Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(17) за 2015 г.
Продолжение. Начало в №2 (16) 2015.
Дальнейшим развитием кассетных боеприпасов для системы ВСМ-1 явилось создание в 1990-х годах (взамен мины ПТМ-3) новой противотанковой мины ПТМ-4 с ампульным источником питания длительного хранения, а также кассеты КПТМ-4 с миной ПТМ-4 (Рисунок 1). Мина ПТМ-4 является первой отечественной дистанционной миной, позволяющей устанавливать (перед её применением, в том числе, в составе кассеты) одно из нескольких значений времени самоликвидации. В настоящее время кассета с миной ПТМ-4 является наиболее современным инженерным боеприпасом для системы ВСМ-1 и наземных систем (УМЗ, ПКМ), в которых применяются унифицированные разовые кассеты.
В 1990-е годы разработаны кассета КПДМ-4 с противодесантной якорной миной, не имеющей зарубежного аналога, для минирования прибрежных участков и кассета КДШ с дымовой шашкой для создания с помощью вертолёта дымовых завес, препятствующих наблюдению и применению боеприпасов с лазерным и оптическим наведением. Развитие вертолётной системы ВСМ-1 происходило в направлении применения кассет с более совершенными минами различного назначения. В 2004 году, исходя из опыта создания систем минирования, институт сдал на снабжение МЧС дистанционную вертолетную систему уничтожения ледовых заторов — фюзеляжный раскладчик зарядов ДВС-УЛЗ-ФРЗ для оснащения вертолетов МИ-8. Однако, эта эффективная система борьбы с ледовыми заторами заказывается в единичных экземплярах. Авиационные блоки «Алдан», «Вилюй», «Амга» являются составной частью авиационной системы минирования, использующей штатный авиационный контейнер КМГУ и авиационные блоки серии БКФ, применяемой фронтовой авиацией.
Существовавшая штатная авиационная система модернизирована в 1970-1980-е годы для применения в качестве системы дистанционного минирования (СДМ). Для этого, на базе унифицированных блоков серии БКФ, разработаны блоки с инженерными минами 1-го поколения: БКФ-ПТМ-1(«Алдан»), БКФ-ПФМ-1с («Вилюй»), БКФ-ПОМ-1(«Амга»).
В середине 1980-х годов приняты на вооружение блоки БКФ-ПТМ-3 («Алдан-2»), БКФ-ПОМ-2 («Амга-2»), БКФ-ПОМ-СВ («Амга-3») с минами дистанционной установки 2-го поколения:
- миной ПТМ-3, противотанковой кумулятивной с неконтактным магнитным взрывателем, поражающей танк путём пробития днища или перебития гусеницы;
- миной ПОМ-2, противопехотной осколочной с нитевыми датчиками цели;
- миной ПОМ-СВ, противопехотной осколочной без датчика цели, срабатывающей по истечении времени самоликвидации. Мина имела 5 модификаций, каждая со своим фиксированным значением времени самоликвидации. В блок устанавливались по 2 мины каждой модификации.
СДМ на базе РСЗО разрабатываются с середины 1970-х годов, когда в АО «НИИИ» были проведены работы по созданию первых отечественных инженерных мин дистанционной установки: противотанковой (противогусеничной) фугасной мины ПТМ-1Г и противопехотной фугасной мины ПФМ-1с. Размеры мин позволяли разместить их в головных частях реактивных снарядов РСЗО. К тому времени системы «Град» и «Ураган», разработанные ОАО «НПО «Сплав», уже стояли на вооружении Советской Армии. При проектировании отечественных дистанционно устанавливаемых ПТМ и ППМ в отличие от зарубежных стран изначально сложилась практика унификации создаваемых мин по применению в различных средствах доставки в зону минирования. Поэтому все разработанные АО «НИИИ» дистанционно устанавливаемые мины впоследствии были использованы для создания боеприпасов для авиационных, вертолётных и наземных (в том числе, на базе РСЗО) СДМ.
Первой РСЗО, для которой были разработаны кассетные снаряды с минами (ПФМ-1с и ПТМ-1Г), стала система «Ураган» калибра 220 мм. Появление в боекомплекте РСЗО снарядов с минами превратило эту штатную систему в СДМ. Система позволяла за короткое время на расстоянии до 30 км устанавливать на местности противотанковые, противопехотные или смешанные минные поля. С появлением дистанционно устанавливаемых мин второго поколения (ПТМ-3, ПОМ-2), по эффективности существенно превосходящие мины ПТМ-1Ги ПФМ-1с, разработаны кассетные снаряды: для РСЗО «Ураган» — с миной ПТМ-3 и для РСЗО «Град-1» (калибра 122 мм) — с минами ПТМ-3 и ПОМ-2. Применение кассетных снарядов с минами системами «Ураган» и «Град-1» позволило решать широкий круг задач по минированию в диапазоне дальности от 1,5 до 30 км.
Рост противоминной защиты бронированной техники прогнозировался военными специалистами ещё в 90-х годах прошлого века, что отражалось в повышенном уровне бронепробития создаваемых противотанковых кумулятивных мин. Современные противотанковые кумулятивные мины ПТМ-4 и ТМ-89 обеспечивают пробитие днища танка, в том числе содержащего комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. Повышенному бронепробитию способствует создание при взрыве заряда ВВ объемно-диспергируемой кумулятивной струи за счет двойного схлопывания при двухточечном инициировании. Этот эффект является «ноу-хау» АО «НИИИ» и обеспечивает как бронепробивное действие, так и мощное запреградное поражающее воздействие на агрегаты современных танков, его экипаж и боезапас.
Что касается стандартов НАТО по противоминной защите колесной техники, то они задают уровень защиты только по фугасному действию заряда массой до 8–10 кг. Этот уровень обеспечивается рядом конструктивных решений: V-образным днищем, креплением сидений экипажа и десанта к потолку бронекапсулы и др. Анализ этих конструкций показывает, что на эффективность поражающего действия кумулятивно-фугасной мины типа ТМ-89, эти меры защиты практически не влияют. Кроме того очевидно, что V-образная форма днища неизбежно приводит к уменьшению клиренса, влияющего на проходимость, или увеличению высоты бронетехники и, соответственно, повышению уязвимости к боеприпасам прямого действия (артиллерийские снаряды, гранатометные средства и т.п.).
АО «НИИИ» развило идею боеприпасов с ударным ядром, сконструировав противотанковую противобортовую мину ТМ-83, предназначенную для выведения из строя гусеничной и колесной бронированной техники противника. Поражение бронетехнике противника наносится за счет пробивания бортовой брони ударным ядром, образующимся при взрыве мины. Конструкция мины имеет ряд оригинальных технических решений не только в части формирования поражающего элемента, но и в селекции цели и управлении боеприпасом.
Мина устанавливается на грунт или крепиться к местным предметам вручную. Дальность поражения танка до 50 метров, поэтому мина устанавливается сбоку от вероятного маршрута движения танка на удалении 5-50 метров от оси маршрута. Мина имеет два датчика цели — сейсмический и инфракрасный. Сейсмический датчик обеспечивает работу мины в дежурном режиме, что позволяет экономить энергию источников питания. При приближении цели сейсмический датчик выдает команду на перевод мины в боевое положение и включение инфракрасного датчика. Как только цель окажется в поле зрения инфракрасного датчика, регистрирующего инфракрасное излучение машины (танка), он выдает команду предохранительно-исполнительному механизму (ПИМ) на подрыв мины. При взрыве заряда мины образуется ударное ядро, которое на дальностях от 5 до 50 метров пробивает броню толщиной до 100 мм, образуя отверстие диаметром 80 мм. Если цель не попала в поле зрения инфракрасного датчика, то через 3 минуты мина вновь переходит в режим ожидания. Мина может устанавливаться в неуправляемом (автономном) и управляемом режимах.
Управляемость мины заключается в том, что с помощью 100-метровой проводной линии и пульта управления ее можно многократно переводить в безопасный (предохранительный) режим или в режим ожидания. В предохранительном режиме мина является извлекаемой и обезвреживаемой. Если же мина установлена в неуправляемом режиме, то она считается неизвлекаемой и необезвреживаемой в силу высокой чувствительности сейсмического датчика и вероятности срабатывания инфракрасного датчика от теплового излучения человеческого тела при приближении человека к мине (с любой стороны ближе 10 метров).
АО «НИИИ» внимательно следит за всеми изменениями положений международного права в области запрета противопехотных мин. РФ ратифицировала Женевскую Конвенцию о «негуманном» оружии и все пять ее протоколов. К Оттавской конвенции РФ не присоединялась, как и многие другие государства, в том числе США. В РФ действует мораторий на передачу другим странам противопехотных мин, в том числе ПМН, ПМН-2 и ПМН-4. С конца 1990-х годов производство этих мин в РФ прекращено. Разработка и производство всех типов инженерных мин ведется в полном соответствии с Дополненным Протоколом II Конвенции о «негуманном» оружии, ратифицированном РФ в 2004 г.
В середине 50-х годов АО «НИИИ» приступило к разработке составных частей для противолодочного оружия. Среди противолодочных боеприпасов значительную роль играют авиационные и корабельные реактивные глубинные бомбы. Совершенствование этого оружия определяется его исключительными достоинствами: способностью поражать подводные лодки и другие объекты с наиболее уязвимого для них направления — сверху во всем диапазоне глубин погружения, в том числе на грунте, а также в мелком море; возможностью использовать глубинную бомбу для вытеснения противника из заданного района и т.д.
В начальный период институт разрабатывал для бомб контактные взрыватели. Площадь зоны поражения бомбами практически равнялась площади горизонтальной проекции ПЛ-цели и вероятность поражения даже при серийном бомбометании была крайне низкой (0,01–0,015). Для повышения эффективности поражения были разработаны неконтактные взрыватели (НВ) типа НВГ, НВМ, ВБ-1, ВБ-2 и другие с радиусом реагирования 2–10 м, при этом вероятность поражения увеличилась до 0,03–0,04. Для ракетного противолодочного комплекса «Запад» и авиационного противолодочного комплекса «Загон-1» институт разработал гравитационный подводный снаряд (ГПС) с радиусом реагирования 130–150 м и широкой угловой зоной захвата с системой коррекции траектории. Система коррекции траектории наводит ГПС на подводную лодку, при ударе о корпус которой происходит подрыв боевой части. Новая боевая часть кумулятивно-фугасного типа позволила в полной мере реализовать положительные качества ГПС. Площадь зоны поражения одиночной авиабомбы «Загон-1» по сравнению с площадью неуправляемой авиабомбы с НВ при глубине хода ПЛ 50 м возросла в два раза, а при 100–300 м — в 5–10 раз, при этом вероятность поражения цели увеличилась до 0,1–0,15.
Для улучшения технических и эксплуатационных характеристик данных боеприпасов и прироста эффективности поражения ПЛ-цели в АО «НИИИ» разработана и в настоящее время ведется серийное производство зависающей противолодочной авиационной бомбы «Загон-2», создающей при серийном бомбометании или залповой стрельбе «минное» поле на поверхности воды с большой приведенной зоной поражения (Рисунок 4). Принцип действия изделия «Загон-2» следующий. На воздушном участке траектории бомба тормозится с помощью парашюта, после приводнения она удерживается на малой глубине поплавком, начинает работать дежурный канал для локации ПЛ на больших расстояниях, определяется скорость движения, пеленг на цель (при ее наличии) и вырабатывается команда на атаку на ПЛ-цель в оптимальный момент времени. Преимущество авиабомбы «Загон-2» заключается не только в повышении вероятности поражения ПЛ до 0,4–0,5, и по этому показателю она сравнима с торпедами, но и меньшей в несколько раз стоимостью, так как авиабомба не имеет двигателя.
В настоящее время институт выполняет работы по авторскому сопровождению серийного изготовления авиабомбы «Загон-2» и составных частей ракетного противолодочного комплекса «Запад», продлению сроков службы корабельных противолодочных боеприпасов, разрабатывает и изготавливает гидроакустические антенны, системы обнаружения надводных, подводных целей и подводной связи для мониторинга морской акватории, создает аппаратуру подводных измерений, позволяющую оценивать поведение ГПС на подводном участке траектории.
Окончание в следующем номере.