Михаил Гольдреер

 

Вспоминаю, как будучи в Москве в ноябре 1977 года, заглянул в своё бывшее студенческое общежитие, чтобы повидать приятелей по нашему стройотряду. Институт я закончил в 1976 году, удачно распределился в родной город на крупнейший в Европе Волжский трубный завод, после первого года работы получил свой первый отпуск и проездом через Москву направлялся в составе молодёжной группы в поездку по Вьетнаму... Приятели-студенты приняли меня просто с восторгом, даже немножко покачали-покидали на руках, как было принято в нашем стройотряде по отношению к особо отличившимся, а затем, конечно, застолье с песнями под гитару, анекдотами и "глубокомысленными размышлизмами" про жизнь.

 Вот в процессе этих посиделок я и узнал, что недавно полетел какой-то космонавт, который закончил московский Лесотехнический институт, и будто бы там есть секретный космический факультет, созданный самим отцом советской космонавтики Королёвым. Обсуждение это возникло не на пустом месте, ибо все мы учились на факультете автоматики и вычислительной техники МИИТа(ныне РУТ, Российский университет транспорта), посему работа в космической отрасли после выпуска была для многих вполне реальна, а для некоторых - неизбежна, потому что они являлись посланцами и стипендиатами аэрокосмических предприятий. Постепенно, с годами я узнал, что "лесотехнический" космонавт это дважды герой Советского Союза Рюмин В. В., а его секретный космический факультет это факультет электроники и счётно-решающей техники сродни тому, что и я закончил. В наше время он уже не секретный, а бывший Лесотехнический институт теперь - это Мытищинский филиал МГТУ имени Баумана. Эта история произошла в 1957-58 гг. прошлого века. Тогда перед главным космическим конструктором Королёвым во весь рост встал вопрос, где должны получать высшее образование дети сотрудников его сверхсекретного научно-производственного объединения, которое ныне называется "Энергия"!

Служба охраны настаивала, что все "королёвцы" и члены их семей обязаны быть у них под чётким контролем, который не должен ничем затрудняться, стало быть всех потенциальных студентов необходимо разместить тут же, рядом. А тут же, рядом стоял как раз Лесотехнический институт, вот там и решили создать факультет с нужной и очень модной тогда специализацией, на которую рвались все будущие студенты, желавшие оказаться в самом передовом техническом тренде. Со временем этот факультет прославили многие его выпускники, не только космонавты, его, например, закончил и такой неоднозначный персонаж как бизнесмен, авантюрист и коррупционер Борис Березовский! Следует отметить, что факультет был создан сразу же, как приняли решение о создании, то есть в 1958 году решили и в этом же году приняли первых абитуриентов, среди которых оказался и будущий космонавт Рюмин. А буквально через два года, в 1960 году, этот опыт повторили уже в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ), так же быстро создав там факультет автоматики и вычислительной техники (АВТ), который стал столь же авторитетен и престижен для абитуриентов, как такие вузы, как МВТУ, Физтех, МЭИ или МИФИ! Конкурс на факультет был не меньше, чем в эти институты, и учёба такая же нелёгкая, а диплом об окончании не менее почётен! Известных прославленных выпускников факультета АВТ и не сосчитать! Даже не буду здесь пытаться, кому интересно, может сам посмотреть на сайте Ассоциации выпускников МИИТа. Но меня в обоих вышеописанных событиях привлёк и даже поразил поначалу один общий факт, который я решил и постарался подробно исследовать... Вглядываясь в историю рождения и становления уникальных научно-преподавательских коллективов, которые есть гордость и фундамент самых уважаемых университетов мира и нашей страны, можно увидеть, что появлялись, накапливали опыт преподавания и научных достижений они трудно, порой мучительно, а главное - долго - десятилетиями, даже веками! А в Лесотехническом и в МИИТе, вроде как по щелчку волшебника, приняли решение, и всё тут же заработало , причём на уровне самых высоких требований и последних достижений того времени, да ещё в такой молодой и сложнейшей дисциплине, как кибернетика, само название которой стало легально в СССР только в 1958 году!

И вот к каким выводам привели меня мои изыскания: конечно, можно было собрать из лучших вузов Москвы лучших преподавателей, владеющих вопросом, и перевести в МИИТ с Лесотехническим, но зачем для этого оголять тот же МВТУ или Физтех, ведь тогда такие преподаватели были буквально штучными? Нет, в Лесотехнический пришло тогда несколько профессоров из МВТУ, а в МИИТ также несколько преподавателей из МЭИ с соответствующего факультета, который там уже имелся, в частности профессор Страхов С.В. , возглавивший в МИИТе кафедру автоматики и телемеханики в промышленности, которая стала базовой на АВТ. Но эти переходы были каплей в море, а основную часть преподавателей, особенно для преподавания общеобразовательных дисциплин, легко сумели дать сами Лесотехнический и МИИТ. Общеобразовательные дисциплины для кибернетики это физика, математика и теоретические основы электротехники, причём преподаваться они должны на самом высоком уровне квалификации!!

Что же касается преподавателей специальных дисциплин, то нужное их количество для развития АВТ в МИИТе подготовили достаточно быстро, собрав по всем транспортным вузам группу самых способных и успевающих третьекурсников со всех электротехнических специальностей, типа "электроподвижной состав", и подготовили их по новым направлениям специально для АВТ. Некоторые из них до сих пор преподают в МИИТе, который теперь Российский транспортный университет. В частности из этой плеяды профессор, доктор технических наук, лауреат государственной премии и Золотой медали Тесла, заслуженный деятель науки РФ Баранов Л. А., возглавляющий ныне кафедру "Управление и защита информации", которую он принял от профессора Страхова С. В., когда она ещё называлась кафедрой автоматики и телемеханики в промышленности, хотя сам профессор Страхов, преподававший на АВТ теорию автоматического управления, всегда внушал нам, студентам, что подлинное название нашей специальности "техническая кибернетика". А позже, в 80-е годы, весь факультет АВТ какое-то время официально именовался факультетом технической кибернетики! Именно профессор Баранов рассказал мне, что наш АВТ создался по решению правительства, которое инициировал "почтовый ящик", находящийся тогда и сейчас через забор у первого корпуса МИИТа(РУТ).

 Почтовыми ящиками в СССР называли секретные заводы и научно-исследовательские институты, занимавшиеся военной и космической техникой. А завод возле МИИТа (теперь это - завод "Авионика")разрабатывал управляющие и следящие системы для авиационно-космических комплексов. Он тогда мощно развивался, рос и сильно нуждался в притоке специалистов, подготовленных под его задачи. У меня был приятель в моей студенческой группе, который после школы работал на этом "почтовом ящике", а потом поступил в МИИТ как направленец оттуда, получая от своего завода стипендию выше обычной студенческой, после защиты диплома он туда вернулся и работал до пенсии. Вспоминаю лабораторные работы по автоматическому управлению, когда на аналоговых вычислительных машинах (АВМ) МН-7 мы моделировали процессы управления стыковками космических аппаратов на околоземной орбите. Помню также, что некоторые наши преподаватели на пятом курсе, на последних наших семинарах рассказывали, как совместно со специалистами из "почтового ящика" анализируют и исследуют доставленные из Вьетнама(тогда шла война во Вьетнаме) навигационные системы со сбитых американских истребителей-бомбардировщиков, которые могли летать на максимально низких высотах, спасаясь от зенитных ракет. А ведь во Вьетнаме горы, и такой полёт без супернадёжных-суперточных систем навигации и управления просто невозможен! Ещё профессор Баранов рассказывал, что при создании и первых шагах факультета АВТ, когда верстались первые учебные планы, организовывались первые кафедры, оборудовались при них первые лаборатории, среди преподавательского состава нового факультета царил энтузиазм и дух взаимоподдержки наряду с высочайшей требовательностью к качеству работы друг друга!    И вот с этого места волей-неволей приходится вспоминать тяжёлую социально-политическую историю нашей страны в 20-м веке... Практически на всём его протяжении в России была система государственной власти, которая родилась и установилась в процессе революционной гражданской войны!

История человечества чётко показывает, что на протяжении веков везде, в любой стране, где происходила социальная революция, представители бывших правящих слоёв становились недостойными доверия со стороны новой власти.

 Естественно, что и в СССР старались не допускать всех подозрительных на руководящие должности и рабочие места, связанные с различными государственными секретами, к которым относились все научно-технические достижения, развивающие военную мощь СССР. Именно поэтому подбор студентов и преподавателей в соответствующие вузы был забюрократизирован предельно, "чуждые элементы" либо полностью отсеивались, либо принимались только при крайней необходимости, в самых безвыходных случаях. И контроль за такими "чужаками" устанавливался строжайший! То же самое относилось и к подбору кадров для оборонных заводов и исследовательских организаций. Но во второй половине 20-го века, когда научно-технический прогресс потребовал огромного количества специалистов в новейших и сложнейших областях исследований и производства, когда наличие этой образованной массы стало условием физического выживания и государственной конкурентоспособности СССР, то волей-неволей пришлось срочно изыскивать кадровые ресурсы, пригодные, чтобы быстро решить эту задачу.

 "Поскребли по сусекам", и вдруг выяснилось, что в Лесотехническом институте, а также в МИИТе эти кадровые ресурсы имеются и качественно, и количественно!! Всё оказалось просто как топор.

Московский Лесотехнический институт был создан Советской властью аж в 1919 году для подготовки кадров по заготовке и переработке древесины. Леса в России полно, он - один из важнейших экспортных ресурсов для получения иностранной валюты, а также материал для любых строек, авиации, любого транспорта, сырьё для целлюлозы, из которой бумага и взрывчатка.

А МИИТ начали усиленно поднимать и опекать после гражданской войны, когда разруха на транспорте поставила под угрозу саму идею контроля над страной со стороны центральной власти в силу наших просторов и расстояний. В то же время МИИТ и Лесотехнический не считались вузами, которые надо рассматривать с точки зрения сбережения военных секретов, кадровый контроль там был не жёсткий, а задачи этих вузов считались важными и срочными. Вот и позволили этим институтам принимать на работу и учёбу всех, кто был способен учиться или преподавать!

И хлынули туда множества "подозрительных", люди из потомственных культурных семей, высокомотивированные, заинтересованные в своём образовательном и профессиональном росте. Вот так сформировались в Лесотехническом и МИИТе великолепные коллективы кафедр математики, физики, теоретических основ электротехники, а позже - кафедры автоматики, вычислительной техники и прикладной математики(компьютерного программирования).

 Математический аппарат теоретических основ электротехники(ТОЭ) практически тот же, что и в теории автоматического управления(ТАУ), поэтому многие преподаватели ТОЭ смогли быстро и с интересом переквалифицироваться в кибернетиков, начав сами преподавать ТАУ. Наш профессор Страхов С. В. сам в тридцатые годы в МЭИ преподавал ТОЭ, даже написал свой учебник по этой дисциплине, да и сам "отец" кибернетики, профессор-математик Норберт Винер в начале карьеры занимался исследованием и преподаванием теории электрических цепей.

А теперь - немного лирики! В начале своего рассказа я упомянул застолье в нашем студенческом общежитии в мою честь, где в программе были песни под гитару. Так вот первой песней, которую мы хором "провопили", не жалея горла, был гимн нашего стройотряда по имени "Бригантина", в который мы все просто обожали ездить, где я был бессменным комсоргом, бетонщиком и автором слов этого гимна, положенных на мелодию всем известной(тогда) лирической бардовской песни "Бригантина". Только мы эту мелодию орали в темпе марша. Вот эти мои слова:

 Комиссар обветрен как берёзы и встаёт он точно по часам На зарядку, утирая слёзы, "Бригантина" поднимает паруса

 Коля-мастер, чародей отрядный приказал в навозе поплясать "Бригантина", утирая слёзы, на коровник поднимает паруса

 Наш завхоз, он аферист отважный, но доход наш крепко бережёт "Бригантина", утирая слёзы, в "храм" отрядный суп с перловкою несёт

 Как наряд закрыть, реши проблему, и болят усталые глаза Бригадиры, утирая слёзы, на планёрке "зашивают паруса"

 На линейку строятся "пираты", мы стоим - похожи на грозу Берегись, коварный председатель, из тебя мы тоже выдоим слезу!!

Некоторые пояснения к моим виршам. "Поплясать в навозе", это когда местный колхоз подрядил нас срочно, за хорошие деньги сделать за двое суток внутренний ремонт старого коровника, бедных коров на это время держали просто в поле, они совершенно измучились. Прежде ремонта нам пришлось вычистить многолетние залежи навоза, которые скопились. После этого все выкинули комплекты своей рабочей одежды из-за вони, хорошо, хоть запас имелся. Отрядный "храм" это наш туалет, на котором остряки намалевали надпись "храм вдохновения". Коварный председатель это председатель колхоза, где мы строили, он всё время разными, часто нечестными придирками старался снизить стоимость сделанных нами работ.

От лирики перехожу к мистике, которую я усмотрел в кружении собственной судьбы! Когда учился на 4-м курсе, нам весь год преподавали курс вычислительной техники, в котором основательно давались общее устройство компьютера и навыки программирования. Пару обзорных лекций в этом курсе нам прочитал ныне покойный руководитель кафедры "Электронные вычислительные машины и системы" профессор Каган Б. М.

Он стоял буквально у истоков, участвовал в создании самых первых ламповых и полупроводниковых ЭВМ Советского Союза и очень интересно рассказывал, как при наладке первых, гигантских по размерам ламповых ЭВМ приходилось иной раз охлаждать эти здоровенные лампы, поднося к ним руками бытовые электровентиляторы. До вычислительной техники Каган занимался созданием автоматических систем управления авиационными пушками для дальних бомбардировщиков, за что в 1949 году получил Сталинскую премию, ещё он разрабатывал приборы для баллистических ракет и космических аппаратов.

Так вот. Его первой женой была Зоя Богуславская, их общий сын Леонид Богуславский, закончил МИИТ в 1973 году по специальности "прикладная математика". Ныне он доктор технических наук, руководит российской компанией, которая делает инвестиции в развитие новейших технологий и стоит около полумиллиарда долларов. А Зоя Богуславская в своё время вышла вторично замуж за знаменитого поэта Андрея Вознесенского. Сестрой профессора Кагана является тоже ныне покойная Елена Ржевская, знаменитая фронтовая переводчица, участвовавшая в осмотре останков Гитлера, когда наши войска захватили его бункер в Берлине. Об этом она написала книгу.

В 1997 году у меня взяло интервью агентство Франс Пресс по поводу первой в мире операции по косметическому удлинению ног, которую мне сделали в 1992-93 гг. в Волгограде . Статья об этом, опубликованная Франс Пресс, обошла множество крупных СМИ по всему миру. Я взял распечатку этого материала на французском и английском языках да и пришёл с нею в редакцию моей любимой (ныне покойной), советской ещё газеты "За рубежом", которая печатала переводы статей из зарубежной прессы. В редакции меня отправили к заместительнице главного редактора, которой оказалась Елена Ржевская. Она меня прекрасно приняла и в том же 1997 году в её газете вышел перевод сообщения Франс Пресс под заголовком "Новые ноги - что надо!", этот текст и сейчас можно найти в интернете.

Но только много-много позже я случайно узнал, что первым мужем Елены Ржевской был погибший в боях под Новороссийском лейтенант, выпускник довоенного Института философии, литературы, искусства(ИФЛИ), поэт Павел Коган, написавший слова к песне "Бригантина", в честь которой мы назвали наш стройотряд. А ещё этот поэт-фронтовик написал такие строки: " Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал..."

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru