1 июня 1931 года, в Ленинградском военном округе сформировали первый Опытный воздухо-десантный отряд, который и считается первым военно-транспортным подразделением в истории нашей военно-транспортной авиации. С тех пор прошло 90 лет.
Военно-транспортная авиация
Военно-транспортная авиация предназначена для десантирования частей (подразделений) ВДВ из состава оперативных или оперативно-тактических воздушных десантов, доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника, обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Часть сил военно-транспортной авиации также может привлекаться к выполнению специальных задач.
Ан-12
Основными направлениями развития военно-транспортной авиации являются поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных театрах, десантированию воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов и проведения модернизации существующих. Но…
Текущее состояние ВТА ВВС РФ
Большая часть самолетного парка военно-транспортной авиации ВВС России была построена еще во времена СССР или в 1990‑е годы — это устаревшие Ан‑12, Ан‑22, Ан‑26, Ан‑72, Ан‑124 и Ил‑76 различных модификаций.
Ан-26
В последнее время началось частичное обновление парка машин на модернизированные. В частности, с 2014 года началось производство современных самолетов Ил‑76МД‑90А, на подходе легкий транспортник Ил-112В.
Ил-76МД-90А
Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова. Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.
Ил-76МД RF-76605
Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки грузов. Так же машина может эффективно использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн. Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн.
Заказчиком и эксплуатантом выступает МО РФ. Разработчик ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Производитель АО Авиастар-СП, Ульяновск. Поставка самолетов идет с сильным отставанием от графика. Так в 2019 году "Авиастар-СП" передал ВТА ВКС РФ три военно-транспортных самолета Ил-76МД-90А из пяти, планировавшихся к поставке, перенеся поставку еще двух на 2020 год.
Ил-76МД RF-76724 ВВС России «Георгий Пакилев»
Далее в 2020 году Министерство обороны России перезаключило на новых условиях контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А с авиазавода «Авиастар-СП» (входит в ОАК) в Ульяновске. Новый контракт вступил в силу в 2021 г. и предполагает выпуск и поставку до 2028 г. 14 самолетов по цене 4,5–5 млрд руб. за каждый. Не быстро, но 76-й хотя бы делают.
ИЛ-112В
В перспективе ждем начало серийного производство легких транспортных самолетов Ил‑112В, которые будут заменять очень устаревшие Ан‑26, но и здесь все совсем не гладко. Проблем с легким транспортником много. Главная проблема, связанная с большим весом машины решается очень медленно не смотря на то что между Ил-112В и Ан-26 лежит временная и технологическая пропасть.
Ил-112В
К сожалению Ил-112В по-прежнему тяжело отрывается от земли. На момент первого полета перевес составлял больше трех тонн, что разом лишало самолет возможности выполнять целый ряд тактических задач, например бронеавтомобиль «Тигр» на нем уже не полетит. Насколько была снижена проблема ко второму полету, производитель умалчивает, что само по себе не радует.
Почему так?
Обратим внимание, что сегодняшние проблемы с Ил-112В – это не только проблемы производства или отсутствия современных материалов. Это проблемы изначально конструктивного характера и этому есть вполне понятные, человеческие объяснения.
Знаменитая на весь мир фирма «Ильюшин» начиная с 1991 года меняла свою «вывеску» пять раз, отсутствие проектов, внятного менежмента и многое другое не позволили полноценно сохранить компетенции и потенциал КБ. Кстати это беда не только одного Ильюшина, это беда всего нашего авиастроения. Как посмотришь вверх, так там одни «эффективные авиастроители».
Кабина штурмана Ил-76МД
Хочется спросить наших «эффективных менеджеров» — этот подход сильно улучшил работу? Сколько на это было потрачено времени и денег? Куда делись инженерные кадры и почему они сбежали от своих «больших» зарплат? Как отраслевые корпоративные игры влияют на количество произведенных самолетов?
Нам нужны самолеты. Сегодня, потому что «завтра может быть поздно». Парк современной транспортной и морской авиации дряхлеет стремительными темпами. Может стоит перестать играть в корпоративные игры и начать выпускать столь нужные российской военной авиации машины? Ведь на импортных бизнес-джетах войска к линии фронта доставить будет несколько проблематично, они перевозят только очень дорогие тела, ну и собачек изредка.
Конечно есть лучик надежды в конце тоннеля, и связан он с правительством Мишустина, а именно с вице-премьером Юрием Борисовым и новым окружением ОАК.
В настоящее время по развитию нашего авиастроения специалисты и чиновники дают устойчивый и положительный прогноз развития, но пока мы на 7 месте в мире по гражданским машинам. Аккурат за Европой, США, Бразилией, Китаем, Канадой и франко-итальянским ATR.
Посмотрим...
#НАКИПЕЛО
Дмитрий Дрозденко
Фотографии — Кирилл Ломакин