Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(17) за 2015 г.
Зенитные ракетные комплексы (ЗРК) малой дальности являются последним рубежом в системе ПВО любого государства. Сегодня обороноспособность и устойчивость к внешней агрессии государств оценивается наличием современной системы ПВО и в первую очередь наличием ЗРК малой дальности.
Новейшей разработкой АО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» является ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Он обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащён современными вычислительными средствами и современными РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 48 целей, одновременно сопровождать до 10 наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение из них четырёх целей.
«Тор-М2КМ» — это модульный комплекс, который обеспечивает размещение автономного боевого модуля (АБМ) и технических средств на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности и в стационарном варианте. АБМ, в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных, быстросъемных кронштейнов. Специальная конструкция кронштейнов позволяет быстро производить перестановку АБМ с одной платформы на другую. Перестановка АБМ с одной платформы на другую занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Ограничение лишь одно — технические характеристики платформ должны соответствовать следующим требованиям: для АБМ требуется грузоподъемность любой платформы не менее 20 тонн, ширина не менее 2500 мм и длина не менее 7000 мм, для технических средств — транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта и тренажера — достаточно 8,5 тонн, ширины 2500 мм и длины 6000 мм.
АБМ не связан с платформой ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами. У него есть собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата (ГТД), который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. Время выхода на рабочий режим ГТД составляет не более 60 секунд. Общее время приведения АБМ в боевую готовность — не более 3 минут. В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, который преобразует электроэнергию трехфазного напряжения 380В и частотой 50Гц, поступающую от любого внешнего источника, в электроэнергию трехфазного напряжения 220В и частотой 400Гц.
ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на серийном автомобильном шасси индийской компании Тата Motors, был продемонстрирован на Международном авиасалоне «МАКС-2013». Этим мы показали всему миру, что «Купол» спроектировал зенитный ракетный комплекс, боевые и технические средства которого могут размещаться на любых автомобильных шасси и других платформах по желанию заказчика.
Кроме того, предусмотрена возможность размещения АБМ на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах, способных выдерживать нагрузку более 20 тонн. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса, обеспечить противовоздушную оборону различных воинских соединений разных видов и родов Вооруженных Сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, крупных городов (мегаполисов), обеспечить надежную защиту от воздушных террористов крупных международных спортивных мероприятий, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.
При размещении любого ЗРК в черте города или на территории защищаемого объекта боевые возможности комплекса будут очень сильно ограничены из-за большого количества наземных объектов, зданий, сооружений, находящихся в рабочей зоне радиолокационных средств комплекса и траекторий полета ракет. Автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» в полностью снаряженном состоянии весит не более 15 тонн, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т или его зарубежных аналогов. Таким образом, АБМ может быть доставлен и установлен в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, где обеспечит надежную защиту объектов от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.
Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает для уничтожения из числа предложенных машиной целей. По готовности пуска ЗУР командир нажимает кнопку «ПУСК». Зенитная управляемая ракета (ЗУР) автоматически наводится на цель, в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты, чем обеспечивается надежное поражение воздушной цели. Боевое снаряжение ЗУР содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной цели составляет не ниже 0,98.
Таким образом, нажав кнопку «Пуск», командир уничтожит воздушную цель. С поражением 1-й цели освобождаются целевой и ракетный каналы, машина автоматически осуществляет поиск следующей цели, автоматически берет ее на сопровождение и по готовности пуска ЗУР командир вновь нажимает кнопку «Пуск». Этот процесс повторяется по мере освобождения целевых и ракетных каналов автоматически до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в АБМ ракеты.
Зенитный ракетный модуль обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР. В каждом АБМ находится по два зенитных ракетных модуля. Транспортно-заряжающий модуль, средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса, размещенные в унифицированных кузовах-контейнерах, могут быть установлены на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ, или на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы по желанию заказчика.
ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ (крена и дифферента) в разных плоскостях. От расчета при этом не потребуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения.
В октябре-ноябре 2013 г. на полигоне Министерства обороны РФ Капустин Яр прошли испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси ТАТА индийского производства. В ходе испытаний были полностью подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики, в частности, боевые возможности комплекса по поражению воздушных целей на дальней границе зоны поражения 15 км, целей, летящих со скоростью 700 м/с, а также целей, летящих с курсовым параметром более 6 км на дальности 12 км. Была подтверждена всепогодность, всесуточность комплекса и его ходовые качества. Кроме того, в процессе испытаний было проверено взаимодействие в группировке, состоящей из АБМ, транспортно-заряжающего модуля 9Т244К, РЛС дежурного режима «Каста-2Е2» и унифицированного батарейного командного пункта «Ранжир-МК». ЗРК «Тор-М2КМ» с честью выдержал все испытания.