Ка-52 «Аллигатор» действительно стал звездой Специальной военной операции, проводимой российскими Вооруженными силами на Украине. Вертолет часто мелькает в кадрах кинохроники неспроста, где, благодаря своему экипажу, эффективно действует на поле боя.
И хотя этот рассказ только о вертолете, не будем забывать, что машина без человека — это просто высокотехнологичная железка, хотя подавляющее большинство летчиков свою машину одухотворяют. К слову, я тоже гладил своего «Горбатого» перед вылетом.
Хищник — прародитель
Предшественником Ка-52 был другой, не менее легендарный вертолет — Ка-50 «Черная акула». При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создало ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями того времени. Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека. Такого не делал никто.
«Черная Акула» не пошла в серию, и тому виной был целый ряд факторов. Самый важный — перехлест лопастей при выполнении запредельных маневров. Винты располагались очень близко, а профиль лопастей был слишком «тонким», но это предположения — на самом деле никто так однозначно так и не определил причину этого страшного для вертолетов сосной схемы явления. А когда причина непонятна, то и летать боязно…
Вторым, возможно надуманным, фактором был состав экипажа — всего один человек. Считалось что один, даже при имеющемся уровне автоматизации, не справится с одновременным пилотированием и боевым применением. На Су-25 «Грач» при более низком уровне автоматизации справляется, а здесь нет?
Вообще в Ка-50 была заложена возможность стать вертолетом-истребителем, но тем не менее, «Партия» в лице Минобороны поставила задачу, а КБ «Камова» в лице Генерального конструктора и идеолога машины Сергея Викторовича Михеева сказало «Есть». Так появился «Аллигатор».
Особенный хищник
Известный американский журнал Nation Interest когда-то с беспокойством констатировал более чем успешное боевое применение российского вертолета в Сирии. Последовавшее за этим сравнение «Аллигатора» со знаменитым AH-64D Apache Longbow пошло совсем не в пользу американского ударного вертолета. Скрепя сердце, американские эксперты констатировали существенное преимущество российского вертолета. Правда, «кинули камнем» в нашу электронику, но посоветовали в небе с «Аллигатором» не связываться.
В чем особенность Ка-52? Прежде всего, как и у предшественников, в его соосной компоновочной схеме. Это схема, когда винты расположены друг над другом и вращаются в противоположные стороны, компенсируя тем самым реактивный момент, что дает следующие преимущества:
- выигрыш в мощности по сравнению с одновинтовой схемой до 20 % за счет отсутствия рулевого винта;
- слабая чувствительность к боковому и попутному ветру;
- повышенная маневренность и более легкое управление машиной;
- возможность управляемого полета без хвостовой балки, что для машин с одновинтовой схемой означает смерть.
В чем уникальность Ка-52? «Аллигатор» — это единственный в мире серийный вертолет, оснащенный системой катапультирования. Такая же стояла на Ка-50, но «Черная Акула» в серию, к сожалению, не пошла.
Пилоты сидят в амортизационных креслах оборудованных системой КАС-37-800М. При выдергивания рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, специальное взрывное устройство (СОАВ), вмонтированное в фонарь кабины пилотов, «разбивает» его, и из-за спины пилота стартует небольшая ракета, которая на фале вытаскивает летчика.
Потом всё как обычно: раскрытие парашюта, выбор места приземления, свести ноги вместе, кувырок и далее по обстановке — бежать или ждать спасателей. Кстати именно во время Специальной военной операции произошло первое в истории боевое катапультирование экипажа вертолета и оно было успешным.
Зубы хищника
Машина имеет обширный арсенал вооружения. Прежде всего, это управляемая в вертикальной плоскости 30-мм пушка 2А42 с селективным выбором боеприпасов. Неуправляемые ракеты, на кадрах мы видим применение ракет С-8, которые залпами вылетают из блоков УБ-20.
Управляемое ракетное вооружение представлено целым спектром ракет класса воздух — поверхность, как с радиокомандным, так и с лазерным наведением. К примеру, ракета 9К121М «Вихрь-М» бьет на 10 километров. Имеются в арсенале и ракеты, необходимые для воздушного боя класса воздух — воздух «Игла» или КАМ «Стрелец». Кроме всего прочего, машина может брать бомбовое и дополнительное пушечное вооружение — зубы у «Аллигатора» мощные.
Хищник в Сирии
После получения опыта в боевом применении вертолета в июне 2020 года появилась новая модификация вертолета — Ка-52М.
Модернизирована оптико-электронная система, что увеличило дальность обнаружения и точность распознавания целей, доработан цифровой привод пушки 2А42, что повысило точность стрельбы, увеличена мощность противообледенительной системы, что теперь позволяет эксплуатировать вертолет в суровых условиях Арктики, доработана эргономика кабины и авионика с учетом ночного пилотирования. Важно – установлен новый радиолокационный комплекс с АФАР.
Глаза хищника и ум
Ядро интеллектуальной системы БРЭО Ка-52 представляет интегрированный в нее прицельно-пилотажно-навигационный комплекс (ПрПНК) «Аргумент-52», в состав которого входит множество полезного оборудования от МФИ (многофункциональных индикаторов) на приборной панели до гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Последняя представляет собой «шарик» под носом вертолета и включает в себя ТВ-камеру, тепловизор, лазеры и еще множество датчиков, которые легко управляются поворотом головы пилота.
Особо хочу выделить радиолокационный комплекс «Арбалет», который позволяет не только вести обнаружение целей и цифровое картографирование местности, но и осуществлять приборное пилотирование на предельно малой высоте.
Кроме всего прочего, вертолет не зря имеет статус разведывательно-ударного. Машина может осуществлять цифровой обмен боевой информацией с другими участниками, являясь элементом современной сетецентрической войны.
Шкура хищника
А шкура нашего «Аллигатора» вполне крепка. Конечно, ее не сравнить с защитой того же Ми-28 или Ми-24, но тем не менее Ка-52 имеет хорошую, многоуровневую бронезащиту — летчики сидят в бронированной «ванне», плюс имеется много дополнительных защитных элементов. Кроме того, вертолет оборудован активной системой обороны — БКО «Витебск».
Про него стоит поговорить отдельно. Бортовой комплекс обороны Л-370В52 предназначен для противодействия нацеленным на вертолет управляемым ракетам с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), предупреждения об их пусках и обнаружения лазерного облучения, которое также является фактом пуска по машине самонаводящихся ракет. Комплекс не только обнаруживает пуски, но и в автоматическом режиме информирует экипаж и ставит мощные помехи, сбивая тем самым атаку врага. В ближайшей перспективе БКО сможет подавлять наведение управляемых ракет с радиолокационными ГСН.
На фото выше хорошо видно расположенные за носовым обтекателем и возле киля датчики обнаружения пуска ПЗРК, между звездой и задними шасси по бокам расположены шарообразные блоки системы постановки помех и подавления головок самонаведения а на законцовке крыла видна система отстрела ЛТЦ (ложных тепловых целей).
Все это нацелено на сохранение самого важного элемента боевой машины — жизни ее экипажа. И это происходит именно сейчас, на Украине. Там, где благодаря США и их вассалам, насыщенность поля боя ПЗРК превзошла все не только штатные, но и мыслимые параметры.
«Аллигатор» не один на поле боя. Рядом с ним вся прекрасная плеяда других вертолетов Ми-24/35, Ми-28, универсальный и всегда востребованный Ми-8. И самое главное — в кабинах этих машин сидят хорошо подготовленные, профессиональные летчики армейской авиации — честь им и хвала!
Дмитрий Дрозденко