Тема создания многофункционального, всепогодного, круглосуточного учебно-боевого самолета на базе спарки Су-25УБ существовала все время войсковой эксплуатации самолетов Су-25 и Су-25УБ. К моменту образования Научно-производственного концерна «Штурмовики Сухого» — к 1992 году уже была создана целая линейка двухместных самолетов на базе штурмовика Су-25. Это собственно учебно-боевой самолет Су-25УБ, предназначенный для обучения летного состава штурмовой авиации, учебно-тренировочный самолет Су-25УТ и самолет палубного базирования для обучения летчиков морской авиации Су-25УТГ. Небольшие доработки этих самолетов с целью придания им дополнительных функций, а также способности применения новых видов вооружения проводились в 90-х годах прошлого столетия.
С началом программы глубокой модернизации строевых самолетов Су-25 в вариант Су-25СМ возникла необходимость в учебном средстве для модернизированных самолетов. Вместе с тем, командованиями ВВС и ВМС РФ ставились задачи по внедрению новых современных видов вооружения, систем навигации, средств радиоэлектронной борьбы и разведки. Все это обусловило направление работы над двухместным учебно-боевым самолетом Су-25УБМ.
Концепция двухместного самолета-штурмовика определяет и основные задачи самолета Су-25УБМ:
- Обнаружение и поражение днем и ночью малоразмерных наземных целей типа танк, БТР, БМП и пр. на поле боя, на марше и в районе сосредоточения.
- Обнаружение и поражение подвижных групп на равнинах, в горах и в прибрежной полосе днем и ночью при получении предварительных координат от БПЛА, вертолетов и других источников через автоматизирован-ную систему «Бастион», связанную с единым центром управления.
- Поиск, обнаружение и передача в единый центр управления информации с координатами цели и поражение данных целей типа БПЛА, вертолет и морских целей типа катер, эсминец.
- Управление группой штурмовиков при выполнении ими боевых задач и передача информации в центр управления с результатами боевых работ.
- Обнаружение и определение координат короткоработающих РЛС в системе ПВО противника и передача информации на борт ударной группы штурмовиков с целью уничтожения данных РЛС или их обхода.
- Поражение наземных обзорных комплексов ПВО с предварительным уничтожением защищающих их станций среднего и ближнего уровня.
- Уничтожение целей с заданными координатами в сложных метеоусловиях, днем и ночью, со средних и больших высот.
- Обнаружение и определение координат визуально видимых и теплоконтрастных целей для передачи их в центр управления и поражения целей по решению командования.
- Поражение целей: с пикирования (до 60о); с кабрирования; с горизонтального полета; с пространственного маневра, как управляемым, так и неуправляе-мым оружием (при этом точность применения неуправляемого оружия близка к точности применения управляемого).
- Обучение летного состава, эксплуатирующего самолеты Су-25СМ боевому применению, технике пилотирования и самолетовождению круглосуточно в любых метеоусловиях.
Работы по созданию учебно-боевого двухместного самолета Су-25УБМ начались в 2001 году, фактически, параллельно с работами по строевому модернизированному самолету Су-25СМ. В декабре 2008 года на авиабазе в Кубинке был поднят в воздух первый модернизированный двухместный самолет Су-25УБМ-1. В период с 2009 по 2015 годы, по мере разработки и готовности к эксплуатации, на самолет было установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, что дало возможность значительно расширить как его боевые, так и учебные возможности.
При сохранении основных достоинств базового самолета Су-25УБ, на самолете Су-25УБМ с «умным» бортовым оборудованием и современным информационно-управляющим полем кабины, дополнительно обеспечиваются:
- Новые режимы боевого применения.
- Активная защита самолета с применением комплекса РЭБ для поиска, подавления и поражения систем ПВО.
- Расширение номенклатуры как неуправляемых, так и управляемых АСП с ТВ-, ТП-, лазерной, спутниковой и РЛ- системами наведения.
- Автономность эксплуатации с проверкой работы бортовых систем встроенным контролем.
- Повышение до 5 000 м высоты боевого применения.
- Помехозащищенная открытая и закрытая связь.
- Бомбовая нагрузка:
- 6 т — предельная;
- 4 т — максимальная;
- 1 т — нормальная.
- Упрощение действий летчика и повышение надежности работы силовой установки при пилотировании и боевом применении.
- Круглосуточное боевое применение бортового оружия с точностями, близкими к точности применения управляемых видов АСП, с простых и сложных видов маневра.
- Повышение точности навигации в автономном режиме в 6–7 раз, а с применением СНС — до 10–15 м.
- Повышение эффективности поражения наземных и надводных целей в 2–3 раза.
- Повышение в 2–2,5 раза эффективности поражения воздушных целей.
- Применение разнотипных видов оружия в одной атаке.
- Ресурс и срок службы самолета 5 000 летных часов и 50 лет.
Таким образом, боевая эффективность модернизированного двухместного самолета-штурмовика Су-25УБМ по отношению к базовому самолету повысилась более, чем в 2 раза. Кроме того, самолет Су-25УБМ по своим техническим и боевым характеристикам, и по критерию «эффективность — стоимость», значительно превосходит зарубежные аналоги.
Такое превосходство достигается в первую очередь установкой принципиально нового бортового оборудования, среди которого следует выделить следующие комплексы и системы:
- Прицельно-навигационный комплекс;
- Оптико-лазерно-тепло-телевизионная система;
- Система спутниковой навигации с дифференциальным режимом;
- Система аварийной сигнализации;
- Универсальный бортовой регистратор;
- Система управления оружием;
- Усовершенствованная система контроля результатов боевых работ;
- Усовершенствованная аппаратура регистрации параметров полета;
- Комплекс средств связи;
- Автоматический комплекс РЭБ;
- Система опознавания.
Вновь установленное бортовое оборудование впервые обеспечивает самолету-штурмовику возможность обнаружения и распознавания целей в любое время суток, а также позволяет реализовать новые режимы боевого применения такие как:
- Обзор, поиск, обнаружение, распознавание и сопровождение подвижных и неподвижных наземных и надводных целей (визуально видимых — днем, теплоконтрастных наземных, надводных и воздушных, включая малоскоростные — круглосуточно);
- Круглосуточное боевое применение как управляемого, так и неуправляемого оружия;
- Навигационное бомбометание по программным целям в любых метеоусловиях;
- Атака 2 вида: УР+АБ, НРС+АБ, ВПУ+АБ;
- Атака программных целей со сложного (пространственного) маневра.
Самолет Су-25УБМ оснащен усовершенствованной силовой установкой, которая состоит из двух бесфорсажных турбореактивных двигателей Р195 с увеличенной тягой — по 4 500 кгс каждый и пониженной ИК-заметностью (в 3 раза меньше по сравнению с базовой, а также новой системой энергообеспечения самолета (два генератора переменного тока ПГЛ-40СМ по 40 кВт каждый с фиксированной частотой 400Гц) и новой высокоэффективной противо-помпажной системой ЭСВС (электронная система вращающего срыва).
Еще одной отличительной особенностью самолета СУ-25УБМ является уникальная по своей эффективности система боевой живучести. Она обеспечивает практически 100%-ную защиту летчиков и всех жизненно важных систем самолета от оружия противника калибром до 30 мм, а также возврат самолета на аэродром базирования даже после попадания ракеты ПЗРК типа STINGER. Высокая боевая живучесть подтверждена результатами активного участия самолетов типа Су-25 в реальных боевых действиях в различных странах.
Являясь средством защиты и поддержки войск на сухопутном театре военных действий и в прибрежной зоне, одновременно обеспечивающим разведку и нанесение мощных ударов по противнику, модернизированный самолет-штурмовик Су-25УБМ остается таким же эффективным и необходимым для армии оружием, каким является автомат или граната для солдата.