В этом году исполняется 53 года со дня первого полета одного из самых массовых ударных вертолетов в мире Ми-24. В НАТО вертолет получил обозначение «Hind» («Лань»). Но если уж сравнивать вертолет с рогатыми лесными жителями, то, на мой взгляд, гораздо лучше ему подошло бы прозвище «Лось». И ведь действительно, словно лось через густую таежную чащу, «Ми-24» способен проломиться сквозь оборону противника. Еще его называют «Крокодил» или «Горбатый».
Путь воина
Эта машина стоит на вооружении более чем 60 стран мира и все эти годы наводит ужас на тех, кому приходится сталкиваться с ней в бою. Об истории создания винтокрылой машины и о том, какое место она займет в будущем нашей армейской авиации посвящен этот материал.
Кто-то скажет, что про Ми-24 уже много сказано и вообще машина уже старая, сейчас есть гораздо более современные вертолеты. Позволю себе не согласится, с таким утверждением. Сказано действительно много, но далеко не все, и машина, несмотря на возраст, еще способна «показать зубы». Примеров тому множество, например, операция российских ВКС в Сирии, где «Крокодилы» наводили ужас на террористов и специальная военная операция, где Ми-24 успешно работает, оказывая огневую поддержку нашим бойцам — он воин по по своей сути. Но надо понимать, что вертолет и его экипаж — есть одно неделимое целое. «Воин» — это собирательный образ человека и машины. Но вернемся к истории...
Летающая БМП
По замыслу Михаила Леонтьевича Миля «Ми-24» создавался как мощный штурмовик, этакая «летающая БМП». Очень многие элементы и агрегаты вертолета имеют бронирование, и вертолет способен наносить удары под плотным стрелковым огнем противника, практически «вскрывая» оборону противника. При этом «Крокодил» – это один из самых быстрых вертолетов в мире: его максимальная скорость достигает 330 км/ч, а мощность каждого из двух двигателей ТВ3-117В составляет 2200 л.с.
За десятилетия машина сильно изменилась как внешне, так и внутренне.
На фотографии Ми-24А - первая модификация из семьи знаменитых «Крокодилов». Обратите внимание на непривычную, похожую на веранду, кабину экипажа. Именно такая была на первых модификациях «Крокодила». У нее был ряд недостатков, таких как плохой обзор и слабая защита экипажа. КБ Миля отреагировало достаточно оперативно и, начиная с модификации «Ми-24Д», кабина была заменена на привычную, «тандемную», где летчик и оператор вооружения находятся в разных отсеках, разделенных бронеперегородкой. Также добавилось бронирование остекления, что существенно повысило шансы на выживание пилотов при обстреле. Кроме того, кабина стала герметичной, поэтому вертолет мог выполнять свои задачи и в условиях зараженной атмосферы.
Стоит отметить, что машина была создана за удивительно короткое время: ее разработка началась в 1968 году, в сентябре 1969 опытный образец поднялся в небо, а в 1971 уже началась эксплуатация. Но при этом в его конструкцию были заложены уникальные инновационные решения.
Крокодильи хитрости
Во-первых, фюзеляж «Крокодила» «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов. Невооруженным глазом это почти не видно, посторонний наблюдатель вряд ли заметит, что у вертолета корпус немного «ведет на сторону». Заметно это становится при взлете: обычно вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят в воздухе немного «боком», а Ми-24, благодаря своей конструкции, отрывает все три колеса одновременно и висит абсолютно ровно. Это важно потому, что чем ровнее положение кабины, тем точнее можно вести огонь в режиме висения.
Во-вторых, большие крылья, на которых располагаются 6 точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например, «горки» или «боевого разворота». Благодаря крыльям «Крокодил» просто «прыгает» ввысь. Правда, перегрузка при этом может достигать 4 g.
В-третьих, Ми-24 имеет систему уборки шасси, что снижает лобовое сопротивление при горизонтальном полете.
В результате получился вертолет, который опередил время, и в том числе своего американского конкурента, хотя США начали использовать вертолеты в ходе военных действий раньше, чем СССР. Так, если поставить рядом одногодок Bell AH-1 Cobra и Ми-24 «Крокодил», то последний производит куда большее впечатление как своим видом, так и вооружением.
Зубы железного крокодила
Чтобы добиться высокой боевой эффективности, конструкторами была проделана огромная работа, и в первую очередь это коснулось вооружения.
На первых вертолетах Ми-24А был установлен комплекс ПТУР «Фаланга». Эта ракета не была на тот момент новинкой и, признаемся честно, обладала рядом недостатков. Управлялась она вручную джойстиком, а команды передавались по проводу, который она тянула за собой.
Оружейники тогда сильно отставали от вертолетостроителей, и машина оснащалась вооружением так сказать «по ходу пьесы». Только на модификации «В» устаревшую по всем параметрам «Фалангу» заменили на современную сверхзвуковую «Штурм-В» с автоматизированным комплексом наведения «Радуга-Ш».
Эта ракета управлялась по защищенному радиоканалу в полуавтоматическом режиме и могла пробить даже самую высококачественную броню толщиной до 40 мм. Прицеливание происходило так: оператор, глядя через прицел «Радуги», накладывал перекрестье на цель и удерживал ее на ней до момента попадания. Одновременно с этим на прицельной станции пилота загорались метки, которые показывали сектор стрельбы. Вертолет мог маневрировать, но нельзя было выйти из сектора, потому что в этом случае происходил сбой наведения.
В настоящее время «Крокодил» оснащается ракетами «Атака» и ракетами класса «воздух-воздух».
В грузовую, тоже бронированную, кабину помещается до 8 полностью экипированных десантников. При необходимости остекление грузовой кабины откидывалось, и из каждого окна можно было вести огонь из ручного оружия. Правда, практика показала, что одновременно использовать вертолет в обеих ипостасях – ударной и десантной – достаточно проблематично, т.к. суммарная нагрузка превышала все допустимые пределы, но наличие десантной кабины спасло немало жизней в Афганистане и Чечне.
А теперь представьте себе, что творится в душе супостата, который даже на дне самого глубокого окопа не будет чувствовать себя в безопасности, если сверху надвигается такое стреляющее «чудовище».
Пилот США выбирает «Лань»
Как-то я наткнулся на старую статью в журнале Air&Space 1998 года под названием «Подлая машина» (Mean Machine) — Советского Союза больше нет, но одно из его самых смертоносных видов оружия продолжает жить. Знакомьтесь Ми-24 HIND». На название можно внимания не обращать — у них все что не американское то является подлым, не демократичным и далее по списку. Интересно в ней мнение американского пилота-испытателя, который летал на русском Ми-24. В статье он довольно эмоционально рассказал о том, насколько опасным противником может быть российский «Крокодил и насколько он прекрасен».
Старшего унтер-офицера Джеффа Стейтона привлекли к полетам на российском вертолете в середине 1980-х, когда одно из американских агентств-призраков получило в руки Ми-24 и доставило его на отдаленный аэродром в Соединенных Штатах. Стейтона пригласили потому, что в то время он проводил испытания «McDonnell Douglas AH-64 Apache».
По словам пилота, когда он увидел Ми-24, у него задрожали колени. «Моя первая мысль была: "Ну и здоровенная дура!" Пустой он весил 21000 фунтов (9513 кг) – это в три раза больше, чем «Bell AH-1 Cobra» и приблизительно в полтора раза больше «Apache»». Американского пилота потрясло, насколько хорошо защищена кабина пилота, а также основные элементы конструкции - ничего подобного в американских вертолетах не было.
Подняв «Hind» в воздух, Стейтон был впечатлен ровным и спокойным полетом.
«Затем, примерно после двух третей пути, мы почувствовали себя более уверенно и начал всматриваться в ракетный прицел. "Я только притворюсь, что пускаю ракеты", - подумал я и нажал выключатель, который на AH-1 Cobra является кнопкой пуска ракет. Немедленно мы прошли три принудительных изменения высоты, вращения и направления. Я вошел в "голландский вираж" и в другие маневры, которые я не собирался производить. Вот это был полет!».
Дело в том, что, коснувшись кнопки, как он полагал, «пуска ракет», Стейтон нажал кнопку мгновенного триммирования ручки управления и зажал ее. Нажатие на эту кнопку отключает загрузочные механизмы ручки управления и она начинает свободно болтаться. От неожиданности американец чуть не «завалил» вертолет. Наши пилоты при использовании такого вида триммирования ( на Ми-24 есть еще один) делают это серией быстрых и коротких нажатий на кнопку последовательно снимая усилия с ручки управления, но никогда ее не зажимают. Американец конечно этого не знал.
После полета летчик высказал несколько восхищенных комментариев по поводу российской машины. Среди них были такие: «Вынослив, как трактор»; «Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи, и вы можете сразу лететь! С нашими вертолетами это не получится»; «В полете вертолет идет гладко, словно катится по хорошей дороге старый "Кадиллак" 1962 года».
И наконец, Стейтон произнес то, что на мой взгляд, служит высшей почестью. В один день во время беседы, он откинулся назад и сказал:
«Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для собственного удовольствия, вне всяких сомнений, "Hind" оказался бы при выборе в заведомом приоритете».
Да простит мне читатель столь длинную цитату, но если такое говорит о вертолете пилот из страны, где существует заведомо оппонирующая инженерная школа, значит, машина действительно хороша.
Проверка войной
Военные конфликты, особенно Афганистан оказали огромное влияние на развитие советского-российского вертолетного парка. Вертолеты получили новые, высотные двигатели и перестали «захлебываться» на высокогорье от недостатка мощности, а качественные пылезащитные устройства увеличили их ресурс. Пройдя огромный путь от отстрела тепловых ловушек и станции «Липа» до не имеющей себе равных системы БКО «Витебск», вертолеты научились неплохо защищаться от ПЗРК.
Кстати, американцы в Афганистане столкнулись еще с большими проблемами. Например, их вертолетам не хватало мощности в высокогорье. Знаменитый UH-60 Black Hawk просто задыхался на высокогорье и фактически не мог перевозить личный состав. Двигатели, несмотря на наличие ПЗУ, выходили из строя.
Еще одним военным конфликтом, где столкнулись машины противников была ирако-иранская война. Общий счет был за нашим вертолетом, но это тема для отдельного разбора. После этого было и есть множество военных конфликтов, в которых он принимает участие, была и остается Сирия, есть СВО на Украине. Путь небесного воина не окончен, ведь он по сей день состоит на вооружении многих стран, в том числе и в России.
XXI век
Машина модернизируется и оснащается современным вооружением и электроникой, и, Из классического Ми-24 родилось несколько современных модификаций. Это уже стоящий на вооружении Ми-35 и новый Ми-24П. Визуально Ми-35 отличается от классического Ми-24 укороченными на один пилон крыльями, неубирающимися шасси и гиростабилизированной оптико-электронной станцией вместо системы Радуга-Ш — «бороду» заменили на шарик. На новый Ми-24П поставили спаренную носовую пушку на турели, но история не окончена.
В марте 2022 года Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова запатентовал облик транспортно-боевого вертолета, для перевозки грузов, десанта и его огневого прикрытия. Новый вертолет, является следующей глубокой модернизацией вертолета Ми-24П.
Предложенные в патенте технические решения позволят создать вертолет с повышенной эксплуатационной надежностью, боевой эффективностью и живучестью за счет применения вооружения в любое время суток.
Боевой вертолет планируется оснастить новой двухдвигательной силовой установкой, цифровым пилотажно-навигационным комплексом и комплексом вооружения с обзорно-прицельным комплексом с возможностью работы в любое время суток и наведения управляемых ракет. При этом на машину установят обновленный бортовой комплекс обороны. Оборудование вертолета будет адаптировано под возможность использования ночных очков, что позволит осуществлять пилотирование в ночных условиях.
Несмотря на то, что в составе Российских ВВС место ветерана уже начинают занимать его «дети» Ми-35, Ми-28Н и Ка-52, он не сдается и по-прежнему остается в строю и хочу сказать, что я несказанно рад — любимая многими машина получит новые возможности и останется в строю нашей славной армейской авиации.
Дмитрий Дрозденко