Американские вертолеты UH-60S Black Hawk, которые США начали поставлять вооруженным силам Афганистана на замену российским Ми-17, менее эффективны и сложнее в обслуживании. Об этом говорится в докладе офиса генерального инспектора Пентагона.

UH-60S

Доклад Пентагона

«Переход  c Ми-17 на UH-60S Black Hawk («Черный Ястреб») выявил несколько проблем, которые до сих пор не решены», — говорится в докладе, — вертолеты Black Hawk не имеют грузоподъемности Ми-17», сообщает американский портал TheDrive.

Передача UH-60S Афганским летчикам. На вертолете отсутствуют пылезащитные устройства.

«Они не в состоянии разместить некоторые из более крупных грузов Ми-17, которые могут перевозить, и в целом для транспортировки груза одного Ми-17 требуется почти два UH-60S, — заявляют высокопоставленные американские военные. — Кроме того, в отличие от русского Ми-17 Black Hawk не могут летать на больших высотах и в итоге не могут действовать в отдаленных районах Афганистана, где действуют Ми-17».

Все эти заявления вполне закономерны, и если про грузоподъемность вертолета, сложность и дороговизну его обслуживания говорить бессмысленно — вертолет создавался применительно к стандартам и требованиям армии США и НАТО для равнинного театра военных действий (читай Европа – ред.), то про неспособность полноценно работать на большой высоте поговорить стоит.  

Афганские проблемы

В Афганистане американцы столкнулись с непривычными для себя, более того, экстремальными условиями полета и обслуживания авиационной техники. Высокогорье, пыль, отсутствие какой-либо внятной инфраструктуры, кроме своих собственных баз, конечно, и совсем недружественное население. Это касается не только знаменитого распиареного «Черного ястреба», это касается всех вертолетов: и AH-64 Apache Longbow,  и CH-47 Chinook, и других машин, оснащенных турбовальными двигателями. С ростом высоты мощность таких двигателей падает, а расход топлива растет. Это физика, а точнее термодинамика.

UH-60S в Афганистане

Давным-давно СССР тоже столкнулся с такой проблемой, и было это именно в Афганистане. Тогда, как любит говорить целый пласт нашего народонаселения, «отсталый совок» в очень короткий период решил эту проблему. Америка сталкивается с Афганским фактором уже много лет и, что интересно, воз проблем до сих пор стоит на месте. Не делся никуда.

Проблема

Технически проблему потери мощности двигателя с увеличением высоты можно описать так: в реактивном двигателе воздух надо сильно сжать перед тем, как впрыснуть в него топливо, и потом его поджечь. Только тогда мы получим на выходе мощную тягу.

За сжатие отвечает газогенератор двигателя, его еще называют компрессор. Чем менее плотный воздух, а на высоте его плотность снижается, тем сложнее его сжать до нужной величины, и, соответственно, чем меньше он сжат, тем меньшую энергетику мы получим на выходе из двигателя.

Решение

Как у нас решается эта проблема, мы спросили преподавателя Сызранского Высшего вертолетного училища (ныне Сызранский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»), кандидата технических наук, военного летчика, подполковника Полуяхтова.

Ми-8 МТВ

«Есть такое понятие “расчетная высота двигателя”, для наших ТВ3-117ВМ она составляет 1750 метров. До этой высоты максимальная мощность не снижается», — сказал Вячеслав Полуяхтов.

«Это получается, потому что мощность наших двигателей у земли искусственно «срезана», и остается одинаковой до расчетной высоты двигателя. Такой подход позволяет уменьшить нагрузку на газодинамический тракт двигателя при малых высотах, увеличить его надежность и срок службы», — заметил подполковник Полуяхтов.

UH-60 Black Hawk в Абу-Даби, ОАЭ

Что же касается двигателей General Electric T700-GE-701C, установленных на UH-60S Black Hawk, то они не обладают таким скрытым запасом мощности, и поэтому с повышением высоты их КПД падает, что несомненно отражается на летно-технических характеристиках американского вертолета. Американец вынужден постоянно работать на пределе. Повторюсь — СССР с этой проблемой справился быстро. Американцы не справились до сих пор.

Пыль, грязь и прочие гадости войны

В Афгане большие проблемы с водой и там очень пыльно. А пыль — это страшный и коварный враг для всех вертолетных двигателей, ведь винты ее поднимают в воздух тоннами, и часть этого пыльного «компота» попадает в сами двигатели. Ротор турбокомпрессора вращается со скоростью почти 20 000 оборотов в минуту. Только представьте, что происходит с лопатками турбокомпрессора в такой абразивной среде? Как быстро песчинки сдерут с них слой металла и изменят характеристики лопаток в совсем не лучшую сторону?

UH-60 Black Hawk в Абу-Даби, ОАЭ

Спасают от этого пылезащитные устройства (ПЗУ) — этакие нашлепки, установленные на входе в двигатель. Эти устройства помогают отсеять пыль и песок, направляя в двигатель очищенный воздух. Правда, эти устройства меньше пропускают воздуха и отнимают до 10 % мощности у двигателя, особенно на максимальных, взлетных режимах работы.

У американцев есть такие устройства, правда, как показал Ирак и Афганистан, они не так эффективны, как российские. Хотя если вы посмотрите на фотографии именно афганских бортов, то увидите что они без ПЗУ, в отличие от машин поставляемых в ОАЭ (тоже на фото).

И самое главное — если двигатель «Черного ястреба» не имеет запаса по мощности и на высотных площадках и так работает на пределе, то забрать у него еще 10 % мощности на борьбу с пылью смерти подобно. А если не забрать, то пыль быстро выводит нежный американский движок из строя.

Ми-171Ш на выставке HeliRussia 2018

Практика эксплуатации показала, что межремонтный ресурс двигателей на американских вертолетах в Афганистане по факту уменьшился до 1,5 раз, а в некоторых случаях и до 2 раз.  Тяжко воевать высокотехнологичному американскому оружию в «нецивилизованных» условиях. Ломается оно.

Помните, как во Вьетнаме американцы выбрасывали свои М-16 и брали в руки советские АК? Вот и с вертолетами все точно так же. Ничего не поменялось. Мы продолжаем делать хорошие и надежные вещи.

Дмитрий Дрозденко

  

 

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru