Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(16) за 2015 г.
Задача приведения производства в состояние, соответствующее вызовам сегодняшнего дня, весьма непростая и неодномоментная. Решать ее необходимо, хотим мы этого или нет. Участвовать в ее исполнении предстоит всему ОПК без исключения, поэтому АО «Научно-исследовательский инженерный институт» начало незамедлительно серьезную модернизацию своего производства, ориентируясь на Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года».
В 2012 году в АО «НИИИ» утвердили и начали реализовывать проект по реконструкции и техническому перевооружению производства в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП). Бюджетное финансирование составило 70% от общей стоимости реализации проекта.
По итогам 2014 г. приобретено 40% из запланированного в проекте объема технологического оборудования, полностью проведена реконструкция гальванического цеха, ведутся работы по реконструкции инструментального цеха и котельной.
В настоящее время осуществляются 2 крупных проекта с бюджетным финансированием, направленных на поддержание материально-технической базы института на современном уровне, позволяющем и в дальнейшем выполнять значимые для обороны страны научные разработки:
- проект по реконструкции и техническому перевооружению производства в рамках ФЦП;
- проект по реструктуризации промышленных мощностей, используемых при производстве боеприпасов.
Данные проекты направлены на обеспечение условий для постановки на производство перспективных видов боеприпасов, разрабатываемых в рамках гособоронзаказа. АО «НИИИ» преследует также цель повысить конкурентоспособность своей продукции, увеличить энергоэффективность производственных мощностей, расширить номенклатуру выпускаемых изделий, повысить уровень защиты института в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Приоритетными направлениями развития АО «НИИИ» является технологическое перевооружение, внедрение технологий автоматизированного производства (изготовление деталей и сборка, прежде всего, электронных схем).
Чтобы постоянно совершенствовать процесс создания боеприпасов, приоритет отдается высокоинтеллектуальным изделиям на базе электронной техники с использованием отечественной элементной базы.
Программа инновационного развития направлена на ликвидацию технологического отставания в области разработки и производства основных видов продукции, включая внедрение новых технологий по изготовлению инженерных и противолодочных боеприпасов нового поколения.
Первостепенными направлениями программы развития являются:
- внедрение перспективных технологий для разработки и производства инновационной продукции и проведение технологической модернизации;
- увеличение доли инновационной продукции, выпускаемой АО «НИИИ».
Все проекты реализуются совместно с АО «НПК«Техмаш».
В ходе реализации программы в 2014 году по указанным направлениям внедрены современные технологии для повышения эффективности разработки и производства всех видов продукции; повышена конкурентоспособность продукции за счет разработки и внедрения перспективных критических технологий; разработана и реализована программа повышения объемов производства и снижения себестоимости основной продукции за счет разработки и внедрения промышленных базовых технологий; обеспечен трансферт технологий и реализация программ диверсификации производства и перепрофилирования производственных фондов.
В настоящее время на стадии утверждения в Министерстве промышленности и торговли России находятся перспективные для отечественной оборонной промышленности проекты по внедрению инновационных технологий, которые будут проводиться в 2015–2019 гг. в рамках ФЦП.
АО «НИИИ» является головным поставщиком трех новых боеприпасов по гособоронзаказу. В качестве разработчика и держателя подлинников рабочей конструкторской документации, обеспечивает авторский надзор за производством изделий, выпускаемых заводами: ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова» (г. Дзержинск), ФКП «Саранский механический завод», ФКП «Казанский завод точного машиностроения», ОАО «ВПО «Точмаш» (г. Владимир) и другие. Кроме того, по целому ряду изделий АО «НИИИ» является поставщиком составных частей, наиболее емкие из которых — гидроакустические антенны обнаружения и наведения для ОАО «ГНПП «Регион» и ОАО «НПО «Сплав».
Все изделия, разработанные и разрабатываемые АО «НИИИ», содержат только отечественные комплектующие, поэтому проблема импортозамещения для нас не является критичной.
В настоящее время представляется очень актуальным вопрос о разработке и применении инженерных мин. Мины, являясь преимущественно оборонительным оружием, постоянно используются военными всех родов войск. В последних двух мировых конфликтах 20 века мины также активно применялись.
Однако, о минах бытует упрощенное, превратное представление как о старинном, простейшем оружии.
На самом деле инженерная мина — это эффективный, продуктивный и даже «коварный» боеприпас. Потому что применение большинства боеприпасов можно определить по звуку, световой вспышке, воздушному следу и принять предупредительные меры для предотвращения поражающего действия боеприпаса.
А мина проявляет себя только в момент поражения цели. И это внезапное появление на поле боя необнаруженного ранее боеприпаса наносит противнику большой материальный и морально-психологический урон.
Надежность срабатывания мин обеспечивается за счет использования датчиков, реагирующих на различные физические поля: магнитные, сейсмические, инфракрасные, акустические и т.п., а также за счет комбинированных каналов с гибкими алгоритмами селекции и классификации целей.
Эти направления в сочетании с цифровой обработкой сигналов и микропроцессорной техникой привели к созданию «интеллектуальных» мин избирательного действия. Поэтому сложившаяся специализация инженерных мин — противотанковые, противопехотные, противодесантные, объектные, сигнальные, нелетального действия, и другие — востребована всеми силовыми ведомствами страны.
Боевая эффективность мин повышается за счет совершенствования взрывательных устройств (ВУ), и АО «НИИИ» добивалось и добивается этого различными способами.
Именно ВУ принимается решение о выборе момента срабатывания боеприпаса и обеспечивается безопасность его применения.
30–40 лет назад большинство ВУ инженерных боеприпасов были контактного действия, т.е. основным критерием срабатывания являлось непосредственное механическое воздействие на его элементы. Для обеспечения широкой зоны поражения боеприпаса в состав ВУ включались выносные датчики цели (например, обрывные), что существенно усложняло процесс установки мины на местности.
В настоящее время, в основном, применяются неконтактные датчики целей, работа которых основана на анализе различных физических полей целей (магнитного, акустического и др.).
Учитывая долгое нахождение боеприпаса на минном поле (до нескольких недель), современные ВУ должны отвечать ряду требований, порой противоречащих друг другу — обеспечивать высокие показатели обнаружения и помехоустойчивости, иметь малые энергопотребление, массу и габариты.
Кроме того, современные ВУ инженерных боеприпасов обеспечивают срабатывание последних с максимальной эффективностью. Например, в изделиях ПОБ, ПОМ-3 для обеспечения заданных характеристик поражения цели срабатывание боеприпаса должно происходить на некоторой высоте над грунтом, при этом ВУ обеспечивает выдачу команды на подъем (выброс) боеприпаса, после чего на заданной высоте формируется команда на взрыв боевой части.
Так же ВУ обеспечивает безопасность обращения с боеприпасом до применения, во время и после. На современные противопехотные боеприпасы распространяются требования Женевской конвенции по «негуманному» оружию (Дополненный Протокол II), предписывающие наличие функции самоликвидации, а при ее отказе гарантированный перевод в полностью безопасное состояние по истечении не более 120 суток с момента установки.
Учитывая широкий спектр задач и условий применения минного оружия, одним из основных требований к ВУ перспективных боеприпасов является возможность выбора либо настройки отдельных параметров функционирования непосредственно перед применением (например, выбор времени самоликвидации и др.).
ВУ современных инженерных боеприпасов являются сложными приборами, разработка и изготовление которых требуют серьезных научных изысканий, высококвалифицированных кадров, современной номенклатуры материалов и элементной базы, а также высокоточных технологий.
Поэтому отдельно следует отметить проблемные вопросы, связанные с недостатком квалифицированных кадров, малой номенклатурой современных отечественных материалов и элементной базы. Сегодня для обеспечения задаваемых требований АО «НИИИ» приходится создавать собственную специализированную элементную базу, что приводит к увеличению сроков и удорожанию разработки, снижению показателей унификации.
В 50-х годах возникла необходимость в ускоренной постановке минных полей с механизированных раскладчиков. Институт вел и ведет обширные работы в этом направлении.
В начале 60-х годов разработан гусеничный минный заградитель ГМЗ, предназначенный для механизированной установки на грунт и в грунт с маскировочным слоем противотанковых мин серии ТМ-57 и ТМ-62. Дальнейшим развитием ГМЗ стало создание гусеничных заградителей ГМЗ-2 и ГМЗ-3 для механизированной установки противотанковых фугасных мин серии ТМ-57, ТМ-62 и кумулятивно-фугасной мины ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями.
Взвод минных заградителей из трех машин в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 3 км.
В конце 1960-х годов разработаны вертолетные минные раскладчики ВМР, ВМР-2, ВМР-3 для установки вертолетами МИ-8 противотанковых мин серий ТМ-57 и ТМ-62.
В середине 1970-х годов АО «НИИИ», как головной разработчик, создало вертолетную систему минирования ВСМ-1, применяемую на вертолетах серии МИ-8 для установки кассетных мин ПФМ-1, ПОМ-1, ПТМ-1. В настоящее время номенклатура боеприпасов, устанавливаемых системой ВСМ-1, составляет более 10 противотанковых, противопехотных, противодесантных и противотранспортных мин.
Одновременно, на базе авиационного контейнера малогабаритных грузов КМГУ разработаны авиационные системы минирования кассетными противопехотными и противотанковыми минами с использованием самолетов фронтовой авиации.
После 1980-х годов новые авиационные и вертолетные системы минирования не разрабатывались (разработка не заказывалась).
Продолжение в следующем номере.