективных информативных признаков является психомоторика.
Известный советский психолог Константин Платонов утверждал, что психомоторика — основной вид объективизации психики. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова. Иван Михайлович выявил психодиагностическую значимость показателей психомоторики, которые могут быть определены в различных проявлениях двигательной активности человека как субъекта деятельности. В моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается практически вся его характеристика и как индивида, и как субъекта деятельности при всей его неповторимой индивидуальности.
Целеуказание на контроле в аэропорту
Советский психолог Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня активности:
- уровень целостной деятельности;
- уровень отдельного акта деятельности (действия);
- уровень макродвижений, из которых строятся действия;
- уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.
Российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер полагает, что все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий;
- неосознаваемые побудители сознательных действий;
- «надсознательные» процессы.
В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят, в свою очередь, три различных подкласса:
- неосознаваемые автоматизмы;
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий;
- явления неосознаваемой установки.
Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия — и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия — и они описаны в 3 м подклассе.
Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены во 2 й подкласс.
В эту группу процессов входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.
Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиологии. Тем не менее, они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется тем, что они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных индикаторов (или физиологических коррелятов) психических процессов и состояний.
Целеуказание на зачинщика групповой драки
Значение неосознаваемого сопровождения сознательных действий для изучения психологических характеристик показал основатель отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия в 1920 х годах. Он проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных полиграфов. Для этого он использовал применявшийся для выявления скрытых аффективных комплексов ассоциативный эксперимент всемирно известного швейцарского психиатра Карла Юнга.
Этот эксперимент основывался на предъявлении испытуемому перечня слов, на каждое из которых испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался (или сопрягался) с моторной ручной реакцией, что позволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произнесено.
Эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное время, в среднем спустя 2–3 секунды, следовал ответ (например, дом — окно, стол — стул) и запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик. Если же предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось до 10–25 и более секунд. Что же касается моторного ответа, то он тоже задерживался, но до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода «тоническая буря»: на записи самописцем моторики руки можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы, дрожь и т. п. Все это отражало «смятение» испытуемого в период подыскания подходящего ответа.
Контроль на детекторе лжи
Подобную методику А. Р. Лурия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений. Однако эта методика не решала проблем бесконтаткного и дистанционного контроля психоэмоционального состояния.
Современное развитие видеотехнологий и компьютерной техники позволяет осуществлять многомерный анализ поведения людей путем обработки видеоизображения на ЭВМ специальным программным модулем «HumanRisk» и определения параметров двигательной (моторной) активности.
Исследования показали, что частотная составляющая двигательной активности является объективным информативным признаком психоэмоционального состояния.
Работа системы оценки человеческих рисков HumanRisk основана на измерении частотной составляющей колебаний тела человека, которая является объективным информативным признаком потенциальной опасности.
Механические колебания тела человека возникают в результате протекания физиологических процессов в организме (сердечные сокращения, дыхание, работа вестибулярного аппарата, мышечные сокращения, тремор, мышечный тонус). Данные физиологические процессы изменяют свои параметры в зависимости от психоэмоционального состояния человека (страх, агрессия, тревога).
Анализ проводится путем обработки видеоизображения с видеокамер на ЭВМ. Программа HumanRisk измеряет спектр частот колебания объектов наблюдения и в случае необходимости автоматически дает сигнал тревоги.
Модификации системы HumanRisk
- HumanRisk — детектор лжи.
Оценка искренности респондентов в ситуации ведения переговоров, совещаний, собеседований, на паспортном и таможенном контроле. В различных комплектациях позволяет осуществлять анализ в режиме реального времени, по видеозаписи, по локальной и глобальной сети (Интранет, Интернет). - HumanRisk — безопасный город.
Оценка потенциальной опасности объектов наблюдения при интеграции системы «HumanRisk» в существующие системы видеонаблюдения в местах массового скопления людей, на объектах повышенного риска.
Возможные сферы применения: оповещение в случае противоправных действий с целеуказанием на лиц, совершающих эти действия: разбои, драки, массовые беспорядки, провокации на стадионах со стороны ультрафанатских группировок и прочее. - HumanRisk — рубеж.
Оценка потенциальной опасности объектов на автономном рубеже контроля (рамка, турникет). Выходной сигнал позволит осуществлять автоматическое управление исполнительным устройством, например турникетом. Возможные сферы применения: антитеррор, профилактика воровства.
Преимущества системы HumanRisk:
- бесконтактность;
- возможность работы там, где видеонаблюдение запрещено по правовым аспектам (без вывода видеоизображения);
- оперативность обработки данных в режиме онлайн;
- автоматический режим работы, без использования дополнительного специального персонала;
- возможность интеграции в существующие системы видеонаблюдения;
- низкая стоимость эксплуатации;
- дополнение систем видеонаблюдения, помимо функции видеофиксации, функцией оповещения;
- обработка видео с неограниченного количества камер;
- оптимизация работы операторов видеонаблюдения.
Данные возможности реализуются при синтезе технических средств безопасности, систем видеонаблюдения и систем инструментального профайлинга.
Дополнительного исследования требует применение системы HumanRisk в других сферах человеческой деятельности, где психоэмоциональное состояние является критическим фактором, влияющим на безопасность. Модуль HumanRisk разработан компанией STT Group, в настоящее время проводится работа по его совершенствованию для различных задач и областей применения.
Патент
Например, известны случаи авиакатастроф по инициативе пилотов. Так, 19 декабря 1997 года авиалайнер Boeing 737–36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс по маршруту Тангеранг — Сингапур, но, находясь на крейсерской высоте (10000 метров), перешел в практически вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека. Одна из ключевых версий причин катастрофы — самоубийство пилота.
24 марта 2015 года авиалайнер Airbus A320 авиакомпании Germanwings выполнял рейс из Барселоны в Дюссельдорф, на его борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Спустя полчаса после взлета самолет внезапно перешел в быстрое снижение и врезался в горный склон в Прованских Альпах, в результате чего все находившиеся на борту погибли. Следствие установило, что второй пилот самолета намеренно направил его в землю.
Весьма вероятно, что применение системы HumanRisk во время предполетного осмотра экипажа, а еще лучше ее скрытая установка в пилотской кабине и работа в режиме реального времени, позволили бы предотвратить подобного рода катастрофы.
Также система HumanRisk могла быть полезна при контроле психоэмоционального состояния водителей и машинистов пассажирских транспортных средств, операторов объектов повышенной опасности (например, атомных электростанций) и в других случаях, когда от психоэмоционального состояния отдельных лиц зависит жизнь и безопасность большого числа людей.