Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (56) за 2021 г.
Павел Кохно, Алина Кохно
В силу тесного переплетения со всеми сферами жизнедеятельности государства оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой сложную систему, обладающую рядом таких свойств, как уникальность, динамичность, трудная формализуемость, неопределенность, невозможность полного описания и др. В то же время среда (геополитическая, социально-экономическая и т. д.), в которой функционирует ОПК, изменяется нарастающими темпами, а возникающие ситуации практически не поддаются прогнозированию и не имеют аналогов в прошлом. Существуют обстоятельства, которые определяют необходимость, сложность и значимость всестороннего научного обоснования решений, принимаемых в экономике военного строительства.
Первое обстоятельство — высокая стоимость мероприятий по обеспечению военной безопасности государства. Второе обстоятельство — специфичность результата военного строительства, состоящая в том, что конечный результат военной деятельности имеет не экономический характер. Поэтому традиционные для обычной экономики методы анализа и обоснования решений зачастую могут быть использованы лишь частично.
В современном обществе организация и финансирование научных исследований, разработок и инноваций становятся все более существенным фактором поступательного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Государство должно активно формировать, регулировать и поддерживать наиболее эффективные механизмы возникновения, распространения и использования инноваций в экономике, их коммерциализации. С учетом специфики военно-экономической сферы и в условиях жестких бюджетных ограничений уровень боевой готовности войск все больше становится зависимым не только от объема ресурсов, выделяемых на оборону и безопасность страны, но и от эффективности их использования.
Одной из характерных тенденций современного этапа развития и мировой, и российской экономики является поиск эффективных форм взаимодействия между государством и бизнесом в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Участие государства в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Косвенное государственное финансирование заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами с целью стимулирования инновационной деятельности предприятий, ускорение процесса внедрения новшеств.
К методам косвенного финансирования относятся налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, предоставление права на ускоренную амортизацию, неналоговые направления, которые обусловлены: предоставлением индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; созданием венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами; снижением государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; созданием сети технополисов, технопарков, центров трансфера технологий; созданием специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний для диверсификации инвестиционных вложений государства; государственные гарантии для банковского кредита; субсидирование процентных ставок по кредитам.
Наряду с бюджетной поддержкой организации используют собственные средства, такие как: капитализированная прибыль (фонд развития организации); накопленные и текущие амортизационные отчисления; резервный фонд организации; вклады участников в уставный капитал организации. Коммерческие источники финансирования инновационной деятельности включают: инновационный кредит; эмиссию ценных бумаг (эмиссионное финансирование); венчурный капитал (предоставление средств инвестором в обмен на долю в уставном капитале либо пакет акций); финансирование долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельных краткосрочных проектов (пакетирование долгосрочного инновационного проекта с краткосрочными коммерческими проектами); финансовый лизинг в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. В мировой практике чаще всего осуществляется смешанное финансирование путем привлечения финансовых средств из различных источников.
Совместное участие бизнеса и государства в финансировании проектов способствует внедрению новых технологий, снижению бюджетной нагрузки, повышению контроля за их выполнением, созданию благоприятных условий для коммерциализации результатов научно-технической деятельности (РНТД), решению многих других задач социально-экономического развития общества. Для осуществления эффективного взаимодействия между государством и частным бизнесом необходимо сформировать приемлемые для российской экономики подходы с использованием существующего опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей государственно-частного партнерства (ГЧП).
В условиях информационной неопределенности частные финансовые институты не готовы самостоятельно вкладывать средства в осуществление значительных инновационных проектов. Крупные предприниматели заинтересованы в получении фискальных послаблений и дотируемого финансирования. Государство же, как и финансовые институты, заинтересовано в использовании крупными компаниями собственных средств для развития инноваций. Фактор взаимного доверия органов власти и крупного бизнеса, существенно пересекающихся рентных интересов, сформированных под влиянием неформальных связей, способствовал развитию инновационного бизнеса во многих странах.
Расширение участия частного бизнеса в финансировании НИОКР и обеспечение на этой основе более тесной связи университетов и научно-исследовательских организаций с промышленными и коммерческими предприятиями являются основным условием коммерциализации РНТД.
Использование положительного опыта развитых стран в области применения различных форм долевого участия в финансировании НИОКР необходимо для формирования российской модели ГЧП в сфере НИОКР и инноваций. Применительно к современной экономической ситуации в России есть все основания утверждать, что ГЧП может стать эффективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса, поскольку наличие устойчивого спроса со стороны государства на РНТД является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций при реализации различных проектов в сфере НИОКР. Однако внедрение механизмов ГЧП в России связано с необходимостью преодоления целого комплекса проблем, одной из которых является отсутствие реальной экономической заинтересованности у большей части хозяйствующих субъектов. Зачастую это связано с тем, что на начальном этапе создания научного продукта есть только сами НИОКР, результаты которых лишь потенциально способны стать объектами коммерциализации в будущем.
В современном понимании ГЧП можно охарактеризовать как долгосрочное взаимодействие государства и частного бизнеса для совместной реализации общественно значимых проектов, основанное на использовании финансовых, материальных и других ресурсов, выделяемых государственными структурами, и опыта, управленческих навыков, ресурсов и технологий, предоставляемых частными предприятиями. Его основными преимуществами являются: реализация партнерских отношений в условиях конкурентной борьбы между несколькими потенциальными участниками за каждый контракт; возмездное финансирование проектов, когда выплата процентов и погашение основной суммы долга предусматриваются за счет генерируемых проектом будущих денежных потоков; четкое распределение пределов ответственности и обязательств между партнерами; определение ключевых факторов успешной реализации проекта, выявление потенциальных рисков, их оценка и распределение. Указанные преимущества реализуются путем создания ГЧП институционального или договорного вида.
Государственно-частные партнерства институционального вида предусматривают создание на базе государственного имущества либо совместных предприятий, в управлении деятельностью которых участвуют государство и частный инвестор, либо закрытых паевых инвестиционных фондов, активами которых в интересах государства и других пайщиков управляет частная управляющая компания. Государственно-частные партнерства договорного вида создаются на основе заключения государственных контрактов, соглашений о разделе продукции, концессии, арендных, инвестиционных и других видов договоров, предусматривающих совместное участие партнеров в выполнении НИОКР.
Создание научно-технического задела (НТЗ), являющегося базой для новых разработок и производств, — непременное условие успешного развития вооружения в современных условиях. Во всех развитых странах мира этот процесс является предметом особой заботы государства, регулируется государством и, следовательно, подвержен государственному планированию. При этом фаза формирования задела поглощает в этих странах примерно 10 % от общих бюджетных затрат на развитие вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
В современную эпоху, которую условно можно назвать эпохой знаний, в понятие «задел» вкладывается гораздо более глубокий смысл, поскольку предметами накопления становятся не только сырье или изделия, но и научные знания, и технологии (не только производственные). Поэтому понятие «задел» более правильно трактовать как «накопление знаний, технологий, изделий, полуфабрикатов и других видов продукции сверх потребностей». В данном случае следует особо обратить внимание на «накопление сверх потребностей», т. е. в каждый текущий момент времени есть востребованная часть накопления, и есть превышение, заложенное впрок, которое в принципе могло бы быть востребовано при изменении ситуации.
В общем случае процесс создания научно-технического задела в интересах проведения ОКР по разработке образцов (комплексов, систем) ВВСТ может быть представлен в виде схемы (рис. 1), на которой основными элементами НТЗ являются научный, научно-технологический и производственно-технологический заделы. Применительно к понятию научно-технического задела можно иметь определенное превышение над потребностями и не требовать сиюминутной 100-процентной реализации задела, как это зачастую происходит в отношении программ по созданию НТЗ. Следует особо подчеркнуть, что не все результаты НИР могут быть реализованы, часть результатов научных и технологических исследований никогда не будет востребована: результативность этих работ состоит в расширении сферы поиска наиболее эффективных решений или в отказе от тупиковых направлений разработок, т. е. в предотвращенном ущербе.
Наличие невостребованного научно-технологического задела является нормальным состоянием сферы экономики любой развитой страны.
Суммируя отечественный и зарубежный опыт формирования заделов, можно выделить следующие определения. Термин «создание научно-технологического задела» для перспективных и нетрадиционных ВВСТ может использоваться для обозначения результатов всей совокупности научных исследований и технологических разработок, которые необходимо провести к моменту перехода к стадии ОКР по созданию образца вооружения или военной техники.
Научно-технологический задел для проведения ОКР по созданию перспективных образцов ВВСТ включает совокупность полученных на определенный момент времени результатов фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и разработок, а также данные технологического аудита по трансферу технологий, представленных в формах: научных знаний о явлениях, физико-химических эффектах, законах и закономерностях, имеющих оборонное значение; технологий военного и двойного назначения; новых (усовершенствованных) материалов и веществ; элементной базы, составных частей образцов ВВСТ, модулей и блоков; алгоритмов и программ для ЭВМ; лабораторного, технологического, производственного и испытательного оборудования; экспериментальных и макетных образцов нетрадиционных ВВСТ; аванпроектов, тактико-технических (технических) заданий на НИР и ОКР; концептуальных, нормативно-технических, методических и других документов в области обороны и безопасности. Схема формирования научно-технологического задела для проведения ОКР по созданию перспективных образцов ВВСТ представлена на рисунке 2.
В США такие этапы, как создание научно-технического задела, полномасштабные опытно-конструкторские разработки, серийное производство вооружений, обладают общим свойством: строгим соблюдением принципа «сужения» фронта работ по мере движения от поисковых исследований к образцу, принимаемому на вооружение. Реализация этого принципа приводит к тому, что количество проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ заведомо превышает необходимое для создания образцов, которые будут реализованы и поступят на вооружение. Поэтому при закупках всегда есть из чего выбрать и конкуренция среди разработчиков вынуждает их «выкладываться» в процессе ОКР.
Таким образом, наличие научно-технического задела (как совокупности научного, научно-технологического и производственно-технологического заделов) позволяет сократить сроки разработки перспективных образцов ВВСТ, расширяет возможности по повышению качества вооружения за счет использования новых технологий и по выбору наиболее рациональных вариантов развития военно-технических систем. И НТЗ может быть учтен при расчете оптимального соотношения объемов и источников финансирования тех или иных мероприятий в рамках национальных проектов и программ в области ОПК.
Авторы:
Павел Кохно, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»
Алина Кохно, кандидат экономических наук, научный консультант автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»