Гром гремит, земля трясётся,
танк на скорости несётся
В период холодной войны внутри армий противостоящих друг другу в Европе военных блоков проводились состязания по разным военным специальностям. В армиях стран НАТО танкисты боролись за обладание «Кубком канадской армии» (соревнования танковых взводов), в Советской Армии проводился конкурс на лучший танковый экипаж. С развалом СССР эти, практически неизвестные публике, танковые «междусобойчики» свернулись. Наступила эпоха «мира, дружбы, жвачки»: Ирак, Югославия, Ливия, Афганистан, вновь Ирак, Южная Осетия, Сирия и прочее, «по мелочи».
Танкисты раздухарились не на шутку...
В 2013 году министр обороны России Сергей Шойгу придумал международное танково-спортивное состязание «танковый биатлон». Первое мероприятие с участием России, Армении, Белоруссии и Казахстана существенного резонанса в медиа не получило, ни в собственно России, ни в ближнем зарубежье. В странах НАТО его вообще, можно сказать, не заметили. Но в 2014 году случились Крым и Донбасс. И тут как попёрло…
Вдруг всех - и друзей, и врагов, и нейтралов, живо заинтересовало: а чем же занимаются на полигоне в подмосковном Алабино российские танкисты в коротких промежутках между «агрессиями, аннексиями, вторжениями и контрибуциями»?
В 2014 году в танковом биатлоне в России участвовало уже 12 стран, в том числе такие далеко не последние мировые танковые державы, как Индия и Китай. В 2016 году к участникам состязания присоединился Иран, также обладающий внушительным танковым парком.
Наших «партнёров» из блока НАТО успехи и популярность танкового биатлона российского происхождения явно переклинивали, игнорировать получившие резонансное освещение в мировых медиа соревнования они уже не могли. Первыми подхватились американцы, организовавшие с 2014 года ежегодное соревнование на звание лучшего танкового экипажа «Кубок Салливана». Кубок, названный в честь отставного генерала-танкиста Гордона Салливана, вручается «лучшим танковым экипажам сухопутных войск и морской пехоты США, союзников по организации Североатлантического договора». Однако американские союзнички за океанами мероприятием как-то не вдохновились. В прошлом году удалось привлечь соседей-канадцев на танках Леопард2А4, и на этом всё.
Европейские страны НАТО с 2016 года проводят соревнования танковых взводов Strong Europe Tank Challenge (SETC), но под руководством американского командования на Европейском ТВД и с участием американских танкистов, привлекая внеблоковые страны. Фактически, судя по условиям и правилам состязаний, это прошедший процедуру косметического омоложения старый знакомый - «Кубок канадской армии». В 2017 году в рамках SETC «померялись танчиками» шесть стран: Австрия (Леопард2А4); Франция (Леклерк); Германия (Леопард2А6); Польша (Леопард2А5); Украина (Т-64БВ); США («Абрамс» М1А2SEPv2).
НАТО также поддержало расширение внутреннего формата соревнований танковых экипажей армии Дании (Danish Tank Challenge, проводилось с 2013 года) до международного. С 2016 года это мероприятие называется Nordic Tank Challenge, участвовали в нём по два танковых экипажа из Дании, Германии, Швеции, Норвегии, Канады, Польши (все на танках Леопард2А5) и, естественно, США (на танках «Абрамс» M1A2SEPv2).
«Минуточку, будьте добры помедленней, я записываю…»
Российский танковый биатлон изначально задумывался как международное, полностью открытое и прозрачное для любых участников соревнование. В 2014 году была создана международная общественная организация «Федерация танкового биатлона». В 2017 году приглашения на участие разосланы в 70 стран (включая НАТОвские), подтверждения получены от 17 стран. Правила состязаний, результаты всех участников доступны в режиме онлайн на самих соревнованиях, чуть позже они появляются на сайте федерации http://tank-biathlon.com и сайте международных армейских игр http://armygames2017.mil.ru. На соревнования получают приглашения международные наблюдатели, военные атташе, без каких-либо проблем аккредитуются представители СМИ любых стран. Ведутся онлайн-трансляции в эфире и соцсетях.
Американские соревнования «Кубок Салливана» в медиа не столь популярны, о них широкая публика мало что знает. Тем не менее, подробные правила и результаты можно разыскать в американской военной профессиональной прессе.
Куда более закрытым является Strong Europe Tank Challenge. Отрывочные сведения в западных, в том числе военных, медиа не раскрывают подробностей, условий и правил состязаний. Мало того, они зачастую (только ли по незнанию?) содержат ошибочные данные как по правилам соревнований, так и по их результатам. Например, официальные сведения о занятых странами местах по итогам SETC-2017 (Австрия, Германия, США, Франция, Польша, Украина) отличаются от тех, которые были растиражированы медиа (Австрия, Германия, США, Франция, Украина, Польша). При этом добыть официальные данные было весьма сложно, аккредитоваться на SETC для российских медиа было вообще невозможно.
Однако редакция журнала «Арсенал Отечества» сумела все изучить, обобщить и представит соответствующий материал в очередном номере журнала.
Виктор Мураховский