Продолжение. Начало в № 4 (18) 2015.
Военно-транспортная авиация
Военно-транспортная авиация предназначена для десантирования частей (подразделений) ВДВ из состава оперативных или оперативно-тактических воздушных десантов, доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника, обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Часть сил военно-транспортной авиации также может привлекаться к выполнению специальных задач.
Большая часть самолетного парка военно-транспортной авиации ВВС России была построена еще во времена СССР или в 1990‑е годы — это устаревшие Ан‑12, Ан‑22, Ан‑26, Ан‑72, Ан‑124 и Ил‑76 различных модификаций. Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция по обновлению машин на модернизированные. В частности, с 2014 года началось производство самых современных самолетов Ил‑76 МД‑90 А, а в перспективе планируется начать серийное производство легких транспортных самолетов Ил‑112 В, которые будут заменять устаревшие Ан‑26, и многоцелевых транспортных самолетов Ил‑214 совместной российско-индийской разработки для замены Ан‑12, Ан‑72 и других устаревших машин.
Таким образом, основными направлениями развития военно-транспортной авиации являются поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных театрах, десантированию воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов (Ил‑112 В, Ил‑214) и проведения модернизации существующих (Ан‑124, Ил‑76 МД‑90 А).
Транспортная авиация
На вооружении соединений и частей современной военно-транспортной авиации состоят:
- транспортные самолеты Ан‑22 советской постройки — 5 единиц;
- транспортные самолеты Ан‑124 и Ан‑124-100 советской постройки — 9 единиц в строю и еще 15 находились на хранении. В настоящее время идет модернизация 22 самолетов, которую планируется закончить в 2015 году;
- транспортные самолеты Ил‑76 М, Ил‑76 МД — приблизительно 100 единиц в строю и столько же на хранении. Согласно контракту с 2015 началась поставка модернизированных машин Ил‑76 МД‑90 А в количестве 39 единиц;
- транспортные самолеты Ан‑12 советской постройки — 53 единицы;
- транспортные самолеты Ан‑72 советской постройки — 25 единиц;
- транспортные самолеты Ан‑26 советской постройки — известно общее количество в ВВС транспортных Ан‑26 и пассажирских Ан‑24 — 97 единиц;
- многоцелевые транспортные самолеты L‑410 «Turbolet» чешской постройки — 18 единиц. Используются также для предварительной подготовки будущих летчиков дальней и военно-транспортной авиации.
Также в состав военно-транспортной авиации ВВС входят пассажирские самолеты Ил‑18, Ту‑134, Ил‑62, Ту‑154, Ан‑148 и Ан‑140 — общим количеством около 50 единиц, транспортные вертолеты Ми‑8 МТВ.
Рассмотрим подробно только современные и перспективные транспортные самолеты.
Ан‑124 «Руслан»
Тяжелый дальний транспортный самолет Ан‑124 «Руслан» был разработан в СССР в ОКБ Антонова. Предназначался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок МБР (на шасси МЗКТ‑79221), а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжелой боевой техники. Помимо этого Ан‑124 должен был осуществлять крупнотоннажные перевозки в интересах народного хозяйства, в том числе нестандартных крупногабаритных грузов. На западе имеет обозначение «Condor».
На сегодняшний день ремонт и модернизация самолетов Ан‑124 в России осуществляется только силами ЗАО «Авиастар-СП».
До последнего времени в ВВС России находились 24 самолета Ан‑124 и Ан‑124-100, из которых 15 были на хранении. В связи с большой потребностью в данных машинах была принята программа модернизации 22‑х машин до 2015 года. В ходе модернизации предусматривается обновление фюзеляжа и крыла, замена навигационной системы, шасси, установка современной электроники, увеличение грузоподъемности до 150 тонн.
Первые два модернизированных самолета Ан‑124-100 М военно-транспортная авиация ВВС России получила в 2012 году. К концу 2014 года были поставлены 10 модернизированных самолетов, а все работы планируется закончить в 2015 году.
Основные характеристики Ан‑124–100 |
|
Экипаж |
8 человек (+7 сменный экипаж, |
Грузоподъемность |
120000 кг |
Длина |
69,1 м |
Размах крыла |
73,3 м |
Высота |
21,08 м |
Площадь крыла |
628 кв.м |
Масса пустого |
178400 кг |
Максимальная взлетная масса |
392000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД Д‑18Т |
Тяга максимальная |
4 × 23430 кгс |
Габариты грузовой кабины |
36,5х6,4х4,4 м |
Объем грузового отсека |
1050 куб.м |
Максимальная скорость |
865 км/ч |
Крейсерская скорость |
800 км/ч |
Практическая дальность |
4800…7500 км |
Практический потолок |
11600 м |
Ил‑76 М
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил‑76 был разработан в СССР в ОКБ Ильюшина в 1960‑х годах. Он предназначался для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения массой от 28 до 60 тонн на дальность 3600…4200 км с крейсерской скоростью 770…800 км/ч. Ил‑76 стал первым в Советском Союзе военно-транспортным самолетом с турбореактивными двигателями (все предыдущие были турбовинтовыми). Удачная конструкция позволила создать множество модификаций, в том числе самые современные, которые будут эксплуатироваться в 21 веке. На западе самолет имеет обозначение «Candid».
После распада СССР в России осталось несколько сотен Ил‑76 разных модификаций. Сейчас этот самолет является основным самолетом военно-транспортной авиации России (в строю примерно 100 и столько же на хранении), а также состоит на вооружении свыше двух десятков стран мира. Так как авиазавод в Ташкенте остался за границей, производство российских Ил‑76 было перенесено в Ульяновск на «Авиастар-СП».
Новейшим самолетом на базе Ил‑76 является глубокая модернизация Ил‑76 МД‑90 А, иногда также неофициально называемая Ил‑476 (видимо из-за заводского обозначения «изделие 476»). Самолет Ил‑76 МД‑90 А имеет новую конструкцию крыла, оснащен новыми экономичными двигателями ПС‑90 А‑76 тягой 14500 кгс каждый, усиленное шасси, новейшую электронику.
Первый полет серийной машины состоялся в 2014 году, а к настоящему моменту построен второй серийный самолета. Согласно контракту от 2012 года предприятие «Авиастар-СП» должно поставить Министерству обороны России 39 самолетов Ил‑76 МД‑90 А до 2020 года, в то время как старые машины будут постепенно списываться.
Основные характеристики Ил‑76 МД‑90 А |
|
Экипаж |
5 человек |
Грузоподъемность |
60000 кг |
Длина |
46,6 м |
Размах крыла |
50,5 м |
Высота |
14,76 м |
Площадь крыла |
300 кв.м |
Масса пустого |
88500 кг |
Максимальная взлетная масса |
210000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД ПС‑90 А‑76 |
Тяга максимальная |
4 × 14500 кгс |
Габариты грузовой кабины |
24,54х3,45х3,4 м |
Объем грузового отсека |
321 куб.м |
Крейсерская скорость |
780…850 км/ч |
Практическая дальность |
4000…6500 км |
Практический потолок |
14500 м |
Вооружение |
|
Встроенное: сдвоенная 23‑мм пушка ГШ‑23 Л в кормовой установке. На внешней подвеске: до 5000 кг авиабомб на 4 точках |
Перспективные разработки
Ил‑112 В
Проектирование легкого транспортного самолета нового поколения Ил‑112, предназначенного для замены парка устаревших Ан‑26 было начато в 1990‑х годах. В дальнейшем было принято решение о развертывании серийного производства Ил‑112 в Воронеже.
Ил‑112 предназначался для эксплуатации на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих бетонированные или грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос. Однако проект вскоре был приостановлен, так как генеральный заказчик в лице Минобороны РФ приостановил финансирование и в 2011 году принял решение отказаться от Ил‑112 В в пользу Ан‑140. Таким образом, сборка первого образца в Воронеже была остановлена.
Однако в 2013 году Главкомат ВВС представил новому министру обороны С. Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил‑112. В том же году генеральный конструктор ОАО «Ил» В. Ливанов заявил, что работы по самолету возобновлены, а в 2014 году был заключен контракт на разработку военно-транспортного самолета Ил‑112 В с постройкой первого опытного образца в 2016 году и началом серийного производства в 2018 году.
Основные характеристики (предположительные) Ил‑112 В |
|
Экипаж |
2 человека |
Грузоподъемность |
6000 кг |
Длина |
23,5 м |
Размах крыла |
25,74 м |
Высота |
8,9 м |
Масса пустого |
15000 кг |
Нормальная взлетная масса |
20400 кг |
Максимальная взлетная масса |
21000 кг |
Двигатели |
2 × ТВДФ ТВ7-117 СТ |
Мощность максимальная |
2 × 2800 л. с. |
Максимальная скорость |
550 км/ч |
Крейсерская скорость |
480 км/ч |
Практическая дальность |
1000…3400 км |
Перегоночная дальность |
5200 км |
Практический потолок |
7600 м |
Длина разбега/пробега |
870/600 м |
Ил‑214
Перспективный тактический военно-транспортный самолет Ил‑214 (также известен как МТС — многоцелевой транспортный самолет) разрабатывается совместно российскими компаниями АК им. Ильюшина» и НПК «Иркут» и индийской фирмой HAL. В первую очередь данный самолет должен будет заменить в ближайшем будущем устаревшие машины Ан‑12, Ан‑26 и Ан‑72 советского производства. Протокол о начале совместной разработки был подписан в 2001 году.
Согласно проекту, самолет Ил‑214 должен перевозить до 80 % всех типов вооружений и военной техники, при значительно меньших затратах, чем предыдущие образцы, с возможности доставки груза массой 12 тонн на дальность 3700 км, либо 20 тонн на 2000 км. Десантовместимость — до 90 человек десанта.
По конструкции перспективный самолет аналогичен Ил‑76, только имеет два турбореактивных двигателя, а грузовая кабина специально выполнена в размерах идентичных с самолетом Ил‑76 МД.
Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолета, получившего обозначение МТА (Medium Transport Aircraft) было подписано правительствами России и Индии в 2007 году. Производственные планы предусматривали выпуск более 200 машин, из которых до трети могут быть поставлены на экспорт в третьи страны. Первый полет МТС/МТА запланирован на 2016–2018 годы. По словам Генерального конструктора ОАО «Ильюшин» В. В. Ливанова, для ВВС России предполагается заказать до 100 самолетов Ил‑214, Индия планирует получить 45 самолетов MTA.
Основные характеристики (предположительные) Ил‑214 |
|
Экипаж |
2 человека |
Грузоподъемность |
20000 кг |
Длина |
37,7 м |
Размах крыла |
32,25 м |
Высота |
11 м |
Максимальная взлетная масса |
68000 кг |
Двигатели |
2 × ТРДД ПД‑14 М |
Тяга максимальная |
2 × 15600 кгс |
Максимальная скорость |
870 км/ч |
Крейсерская скорость |
800 км/ч |
Практическая дальность с максимальной нагрузкой |
2500 км |
Практический потолок |
12000 м |
Длина разбега/пробега |
1450/1350 м |
Армейская авиация
Армейская авиация предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий). В ее задачи входит нанесение ударов по наземным объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине, высадка десантов, перевозки личного состава, вооружения и грузов, а также разведка.
Парк армейской авиации составляют ударные, многоцелевые и военно-транспортные вертолеты различных модификаций, большая часть которых была построена в СССР и сейчас проходит модернизацию. Однако после 1990‑х годов на вооружение были приняты машины нового поколения Ка‑52 и Ми‑28 Н, которые в ближайшие десятилетия станут основным средством армейской авиации ВВС России, в то время как устаревшие образцы будут заменяться на модернизированные.
На вооружении ударных и многоцелевых вертолетов стоят противотанковые управляемые ракеты «Штурм», «Атака» и «Вихрь», неуправляемые ракеты различного калибра, авиабомбы, бомбовые кассеты и пушечные установки, а также некоторые типы управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Вертолеты армейской авиации
В состав армейской авиации ВВС России входят ударные, многоцелевые и военно-транспортные вертолеты следующих типов:
- многоцелевые вертолеты Ми‑8 различных модификаций — более 530 единиц. Продолжается поставка модернизированных машин Ми‑8 АМТШ, Ми‑8 АМТ и Ми‑8 МТВ — к 2014 году было поставлено 87 единиц;
- транспортно-боевые вертолеты Ми‑24 и Ми‑35 различных модификаций — свыше 620 единиц. С 2003 года поставляются модернизированные машины Ми‑24 ПН с тепловизионными прицелами. С 2011 года были поставлены две партии модернизированных вертолетов Ми‑24 ВМ — всего 49 единиц. Также в составе имеется некоторое количество экспортных вариантов Ми‑35 и Ми‑35 М;
- ударные вертолеты Ми‑28 Н — 93 единицы. Данные новейшие вертолеты сейчас поставляются в войска, всего по контракту планируется получить 97 единиц;
- ударные вертолеты Ка‑50–6 единиц. Последний был поставлен в 2009 году, после чего производство прекращено в связи с появлением Ка‑52;
- ударные вертолеты Ка‑52–79 единиц. Новейший вертолет, продолжается поставка в войска из заказанных 146 единиц;
- тяжелые транспортные вертолеты Ми‑26 советской постройки — 40 в строю и еще 51 на хранении. Согласно контракту 2010 года выполняется поставка из 18 модернизированных машин Ми‑26 М;
- многоцелевые вертолеты Ка‑226—36 единиц. Поставляются для учебных целей;
- многоцелевые вертолеты «Ансат-У» — 28 единиц. Поставляются для учебных целей.
В ближайшей перспективе планируется начать серийное производство средних многоцелевых вертолетов ОКБ Миля Ми‑38 на замену устаревших Ми‑8. На данный момент эта машина проходит испытания и сертификацию. Одной из перспективных разработок считался также многоцелевой вертолет Ка‑60 «Касатка», создававшийся в ОКБ Камова. Но в конечном итоге военные от него отказались и в дальнейшем проект продолжился в виде гражданского вертолета Ка‑62. Имеются также сведения о разработке боевого вертолета пятого поколения.
Ми‑8
Многоцелевой вертолет Ми‑8 разработан в СССР в ОКБ Миля в начале 1960‑х годов. Это самый массовым двухдвигательный вертолет в мире, а также один из самых массовых вертолетов в истории авиации. В военных и гражданских модификациях используется более чем в 80 странах мира. На западе известен под обозначением «Hip».
Сейчас в составе армейской авиации ВВС насчитывается более 530 вертолетов модификаций Ми‑8T, Ми‑8MT, Ми‑8 МТВ, Ми‑8 АМТ и Ми‑8AMTШ. Три последние модели являются новыми, к 2014 году их было поставлено 87 единиц.
Наиболее современные многоцелевые военно-транспортные вертолеты — Ми‑8 АМТШ (экспортный вариант — Ми‑171Ш) и Ми‑8 МТВ‑5 (Ми‑17 В‑5) предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Известно также о ведущихся разработках модификации Ми‑8 АМТШ-ВА, которая предназначена для выполнения специфических задач Минобороны России в условиях Арктики.
Основные характеристики Ми‑8 МТВ/Ми‑8 АМТ |
|
Экипаж |
3 человека |
Десант |
24/27 человек |
Длина с вращающимися винтами |
25,31 м |
Высота с вращающимся рулевым винтом |
5,54 м |
Диаметр несущего винта |
21,3 м |
Масса пустого |
7381/6913 кг |
Нормальная взлетная масса |
11100 кг |
Максимальная взлетная масса |
13000 кг |
Боевая нагрузка |
4000 кг в кабине |
Двигатели |
2 × ТВ3-117 ВМ |
Мощность максимальная |
2 × 2200 л. с. |
Максимальная скорость |
250 км/ч |
Крейсерская скорость |
230 км/ч |
Динамический потолок |
6000 м |
Практическая дальность |
590/579 км |
Дальность с ПТБ |
1300 км |
Вооружение |
|
7,62‑мм или 12,7‑мм курсовой пулемет На 6 пилонах внешней подвески стрелково‑пушечное, неуправляемое ракетное, бомбовое вооружение, ПТУР |
Ми‑24
Ударный вертолет Ми‑24, разработанный в ОКБ М. Л. Миля, является первым советским и вторым в мире (после американского «Кобра») боевым вертолетом специальной постройки. Один из самых известных боевых вертолетов, хорошо узнаваемый за счет своего оригинального внешнего вида (особенно после войны в Афганистане), и получивший за это неофициальное прозвище «Крокодил». По западной классификации получил название «Hind».
Сейчас в составе армейской авиации ВВС России находятся свыше 620 транспортно-боевых вертолетов Ми‑24 и Ми‑35 различных модификаций, часть из которых прошли капитальный ремонт. В новом веке в войска стали поступать современные модернизированные машины. Так, в 2003–2004 годах строевые части получили 14 новых вертолетов Ми‑24 ПН, оборудованных тепловизионной аппаратурой и ночной прицельной подсистемой наведения для выполнения боевых задач в ночное время. С 2011 года в войска поставляются модернизированные вертолеты Ми‑24 ВМ — 49 единиц.
Основные характеристики Ми‑24 ВМ: |
|
Экипаж |
3 человека |
Десант |
8 человек |
Длина фюзеляжа |
17,23 м |
Высота с вращающимся рулевым винтом |
5,47 м |
Диаметр несущего винта |
17,3 м |
Размах крыла |
6,4 м |
Масса пустого |
7580 кг |
Нормальная взлетная масса |
10500 кг |
Максимальная взлетная масса |
11500 кг |
Боевая нагрузка |
2400 кг в кабине или 2400 кг на внешней подвеске |
Двигатели |
2 × ТВ3-117 ВМ |
Мощность максимальная |
2 × 2200 л. с. |
Максимальная скорость |
335 км/ч |
Крейсерская скорость |
270 км/ч |
Динамический потолок |
4950 м |
Статический потолок |
1400 м |
Практическая дальность |
450 км |
Перегоночная дальность |
1000 км |
Вооружение |
|
Встроенное: 23‑мм пушечная установка У‑23 с пушкой ГШ‑23 Л На 6 точках внешней подвески: ПТУР, «Штурм-В», «Атака-В», Неуправляемые ракеты: 57‑мм С‑5, 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24 Управляемые ракеты «воздух-воздух», Р‑60 М, Р‑63 В, «Игла-В», Контейнеры стрелково‑пушечного вооружения УПК‑23–250, ГУВ Свободнопадающие ав иабомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг |
Ми‑28 Н «Ночной охотник»
Всепогодный ударный вертолет нового поколения Ми‑28 Н «Ночной охотник» является одной из новейших машин армейской авиации ВВС России. Он был начат разработкой в ОКБ Миля еще в 1978 году, но в окончательном варианте принят на вооружение уже в 21 веке. Ми‑28 Н предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронетехники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника в условиях активного огневого противодействия, ведения разведки. На западе ему присвоено обозначение «Havoc».
Согласно заключенным Минобороны контрактам, до 2015 года в строевые части ВВС Росси будут поставлены 97 вертолетов Ми‑28 Н, из которых 93 сейчас уже находятся в эксплуатации в отдельных полках и в Центре боевой подготовки в Торжке. Планируется также производство вертолета с двойным комплектом управления (условное название Ми‑28УБ), который сможет применяться для обучения пилотированию, но при этом сохранит все возможности ударного вертолета. Известно также, что велись переговоры по поставками этих машин на экспорт в Ирак и Алжир и некоторые другие страны.
Основные характеристики Ми‑28 Н «Ночной охотник» |
|
Экипаж |
2 человека |
Длина фюзеляжа |
17,05 м |
Высота |
3,82 м |
Диаметр несущего винта |
17,2 м |
Масса пустого |
8095 кг |
Нормальная взлетная масса |
10900 кг |
Максимальная взлетная масса |
12100 кг |
Боевая нагрузка |
2300 кг |
Двигатели |
2 × ВК‑2500-02 |
Мощность на взлетном режиме |
2 × 2200 л. с. |
Мощность в чрезвычайном режиме |
2 × 2700 л. с. |
Максимальная скорость |
300 км/ч |
Крейсерская скорость |
265 км/ч |
Динамический потолок |
5600 м |
Статический потолок |
3600 м |
Скороподъемность |
13,6 м/с |
Максимальная дальность |
450 км |
Дальность с ПТБ |
1087 км |
Вооружение |
|
Встроенное: 30‑мм пушечная установка НППУ‑28 с пушкой 2 А42 (500 патр.) На 4 точках внешней подвески: ПТУР «Штурм-В», «Атака-В» (до 16) Неуправляемые ракеты: 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24, Управляемые ракеты «воздух-воздух» «Игла-В» Свободнопадающие авиабомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг, КМГУ‑2 Контейнеры стрелково‑пушечного вооружения УПК‑23-250, ГУВ |
Ка‑50 «Черная акула»
Ударный вертолет Ка‑50, известный также под широко разрекламированным в 1990‑х годах именем «Черная акула», — боевой одноместный вертолет нового поколения, предназначенный для уничтожения бронированной техники противника и его живой силы на поле боя, а также воздушных целей. На западе получил название «Hokum.
После различных доработок в 1995 году вертолет Ка‑50 был принят на вооружение. Однако экономический кризис в стране не позволил развернуть полноценное производство — было построено всего 10 серийных машин. Сейчас в строю остаются 6 вертолетов Ка‑50 в составе 344‑го Центра боевой подготовки в Липецке.
Основные характеристики Ка‑50 «Черная акула» |
|
Экипаж |
1 человек |
Длина фюзеляжа |
14,21 м |
Длина с вращающимися винтами |
15,96 м |
Высота |
4,93 м |
Диаметр несущих винтов |
14,5 м |
Размах крыла |
7,44 м |
Масса пустого |
7700 кг |
Нормальная взлетная масса |
9800 кг |
Максимальная взлетная масса |
10800 кг |
Боевая нагрузка |
2000 кг |
Двигатели |
2 × ТВ3-117 ВМА |
Мощность на взлетном режиме |
2 × 2400 л. с. |
Мощность в чрезвычайном режиме |
2 × 2700 л. с. |
Максимальная скорость |
310 км/ч |
Крейсерская скорость |
265 км/ч |
Динамический потолок |
5500 м |
Статический потолок |
4000 м |
Скороподъемность |
16 м/с |
Максимальная дальность |
520 км |
Дальность с ПТБ |
1160 км |
Вооружение |
|
Встроенное: 30‑мм пушка 2 А42 (460 патр.) На 4 точках внешней подвески: ПТУР «Вихрь» до 12 , управляемые ракеты «воздух-поверхность» Х‑25 МЛ, управляемые ракеты «воздух-воздух» Р‑73, «Игла-В» . Неуправляемые ракеты: 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24 , авиабомбы, кассеты ФАБ‑500, РБК‑500, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ФАБ‑120, ФАБ‑100, КМГУ‑2 |
Ка‑52 «Аллигатор»
Ударный вертолет Ка‑52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие Ка‑50, но с экипажем из двух человек. Это один из российских вертолетов нового поколения, разработанный в ОАО «Камов». Изначально задумывался как командирская машина армейской авиации для разведки, целеуказания и координации действий группы боевых вертолетов. Однако после отказа от дальнейшего производства одноместных Ка‑50, классифицируется как ударный. На западе имеет обозначение «Hokum-B».
В мае 2011 года Ка‑52 поступил на вооружение в первую строевую часть армейской авиации, а Минобороны заключило долгосрочный контракт на поставку 146 вертолетов до 2020 года. К настоящему времени завод поставил в войска 79 машин, состоящих на вооружении 4 полков и ЦБП в Торжке. Кроме того, планируется производить палубный вариант Ка‑52 К для нужд флота.
Основные характеристики Ка‑52 «Аллигатор» |
|
Экипаж |
2 человека |
Длина фюзеляжа |
14,2 м |
Длина с вращающимися винтами |
16 м |
Высота |
5 м |
Диаметр несущих винтов |
14,5 м |
Размах крыла |
7,3 м |
Масса пустого |
около 9000 кг |
Максимальная взлетная масса |
12200 кг |
Боевая нагрузка |
2000 кг |
Двигатели |
2 × ВК‑2500 |
Мощность на взлетном режиме |
2 × 2400 л. с. |
Мощность в чрезвычайном режиме |
2 × 2700 л. с. |
Максимальная скорость |
300 км/ч |
Крейсерская скорость |
260 км/ч |
Динамический потолок |
5500 м |
Статический потолок |
4000 м |
Скороподъемность |
12 м/с |
Практическая дальность |
460 км |
Перегоночная дальность |
1110 км |
Вооружение |
|
Встроенное: 30‑мм пушка 2 А42 (460 патр.) На 6 точках внешней подвески: ПТУР «Вихрь», «Атака», «Штурм-ВУ» (до 24), управляемые ракеты «воздух-воздух», «Игла-В» (до 4), неуправляемые ракеты: 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24, авиабомбы, кассеты ФАБ‑500, РБК‑500, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ФАБ‑120, ФАБ‑100, КМГУ‑2 |
Ми‑26
Тяжелый многоцелевой транспортный вертолет Ми‑26 был разработан в СССР в ОКБ Миля в 1970‑х годах. На сегодняшний момент является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолетом. Предназначен для перевозки грузов, боевой техники и личного состава боевых подразделений, а также высадки десанта. Западное обозначение — «Halo».
Сейчас в строевых частях ВВС России находятся 40 тяжелых транспортных вертолетов Ми‑26 и еще 51 машина на хранении. Согласно контракту от 2010 года идут поставки 18 модернизированных вертолетов Ми‑26 М повышенной эффективности с новым навигационным оборудованием.
Основные характеристики Ми‑26 |
|
Экипаж |
5–6 человек |
Десант |
85 человек |
Длина с вращающимися винтами |
40 м |
Длина фюзеляжа |
33,73 м |
Высота |
8,145 м |
Диаметр несущего винта |
32 м |
Масса пустого |
28200 кг |
Нормальная взлетная масса |
45500 кг |
Максимальная взлетная масса |
56000 кг |
Боевая нагрузка |
20000 кг в кабине |
Двигатели |
2 × Д‑136 |
Мощность максимальная |
2 × 11400 л. с. |
Габариты грузовой кабины |
12х3,2х3,1 м |
Объем грузового отсека |
110 куб.м |
Максимальная скорость |
295 км/ч |
Крейсерская скорость |
265 км/ч |
Динамический потолок |
6500 м |
Статический потолок |
1800 м |
Практическая дальность |
475…800 км |
Перегоночная дальность с ПТБ |
2350 км |
Ка‑226
Многоцелевой вертолет Ка‑226 был разработан в ОКБ Камова для гражданских нужд и силовых структур на базе советского легкого вертолета Ка‑26. Первый полет совершил в 1997 году, производится серийно предприятием КумАПП в г. Кумертау. Для Министерства обороны в 2010 году разработана модификация Ка‑226.80, которая поставляется в Учебный центр ВВС России в Сызрани. В строю находятся 36 единиц.
Основные характеристики Ка‑226 |
|
Экипаж |
1–2 человека |
Пассажировместимость |
6 человек |
Длина фюзеляжа |
8,1 м |
Высота |
4,15 м |
Диаметр несущего винта |
13 м |
Нормальная взлетная масса |
3100 кг |
Максимальная взлетная масса |
3400 кг |
Полезная нагрузка |
1350 кг в кабине и на внешней подвеске |
Двигатели |
2 × Allison 250‑С20R/2 |
Мощность максимальная |
2 × 450 л. с. |
Максимальная скорость |
210 км/ч |
Крейсерская скорость |
195 км/ч |
Практический потолок |
2600 м |
Скороподъемность |
636 м/мин |
Дальность полета |
600 км |
«Ансат-У»
Легкий многоцелевой вертолет нового поколения «Ансат» был разработан КБ Казанского вертолетного завода в 1990‑х годах для гражданских нужд и силовых структур. По конструкции представляет собой двухдвигательный вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом.
По заказу Министерства обороны была разработана модификация «Ансат-У» в основном для учебных целей. Первые 6 машин были переданы в Военно-воздушную академию для обучения курсантов в 2013 году, а в данный момент поставлено 28 единиц.
Основные характеристики «Ансат-У» |
|
Экипаж |
1 человек |
Пассажировместимость |
9 человек |
Длина |
13,543 м |
Высота |
3,56 м |
Максимальная взлетная масса |
3300 кг |
Полезная нагрузка |
1300 кг в кабине |
Двигатели |
2 × Pratt & Whitney РW‑207K |
Мощность максимальная |
2 × 630 л. с. |
Максимальная скорость |
285 км/ч |
Крейсерская скорость |
250 км/ч |
Габариты грузовой кабины |
3,5х1,68х1,3 м |
Практический потолок |
5700 м |
Статический потолок |
3300 м |
Скороподъемность |
21,5 м/с |
Практическая дальность |
635 км |
Перспективные разработки
Ми‑38
Средний многоцелевой вертолет нового поколения Ми‑38 призван заменить в ВВС России в ближайшем будущем все устаревшие подобного класса. Важность данной программы определяется тем, что она финансируется правительством Российской Федерации. Серийное производство перспективного вертолета планируется осуществлять на Казанском вертолетном заводе с 2015 года. В настоящий момент машина проходит сертификацию.
Основные характеристики Ми‑38 |
|
Экипаж |
2 человека |
Пассажировместимость |
30 человек |
Длина фюзеляжа |
19,95 м |
Длина с вращающимися винтами |
25 м |
Высота с вращающимися винтами |
6,98 м |
Масса пустого |
8300 кг |
Нормальная взлетная масса |
14200 кг |
Максимальная взлетная масса |
15600 кг |
Полезная нагрузка |
5000 кг в кабине и 6000 кг на внешней подвеске |
Двигатели |
2 × ТВ7-117 В |
Мощность на взлетном режиме |
2 × 2500 л. с. |
Мощность в чрезвычайном режиме |
2 × 3500 л. с. |
Максимальная скорость |
320 км/ч |
Крейсерская скорость |
295 км/ч |
Габариты грузовой кабины |
8,7х2,34х1,8 м |
Объем грузового отсека |
29,5 куб.м |
Практический потолок |
5100 м |
Статический потолок |
3100 м |
Дальность полета |
900…1300 км |
Перспективный ударный вертолет
Впервые о проекте перспективного ударного вертолета заявил главком ВВС России А. Зелин в 2008 году. По его словам разработка концептуальной модели боевого вертолета нового поколения ведется ОКБ Миля и ОКБ Камова, входящими в холдинг «Вертолеты России». В 2010 г. генеральный конструктор ОКБ Миля А. Самусенко сообщил о планировании начала научно-исследовательских работ по данному направлению в 2011 году. Он также заявил, что вертолеты нового проекта будут иметь высокую интеллектуализацию борта, возможность ведения огня из укрытия, способность самостоятельно вернуться на базу при гибели или ранении пилота, высокую горизонтальную и вертикальную скорость, возможность вертикального взлета с полной нагрузкой, малозаметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и малошумность. Также новый вертолет сможет вести воздушный бой с самолетами.
При этом упоминалось об увеличении скорости в 1,5–1,8 раз по сравнению с существующими образцами. Какие-либо другие подробности по данному образцу неизвестны.
Разведывательная авиация
Разведывательная авиация, оснащенная как пилотируемыми самолетами-разведчиками, так и беспилотными летательными аппаратами, предназначена для ведения воздушной разведки сил и средств противника, а также местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.
Специальная авиация
Специальная авиация предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки, наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели, обеспечения управления и связи, постановки радиоэлектронных и других помех, а также поиска и спасения летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе, эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи и выполнения других задач.
Современный парк разведывательной и специальной авиации ВВС России включает:
- самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А‑50 и А‑50У — 15 и 3 единицы соответственно, и еще 4 по состоянию на 2014 год находились на хранении;
- самолеты радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил‑20 М — 20 единиц советской постройки;
- самолеты-разведчики Ан‑30-14 единиц советской постройки;
- самолеты-разведчики Ту‑214 Р — 2 единицы проходят испытания;
- самолеты-разведчики Ту‑214 ОН — 2 единицы. Созданы для выполнения полетов в рамках Договора по открытому небу;
- воздушные командные пункты Ил‑80-4 единицы, модернизированы в 2010–2011 годах;
- самолеты-заправщики Ил‑78 и Ил‑78 М — 23 единицы. Планируется модернизация всех Ил‑78 М;
Помимо этого в ВВС имеются разведывательные самолеты, представляющие собой модификации указанных выше бомбардировщиков — Ту‑22 МР и Су‑24 МР, а также самолеты-постановщики помех Ан‑12 ППС на базе транспортных самолетов и вертолеты Ми‑8 МТП аналогичного назначения.
В настоящее время в России ведутся разработки перспективных самолетов: радиолокационного обнаружения и управления А‑100, самолетов комплексной разведки и РЭБ А‑90, новых заправщиков на базе Ил‑96.
А‑50
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А‑50 предназначен для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также может выполнять функции командного пункта. На западе получил обозначение «Mainstay».
Серийное производство А‑50 осуществлялось в Ташкенте на заводе им. В. П. Чкалова. За период с 1984 по 1992 годы было построено приблизительно 40 машин. В 2011 году совершил первый полет модернизированный вариант комплекса А‑50У. У него была увеличена дальность полета и установлен новый радиотехнический комплекс «Шмель-У» с цифровой обработкой сигналов.
Сейчас в строю ВВС России находятся 15 комплексов А‑50 и 3 А‑50У, и еще 4 — на хранении. В будущем планируется заменить их на перспективные комплексы А‑100 «Премьер».
Основные характеристики А‑50 |
|
Экипаж |
5 человек |
Тактический экипаж |
10 человек |
Длина |
48,27 м |
Размах крыла |
50,5 м |
Высота |
14,8 м |
Площадь крыла |
300 кв.м |
Нормальная взлетная масса |
190000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД Д‑30 КП |
Тяга максимальная |
4 × 12000 кгс |
Крейсерская скорость |
800 км/ч |
Практическая дальность |
7500 км |
Продолжительность полета без дозаправки |
9,3 ч |
Патрулирование на удалении 1000 км: без дозаправки с 1 дозаправкой |
4 ч 7 ч |
Практический потолок |
12000 м |
Длина разбега/пробега |
1540/1050 м |
Ту‑214 Р
Самолет комплексной радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту‑214 Р («изделие 411») разработан в ОКБ Туполева совместно с ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга на базе гражданского самолета Ту‑214 в начале 2000‑х годов на замену устаревших Ил‑20 М аналогичного назначения. Для выполнения разведывательных задач самолет оборудован радиотехническим комплексом МРК‑411 с РЛС бокового и кругового обзора, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция».
Постройка двух машин велась на КАПО им. Горбунова в Казани согласно контракту с ГРУ Минобороны России.
Основные характеристики Ту‑214 Р |
|
Экипаж |
3 человека + тактический экипаж |
Длина |
46,14 м |
Размах крыла |
41,8 м |
Высота |
13,88 м |
Площадь крыла |
184,17 кв. м |
Максимальная взлетная масса |
110700 кг |
Масса полезной нагрузки |
25200 |
Двигатели |
2 × ТРДД ПС‑90 А |
Тяга максимальная |
2 × 16000 кгс |
Крейсерская скорость |
830…850 км/ч |
Дальность полета |
3500…6900 км |
Практический потолок |
12100 м |
Ту‑214 ОН
Самолет авиационного наблюдения Ту‑214 ОН («Открытое небо») разработан в ОКБ Туполева на базе гражданского самолета Ту‑214 по заказу Министерства обороны специально для выполнения полетов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора (для замены старых самолетов Ан‑30 Б и Ту‑154 М ЛК‑1). Фактически Ту‑214 ОН стал первым в истории Договора по открытому небу самолетом, оснащенный всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения.
Основные характеристики Ту‑214 ОН |
|
Экипаж |
3 человека + 5 человек тактического экипажа |
Длина |
46,14 м |
Размах крыла |
41,8 м |
Высота |
13,88 м |
Площадь крыла |
184,17 кв. м |
Максимальная взлетная масса |
110700 кг |
Масса полезной нагрузки |
25200 |
Двигатели |
2 × ТРДД ПС‑90 А |
Тяга максимальная |
2 × 16000 кгс |
Крейсерская скорость |
830…850 км/ч |
Дальность полета |
3500…6900 км |
Практический потолок |
12100 м |
Ил‑80
Воздушный командный пункт управления Ил‑80 («изделие 65 с») был разработан в конце 1980‑х годов в КБ Ильюшина совместно с НПП «Полет» на базе гражданского самолета Ил‑86. Предназначен для управления Вооруженными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия, для чего сконструирован с учетом мер по снижению воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Одновременно является воздушным командным пунктом управления Генерального Штаба Вооруженных сил России. На западе получил обозначение «Maxdome».
Основные характеристики Ил‑80 |
|
Экипаж |
5 человека + тактический экипаж |
Длина |
59,54 м |
Размах крыла |
48,06 м |
Высота |
15,81 м |
Площадь крыла |
320 кв. м |
Нормальная взлетная масса |
208000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД НК‑86 |
Тяга максимальная |
4 × 13000 кгс |
Максимальная скорость |
970 км/ч |
Крейсерская скорость |
850 км/ч |
Дальность полета без дозаправки |
3600 км |
Практический потолок |
11000 м |
Ил‑78
Самолет-заправщик Ил‑78 создан на базе транспортного самолета Ил‑76 МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолетов. Сейчас это единственный специализированный самолет-топливозаправщик, состоящий на вооружении ВВС России. Западное обозначение — «Midas».
На момент распада СССР года было выпущено 45 самолетов Ил‑78 и Ил‑78 М, несколько из них остались на Украине. Сейчас в строю ВВС России находятся 23 самолета-заправщика Ил‑78 (М), при этом в ближайшее время планируется их модернизация до уровня Ил‑78 М2. Помимо этого существует проект самолета-заправщика Ил‑78 М‑90 А, разработанный на базе перспективного транспортного самолета Ил‑76 МД‑90 А.
Основные характеристики Ил‑78 М |
|
Экипаж |
6 человек |
Длина |
46,54 м |
Размах крыла |
50,5 м |
Высота |
14,76 м |
Площадь крыла |
300 кв. м |
Максимальная взлетная масса |
210000 кг |
Масса топлива во внутренних баках |
126000 кг |
Масса топлива в баках грузового отсека |
36000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД Д‑30 КП‑2 |
Тяга максимальная |
4 × 12300 кгс |
Максимальная скорость |
830 км/ч |
Крейсерская скорость |
750 км/ч |
Рабочая скорость при выполнении дозаправки |
430–590 км/ч |
Боевой радиус |
4000 км |
Заправщик способен передать на удалении от аэродрома вылета до 1800 км на удалении от аэродрома вылета до 4000 км |
60–65 тонн
32–35 тонн |
Перегоночная дальность |
9500–10000 км |
Практический потолок |
11230 м |
Длина разбега/пробега |
2080/1000 м |
Перспективные разработки
А‑100 «Премьер»
Разработка перспективного российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления) ведется совместно ТАНТК им. Г. М. Бериева и НПО «Вега-М» с 2004 года. В качестве базового самолета рассматривались два варианта — Ил‑76 и Ан‑124, но в конечном итоге предпочтение было отдано перспективному транспортному самолету Ил‑76‑МД‑90 А.
В настоящее время разработка комплекса, получившего обозначение А‑100 «Премьер» продолжается. В 2014 году сообщалось, что один из серийных самолетов Ил‑76 МД‑90 А, построенный в Ульяновске, был передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого образца А‑100, которые должны начаться в 2015 году.
Основные характеристики (предположительные) А‑100 «Премьер» |
|
Экипаж |
5 человек |
Тактический экипаж |
10 человек |
Длина |
46,6 м |
Размах крыла |
50,5 м |
Высота |
14,76 м |
Площадь крыла |
300 кв.м |
Нормальная взлетная масса |
190000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД ПС‑90 А‑76 |
Тяга максимальная |
4 × 14500 кгс |
Крейсерская скорость |
800…850 км/ч |
Практическая дальность |
7500 км |
Практический потолок |
12000…14000 м |
А‑90 «Ястреб»
Многофункциональный авиационный комплекс РЭБ с системой управления войсками, получивший название А‑90 «Ястреб», разрабатывается совместно ТАНТК им. Г. М. Бериева и концерном «Созвездие». Открытой информации по нему очень мало. Скорее всего самолет будет решать задачи разведки систем управления войсками противника на театре военных действий с последующим срывом их работы и полным подавлением с помощью бортовых средств и привлечением внешних средств РЭБ. Также не исключено, что А‑90 будет использоваться для прикрытия воздушных операций тактической и военно-транспортной авиации и этим самым заменит устаревшие самолеты Ан‑12 ППС.
Ил‑96–400 ТЗ
В 2015 году Министерством обороны России было заявлено о заключении контракта на постройку для ВВС двух самолетов‑заправщиков, получивших обозначение Ил‑96-400 ТЗ, с поставкой в войска в 2017–2019 годах. Разработка велась с 2013 года на базе транспортного самолета Ил‑96-400 Т, который строится на Воронежском авиазаводе.
Основные характеристики (предположительные) Ил‑96–400 ТЗ |
|
Экипаж |
3–4 человека |
Длина |
63,94 м |
Размах крыла |
60,1 м |
Высота |
15,72 м |
Площадь крыла |
391,6 кв.м |
Максимальная взлетная масса |
270000 кг |
Масса топлива в баках грузового отсека |
65000 кг |
Двигатели |
4 × ТРДД ПС‑90 А‑1 |
Тяга максимальная |
4 × 17400 кгс |
Максимальная скорость |
900 км/ч |
Крейсерская скорость |
870 км/ч |
Боевой радиус |
более 4000 км |
Перегоночная дальность |
10000–14000 км |
Практический потолок |
12000 м |
Длина разбега/пробега |
2550/2000 м |
Беспилотные летательные аппараты
Отдельной темой стоит выделить такую современную технику ВВС, как беспилотные летательные аппараты. Что касается этой области, то известно, что с 1997 года на вооружении ВВС России состоят БЛА «Пчела‑1 Т» (масса 138 кг) и некоторое количество Ту‑243 (модернизированный вариант Ту‑143 советской постройки, масса 1400 кг), выпускаемые с 1994 года. Все эти образцы имеют конструкцию, разработанную еще в СССР в 1980‑е годы, и к настоящему времени не отвечают современным требованиям.
Тем не менее, после 2000 года наметились положительная тенденция к освоению передовой беспилотной техники как отечественного, так и зарубежного производства, и увеличению количества беспилотников в войсках. В составе ВВС России были организованы два полка БЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БЛА в Егорьевске.
В 2011 году компании «Транзас» (Санкт-Петербург) и ОКБ «Сокол» (Казань) выиграли тендер на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по созданию беспилотных аппаратов для российской армии. До этого компания «Транзас» уже начала вести разработку собственного разведывательно-ударного БЛА «Дозор‑600» (масса 720 кг), который по своим характеристикам не уступает американскому MQ‑1 «Predator». Впервые этот аппарат был представлен на авиасалоне МАКС‑2009. Сообщалось, что разрабатываемый для Минобороны компанией «Транзас» перспективный беспилотник по теме «Иноходец» будет иметь массу около 1 тонны, а беспилотник разработки ОКБ «Сокол» по теме «Альтиус-М» будет весить около 5 тонн.
В 2014 году появилась информация о постройке прототипа-демонстратора БЛА по теме «Альтиус-М» на заводе в Казани. После окончательной сборки аппарат, получивший название «Альтаир», будет подвергнут всесторонним испытаниям (вероятнее всего в 2015 году). По конструкции БЛА представляет собой летательный аппарат с нормальной аэродинамической схемой с крылом большого размаха, двумя поршневыми двигателями с трехлопастными винтами и V‑образным оперением. Дальность барражирующего полета предположительно составит до 10000 км, продолжительность полета — до 48 часов. Оптико-электронное разведывательное оборудование будет размещено на стабилизированной платформе, в носовой части судя по всему планируется размещение РЛС бокового обзора с активной фазированной антенной решеткой. Известно, что некоторые бортовые системы БЛА «Альтаир» будут полностью или частично унифицированы с системами БЛА, разрабатываемого компанией «Транзас».
В 2011 году началась совместная разработка ОКБ Сухого и РСК «МиГ» проекта тяжелого ударного БЛА для Минобороны в рамках научно-исследовательской работы «Охотник». Предположительно аппарат будет выполнен по модульной схеме (это позволит менять полезную нагрузку в зависимости от боевого задания) и иметь массу до 5 тонн (по другим данным до 20 тонн). Ранее, в 2007 году, компания «МиГ» уже демонстрировала концепцию своего ударного беспилотника «Скат», имевшего конструкцию летающего крыла с технологией малозаметности. Однако этот проект был закрыт, и очевидно наработки по нему будут использоваться в новом БЛА.
Судя по открытой информации, техническое задание на перспективный ударный БЛА было утверждено Министерством обороны России в 2012 году, и тогда же ОКБ Сухого было выбрано ВВС России в качестве головного разработчика по созданию многофункционального беспилотного комплекса «Охотник». В 2013 году было заявлено, что первый образец тяжелого ударного беспилотника будет готов в 2018 году.
Ввиду того, что большинство вышеперечисленных аппаратов еще не вышли из стадии НИОКР, каких-либо подробностей по ним практически не известно. Тем не менее, все вместе перспективные беспилотные комплексы, упомянутые в СМИ (в том числе вышеописанные), работы над которыми ведутся в России, судя по опубликованным данным можно распределить по оперативной глубине действия в порядке убывания следующим образом:
- беспилотный авиационный комплекс большой дальности (БАК БД) «Охотник-У», разработчики — ОКБ Сухого и РСК «МиГ», масса до 20 тонн, глубина действия — до 800 км;
- беспилотный аппарат большой продолжительности полета (БЛА БПП) «Альтиус»/«Альтаир», разработчики — «Сокол» и «Транзас», масса до 5 тонн, глубина действия — более 800 км;
- беспилотный комплекс средней дальности (КСД МС) «Иноходец», разработчик — «Транзас», масса 1 тонна, глубина действия — до 400 км;
- беспилотный комплекс средней дальности (КСД СК) «Гонщик», разработчик — РСК «МиГ», масса менее 1 тонны, глубина действия — до 400 км;
- беспилотный комплекс средней дальности вертолетного типа (КСД ВТ) «Альбатрос», разработчик — «Вертолеты России»/ОКБ Камова, глубина действия — более 50 км;
- беспилотный комплекс малой дальности (КМД) «Корсар», разработчик — «Вега», глубина действия — до 50 км;
- беспилотный летательный аппарат вертолетного типа (БЛА ВТ) «Роллер», разработчик — «Вертолеты России»/ОКБ Миля, глубина действия — до 50 км.
Учебно-тренировочные самолеты
Говоря об авиации ВВС, стоит также остановиться на учебно-тренировочных самолетах. Основное их предназначение состоит в обучении курсантов летных училищ взлету и посадке, пилотированию, навигации, выполнению сложных маневров, освоению авиационных систем вооружения и отработки основ боевого применения, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и других действий.
На вооружении ВВС России состоят различные типы учебных самолетов. Часть из них, как правило, являются модификациями серийных боевых машин, которые оборудуются двухместной кабиной для инструктора и обучаемого и упрощенным оборудованием. Это учебно-боевые самолеты МиГ‑29УБ, МиГ‑29УБТ, Су‑27УБ, Су‑25УБ, которые могут применяться не только для обучения летного состава, но и выступать как боевые единицы. В настоящее время также ведутся поставки новейших модификаций, например МиГ‑29УБТ.
Однако более обоснованным считается иметь в учебных подразделениях ВВС специализированные учебно-боевые и учебно-тренировочные самолеты. Сейчас в строю ВВС России находятся 62 таких самолета L‑39C «Albatros» чешского производства, являющихся развитием предыдущей модели L‑29. Эта машина производится с 1972 года и широко распространена по всему миру (состоит на вооружении более 30 стран). Однако в связи с устареванием самолетов L‑39 и изменением геополитической обстановки, решено в ближайшем заменяться их на новейшие учебно-боевые Як‑130. Эти самолеты совместной российско-итальянской разработки серийно производятся с 2011 года. Из заказанных 77 машин в войска поставлены 60 единиц, а всего планируется закупить около 100.
Также в составе ВВС находятся учебно-тренировочные самолеты серии Ту‑134УБЛ (и его модификация Ту‑134УБКМ) советского производства в количестве 17 единиц. Они созданы на базе гражданского Ту‑134 и предназначены для обучения полетам на самолетах дальней авиации. Для аналогичных целей используются также легкие транспортные самолеты L‑410 «Turbolet» чешской постройки. Для обучения пилотов вертолетов армейской авиации используются легкие вертолеты Ка‑226 и «Ансат-У», о которых было сказано выше.
Як‑130
Учебно-боевой самолет Як‑130 разработан ОКБ им.Яковлева совместно с итальянской компанией «Aermacchi» для замены в ВВС России старых учебно-тренировочных самолетов типа L‑39. Может также выполнять функции легкого штурмовика. Является первым самолетом такого класса, построенным в России после распада СССР. Западное обозначение — «Mitten».
Производство было налажено на заводе «Сокол», а с 2011 года технология была передана на Иркутский авиазавод, где началась серийная постройка. К настоящему времени произведено более 80 машин, в том числе на экспорт, и еще на несколько десятков размещены заказы. Из заказанных 77 машин для ВВС России в войска поставлены 60 единиц, находящихся в трех учебных подразделениях. Всего планируется закупить около 100 машин.
Основные характеристики Як‑130 |
|
Экипаж |
1–2 человека |
Длина |
11,49 м |
Размах крыла |
9,84 м |
Высота |
4,64 м |
Площадь крыла |
23,52 кв.м |
Масса пустого |
4600 кг |
Нормальная взлетная масса |
7700 кг |
Максимальная взлетная масса |
10290 кг |
Максимальная боевая нагрузка |
3000 кг |
Двигатели |
2 × ТРДД АИ‑222–25 |
Тяга максимальная |
2 × 2500 кгс |
Максимальная скорость |
960 км/ч |
Практическая дальность |
1647 км |
Практический потолок |
12500 м |
Длина разбега/пробега |
510/610 м |
Вооружение |
|
На внешней подвеске: управляемые ракеты «воздух-воздух» Р‑73, AIM -9L/M, управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM‑65, Marte Mk‑2A, неуправляемые ракеты — 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 266‑мм С‑25, корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, в том числе Mk.83 и Mk.82, стрелково‑пушечные конт ейнеры с 23‑мм или 30‑мм пушками |
Леонид Карякин