Алексей Леонков, военный эксперт
Ровно год назад 15 сентября 2016 года АО «ОДК-Климов» (входит в состав АО «ОДК»), продемонстрировал приглашённым гостям и СМИ запуск двигателя ТВ7-117СТ на новом испытательном стенде. На прошедшем в июле 2017 года авиасалоне «МАКС-2017» широкой публике был показан ИЛ-76ЛЛ с установленным на нем этим же двигателем. Многие тогда задавали вопрос – когда же будет первый полет? Ответ был дан в сентябре этого года.
12 сентября 2017 года на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.) состоялся первый вылет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с опытным двигателем ТВ7-117СТ. Всего в запланированной программе испытаний будет 20 вылетов, во время которых будет проверена работа силовой установки на различных режимах и диапазонах высот. (фото 1 - 7)
О самом двигателе я уже писал ранее в статье «Импортозамещение «по-климовски» (http://arsenal-otechestva.ru/article/823-importozameshchenie-po-klimovski опубликована 19 сентября 2016), но лишний раз напомню его характеристики. В двигатель ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Одной из особенностей ТВ7-117СТ является то, что созданная «ОДК – Климов» система автоматического управления управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, и таким образом повысить эффективность силовой установки. Все двигатели ТВ7-117СТ на «ОДК-Климов» собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих.
«Технически ТВ7-117СТ – лучший российский двигатель для региональных
и среднемагистральных самолетов гражданского и военного назначения, – говорит исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. – Мы гордимся, что, создавая лучшие решения, формируем направление дальнейшего развития индустрии, расширяем возможности российских технологий, повышаем их конкурентоспособность на мировом рынке» (фото 8)
Говоря о «самолётах военного назначения» Александр Ватагин имел в виду Ил-112В, летные испытания которого должны начаться в 2018 году. Этот самолёт давно ждут в военно-транспортной авиации российских ВКС, ведь Ил-112В придет на замену парка самолётов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-34, которых было выпущено свыше 3000 экземпляров для нужд Вооруженных сил, гражданских грузоперевозок и экспорта в зарубежные страны. Часть этих самолётов до сих пор в строю, но их ресурс эксплуатации не бесконечен.
Присутствовавший на испытаниях Генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Алексей Рогозин подтвердил информацию о сроках испытаний Ил-112В. На вопрос будет ли замена и другому «старичку» легендарному Ан-12, он ответил, что «Ильюшин» работает и над этим.
Звучит обнадёживающе на фоне информации о прекращении деятельности украинского авиаконцерна «Антонов». Поэтому первый полет Ил-76ЛЛ с двигателем ТВ7-117СТ - это не что иное как старт модернизации всей нашей военно-транспортной авиации, которая в ближайшей перспективе начнет получать современные транспортные самолёты. Таким образом, ВТА России сможет в полном объеме обеспечить логистику грузов военного назначения по всей территории РФ, в том числе и в рамках программы обороны арктического побережья нашими Вооруженными силами. Строительство автономных военных объектов за Полярным кругом подразумевает наличие транспортных самолётов полностью обеспечивающих круглогодичную эксплуатацию этих объектов и способных работать в суровых условиях севера. Будущий самолёт Ил-112В с двигателями ТВ7-117СТ с такими задачами, безусловно, справится.
Подводя итог можно сказать, что стартовавшая в 2014 году программа импортозамещения начинает давать свои первые реальные результаты. Положительный вектор движения демонстрируют предприятия входящие в АО «ОДК». Именно грамотная техническая политика и техперевооружение проведенные на «ОДК-Климов» позволили в течение года пройти путь от стендовых испытаний до первого полета Ил-76ЛЛ с двигателем ТВ7-117СТ.
Помимо специалистов из «ОДК-Климов», в подготовке первого полета участвовали сотрудники ПАО «Ил» и АО «РСК «МиГ» и ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова», а летчики-испытатели из ЛИИ им. Громова успешно осуществили его первое летное испытание. (фото 9 – 11)
Вот такая успешная кооперация получилась в ответ на международные санкции.