23 декабря (10 по старому стилю) 1913 года в воздух поднялся первый в мире российский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». Ровно через год Военный совет Русской армии приказал сформировать первую эскадрилью этих самолетов. Так родилась наша Дальняя бомбардировочной авиация. Глобально в этот день родилась и мировая, но разве кто признает это?
В 1999 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами 23 декабря стало профессиональным праздником – Днем дальней авиации ВВС.
С момента своего формирования русская, советская и российская Дальняя авиация прошла большой путь — регулярно строились новые воздушные корабли, разрабатывались и совершенствовались тактики боевого применения и различные виды вооружения. Личному составу неоднократно приходилось участвовать в различных войнах.
Боевой путь русской Дальней авиации начался в 1915 году. Самолеты «Илья Муромец» регулярно совершали вылеты и бомбили вражеские тылы, чем показали свой потенциал и необходимость дальнейшего развития Дальней авиации.
После революции взор руководства молодой советской страны был направлен на ускоренно е развитие авиации, в том числе и большой. Осуществлялись рекордные транс-континентальные перелеты, формировались новые части и соединения, для которых строились современные бомбардировщики с достаточно хорошими характеристиками. К началу Великой Отечественной войны Дальняя авиация стала серьезной силой.
Уже в первые часы войны, 22 июня 1941 года Дальняя авиация РККА приступила к нанесению ударов по гитлеровским войскам. Всего через несколько недель, в начале августа, дальние бомбардировщики впервые бомбили Берлин. До самого конца Великой Отечественной летчики Дальней авиации уничтожали объекты в тылу противника, помогая нашим войскам на фронте.
В послевоенный период начался новый этап развития советской Дальней авиации. Создавались и осваивались реактивные самолеты и бомбардировщики с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, именно воздушные корабли стали первыми носителями первых атомных бомб, и с них началось строительство стратегических ядерных сил.
В период Холодной войны Дальняя авиация регулярно выполняла патрулирование в удаленных стратегически важных районах. Экипажи были готовы ответить на агрессию вероятного противника и применить вооружение. Дальние бомбардировщики внесли заметный вклад в общие процессы сдерживания и помогли сохранению мира.
Дальняя авиация ВВС не без проблем пережила трудный период после распада СССР, но восстановила свои возможности и продолжает развиваться. В последние годы возобновилось регулярное патрулирование, а кроме того, проводится модернизация техники и разрабатываются новые машины.
В XXI веке Дальней авиации вновь приходится решать реальные боевые задачи. С 2015 года российские бомбардировщики регулярно наносили удары по террористам в Сирии. В последние месяцы экипажи активно участвуют в Специальной военной операции на Украине, применяя для этого различные образцы авиационных вооружений.
Дальняя авиация остается важнейшей составляющей Воздушно-космических сил и Российской армии в целом. Она сохраняет и наращивает свой потенциал, а также демонстрирует свои возможности в рамках реальных операций. Ее вклад в обеспечение национальной безопасности трудно переоценить.
Редакция «Арсенала Отечества» поздравляет всех причастных с Днем Дальней авиации!