4 апреля 2019 г. информированный источник в авиационной отрасли сообщил ТАСС, что Алексей Рогозин оставляет посты вице-президента «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) по транспортной авиации и генерального директора «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина» (ПАО «Ил»).
Досье
Алексей Дмитриевич Рогозин родился в Москве 21 сентября 1983 г. в простой советской семье.
Как сообщает Википедия, российский государственный деятель и управленец является действительным государственным советником Российской Федерации 3 класса. Алексей Рогозин — сын бывшего заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, а ныне руководителя нашего Роскосмоса Рогозина Дмитрия Олеговича, внук доктора технических наук, генерал-лейтенанта Рогозина Олега Константиновича.
В 2005 г. окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. С 2005 г. — заместитель руководителя Информационно-аналитического управления партии «Родина», член Политического совета партии, создателем и неофициальным лидером которой является его отец Дмитрий Олегович Рогозин. В дальнейшем — член Президиума Конгресса русских общин. Принимал активное участие в работе избирательного штаба по выборам депутатов законодательных собраний ряда субъектов РФ, избирался депутатом Законодательного Собрания Тверской области.
Конечно, активно занимался бизнесом, с 2009 по 2012 гг. — директор по развитию, заместитель генерального директора частного оружейного завода «Промтехнологии» (бренд «Орсис»). Далее карьера молодого и, без сомнения, талантливого управленца перешла в государственное русло — с мая 2012 г. по март 2016 г. Алексей Рогозин — генеральный директор федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат», а с 2016 по 2017 гг. Алексей занимал должность заместителя директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Как видно на фотографии у него есть государственные награды.
В 2017 г. происходит еще один качественный переход — Алексей Рогозин становится во главе одной из самых известных самолетостроительных фирм — «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», и одновременно с этим — вице-президентом по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
После вступления в должность Алексей Рогозин на встрече с коллективом сказал «ильюшинцам» о необходимости «мобилизации» всех ресурсов компании: «Мы сегодня должны создать перспективный облик в том числе и нашей фирмы. Я его называю Ил-2.0. Это, по сути, некая программа изменений, которая должны учитывать лучшие наши традиции. Мы хотим вернуть «Илы» в небо», — заявил тогда новый глава компании.
Ил-112В. Надежда транспортной авиации
К 2017 г. разработка предназначенного на замену устаревшего Ан-26 легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В шла уже более 15 лет и неоднократно замораживалась то из-за отсутствия двигателей, то из-за отсутствия финансирования. Госпереворот на Украине поставил окончательный крест на сотрудничестве с «Антоновской фирмой» и дал шанс нашему самолету. Первый полет опытного экземпляра Ил-112В планировалось осуществить в 2016–2017 гг. Однако впервые этот самолет поднялся в воздух в Воронеже 30 марта 2019 г.
Ил-112В на сборочном стапеле
Как позднее сообщил главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов, получившийся самолет оказался тяжелее расчетного и не соответствует требованиям заказчика. На его перепроектирование потребуется не менее года, а потом будем строить заново. Если назвать все своими словами, то при проектировании были совершены серьезные ошибки, которые привели к потере более тонны грузоподъемности, что сделало самолет на половину бесполезным для нашей ВТА.
Ил-276 (СВТС). Мечта транспортной авиации
Работы над проектом СВТС для замены другого устаревшего транспортника Ан-12 велись «Ильюшиным» совместно с «Иркутом» и индийской корпорацией Hindustan Aeronautics с 2001 г. В 2015 г. индийская сторона вышла из проекта. При Алексее Рогозине самолет получил наименование Ил-276, было утверждено тактико-техническое задание. Первый полет Ил-276 запланирован на 2023 г., а с 2026 г. должны начаться серийные поставки в интересах Минобороны РФ.
Модель Ил-286 представленная на МАКС-2017
Ил-76МД-90А. Главный работяга транспортной авиации
Ил-76МД-90А — серийный тяжелый военно-транспортный самолет. Представляет собой глубоко модернизированную версию самолета Ил-76, включает новый пилотажно-навигационный комплекс с более мощными двигателями. Контракт на 39 единиц был подписан в 2012 г., с тех пор было построено только пять экземпляров, из них четыре — опытных. Первый серийный самолет был передан заказчику 2 апреля 2019 г.
Ил-76МД-90А Названный в честь бывшего Генерального конструктора Виктора Ливанова
Также 25 января 2018 г. выполнен первый полет модернизированной версии топливозаправщика Ил-78М-90А. Он остается в единственном экземпляре и не передан Минобороны. 2 апреля 2019 г. Алексей Рогозин заявлял, что контракт на поставку войскам самолетов этого типа подпишут «через некоторое время».
Топливозаправщик Ил-78М-90А
Ил-96. Дальнемагистральный, широкофюзеляжный, да и просто красавец
С 2016 г. новых самолетов семейства Ил-96 построено не было. При этом с ноября 2018 г. ведется изготовление одного экземпляра в пассажирской версии Ил-96-400М с современным салоном, двух Ил-96-300 для специального летного отряда «Россия». В 2018 г., по данным СМИ, Минобороны РФ разорвало заключенный в 2015 г. с ОАК контракт на изготовление двух топливозаправщиков на базе Ил-96-400Т.
Ил-114. Из Самары в Саратов пассажиров тоже надо возить
При Алексее Рогозине начались активные работы по созданию новой версии регионального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114-300 (выпуск предыдущих версий Ил-114 был прекращен в 2012 г.). Планируется, что первый полет он совершит в 2019 г. 27 марта 2019 г. Правительство РФ выделило на этот проект дополнительные бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд руб.
Единственный летающий экземпляр Ил-114 принадлежащий Радар-ММС
Ил-103. Даешь малую авиацию, товарищи!
В ноябре 2017 г. руководство «Ильюшина» озвучивало планы по возобновлению производства легких четырехместных поршневых самолетов Ил-103 (выпускались в 1994–2007 гг.). В настоящее время рассматривается проект по их совместному производству в Казахстане.
Непростая замена Ан-124 «Руслан»
3 июня 2018 г. Алексей Рогозин заявил, что возобновление производства тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» в новом облике — «решаемая задача». Он отметил, что эти самолеты «крайне востребованы во всем мире», но так как они были разработаны на Украине и не могут выпускаться без украинских комплектующих, требуется их значительная локализация. 12 ноября 2018 г. он заявил, что ПАО «Ил» приступил к созданию замены для Ан-124. В декабре того же года главный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов сообщил, что проектируемая машина будет называться Ил-106, иметь новые двигатели и новую авионику.
Богатырь страны советов — Ан-124 «Руслан»
Проблемы, господа, проблемы!
Как мы видим, проблем у наших авиастроителей очень много, и, обращая взгляд в недалекое прошлое, становится видно, что их количество не уменьшается. Прекращение авиационной карьеры Алексея Рогозина — это не показатель. Все описанные выше проблемы возникли задолго до его прихода, и винить, как многие это делают, молодого управленца во всех грехах и проблемах вряд ли стоит. Просто не справился.
Вопрос Чернышевского: Что делать?
А все очень просто! На одном из совещаний, посвященных нашей авиационной отрасли, один заслуженный и очень умный человек сказал: «Чтобы поднять наше авиастроение, надо поставить у руля болеющих за свое дело профессионалов, а не эффективных менеджеров, статистов и шоуменов».
В отрасли еще остались люди, которые «болеют» авиацией, в отрасль идет молодежь, которая недавно «заразилась» крылатыми машинами. Есть деньги, пусть небольшие по западным меркам, но достаточные. Остались производственные мощности и технологии. Многое удалось обновить. Нам не хватает идейных подвижников и в авиации, и в космосе. Надеюсь они подрастают.
Королев, Туполев, Ильюшин, вернитесь! Пожалуйста...
Виктория Рысина