Ка-52 «Аллигатор» действительно стал звездой Специальной военной операции, проводимой российскими Вооруженными силами на Украине. Вертолет часто мелькает в кадрах кинохроники неспроста, где, благодаря своему экипажу, эффективно действует на поле боя.

И хотя этот рассказ только о вертолете, не будем забывать, что машина без человека — это просто высокотехнологичная железка, хотя подавляющее большинство летчиков свою машину одухотворяют. К слову, я тоже гладил своего «Горбатого» перед вылетом.

Хищник прародитель

Предшественником Ка-52 был другой, не менее легендарный вертолет — Ка-50 «Черная акула». При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создало ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями того времени. Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека. Такого не делал никто.

«Черная Акула» не пошла в серию, и тому виной был целый ряд факторов. Самый важный — перехлест лопастей при выполнении запредельных маневров. Винты располагались очень близко, а профиль лопастей был слишком «тонким», но это предположения — на самом деле никто так однозначно так и не определил причину этого страшного для вертолетов сосной схемы явления. А когда причина непонятна, то и летать боязно…

 

Вторым, возможно надуманным, фактором был состав экипажа — всего один человек. Считалось что один, даже при имеющемся уровне автоматизации, не справится с одновременным пилотированием и боевым применением. На Су-25 «Грач» при более низком уровне автоматизации справляется, а здесь нет?

Вообще в Ка-50 была заложена возможность стать вертолетом-истребителем, но тем не менее, «Партия» в лице Минобороны поставила задачу, а КБ «Камова» в лице Генерального конструктора и идеолога машины Сергея Викторовича Михеева сказало «Есть». Так появился «Аллигатор».

Особенный хищник

Известный американский журнал Nation Interest когда-то с беспокойством констатировал более чем успешное боевое применение российского вертолета в Сирии. Последовавшее за этим сравнение «Аллигатора» со знаменитым AH-64D Apache Longbow пошло совсем не в пользу американского ударного вертолета. Скрепя сердце, американские эксперты констатировали существенное преимущество российского вертолета. Правда, «кинули камнем» в нашу электронику, но посоветовали в небе с «Аллигатором» не связываться.

В чем особенность Ка-52? Прежде всего, как и у предшественников, в его соосной компоновочной схеме. Это схема, когда винты расположены друг над другом и вращаются в противоположные стороны, компенсируя тем самым реактивный момент, что дает следующие преимущества:

  • выигрыш в мощности по сравнению с одновинтовой схемой до 20 % за счет отсутствия рулевого винта;
  • слабая чувствительность к боковому и попутному ветру;
  • повышенная маневренность и более легкое управление машиной;
  • возможность управляемого полета без хвостовой балки, что для машин с одновинтовой схемой означает смерть.

В чем уникальность Ка-52? «Аллигатор» — это единственный в мире серийный вертолет, оснащенный системой катапультирования. Такая же стояла на Ка-50, но «Черная Акула» в серию, к сожалению, не пошла.

 

Пилоты сидят в амортизационных креслах оборудованных системой КАС-37-800М. При выдергивания рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, специальное взрывное устройство (СОАВ), вмонтированное в фонарь кабины пилотов, «разбивает» его, и из-за спины пилота стартует небольшая ракета, которая на фале вытаскивает летчика.

Потом всё как обычно: раскрытие парашюта, выбор места приземления, свести ноги вместе, кувырок и далее по обстановке — бежать или ждать спасателей. Кстати именно во время Специальной военной операции произошло первое в истории боевое катапультирование экипажа вертолета и оно было успешным.

Зубы хищника

Машина имеет обширный арсенал вооружения. Прежде всего, это управляемая в вертикальной плоскости 30-мм пушка 2А42 с селективным выбором боеприпасов. Неуправляемые ракеты, на кадрах мы видим применение ракет С-8, которые залпами вылетают из блоков УБ-20.

Управляемое ракетное вооружение представлено целым спектром ракет класса воздух — поверхность, как с радиокомандным, так и с лазерным наведением. К примеру, ракета 9К121М «Вихрь-М» бьет на 10 километров.  Имеются в арсенале и ракеты, необходимые для воздушного боя класса воздух — воздух «Игла» или КАМ «Стрелец». Кроме всего прочего, машина может брать бомбовое и дополнительное пушечное вооружение — зубы у «Аллигатора» мощные.

Хищник в Сирии

После получения опыта в боевом применении вертолета в июне 2020 года появилась новая модификация  вертолета — Ка-52М.

Модернизирована оптико-электронная система, что увеличило дальность обнаружения и точность распознавания целей, доработан цифровой привод пушки 2А42, что повысило точность стрельбы, увеличена мощность противообледенительной системы, что теперь позволяет эксплуатировать вертолет в суровых условиях Арктики, доработана эргономика кабины и авионика с учетом ночного пилотирования. Важно – установлен новый радиолокационный комплекс с АФАР.

Глаза хищника и ум

Ядро интеллектуальной системы БРЭО Ка-52 представляет интегрированный в нее прицельно-пилотажно-навигационный комплекс  (ПрПНК) «Аргумент-52», в состав которого входит множество полезного оборудования от МФИ (многофункциональных индикаторов) на приборной панели до гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Последняя представляет собой «шарик» под носом вертолета и включает в себя ТВ-камеру, тепловизор, лазеры и еще множество датчиков, которые легко управляются поворотом головы пилота.

 

Особо хочу выделить радиолокационный комплекс «Арбалет», который позволяет не только вести обнаружение целей и цифровое картографирование местности, но и осуществлять приборное пилотирование на  предельно малой высоте.

Кроме всего прочего, вертолет не зря имеет статус разведывательно-ударного. Машина может осуществлять цифровой обмен боевой информацией с другими участниками, являясь элементом современной сетецентрической войны.

Шкура хищника

А шкура нашего «Аллигатора» вполне крепка. Конечно, ее не сравнить с защитой того же Ми-28 или Ми-24, но тем не менее Ка-52 имеет хорошую, многоуровневую бронезащиту — летчики сидят в бронированной «ванне», плюс имеется много дополнительных защитных элементов. Кроме того, вертолет оборудован активной системой обороны — БКО «Витебск».

 

Про него стоит поговорить отдельно. Бортовой комплекс обороны Л-370В52 предназначен для противодействия нацеленным на вертолет управляемым ракетам с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), предупреждения об их пусках и обнаружения лазерного облучения, которое также является фактом пуска по машине самонаводящихся ракет. Комплекс не только обнаруживает пуски, но и в автоматическом режиме информирует экипаж и ставит мощные помехи, сбивая тем самым атаку врага.  В ближайшей перспективе БКО сможет подавлять наведение управляемых ракет с радиолокационными ГСН.

На фото выше хорошо видно расположенные за носовым обтекателем и возле киля датчики обнаружения пуска ПЗРК, между звездой и задними шасси по бокам расположены шарообразные блоки системы постановки помех и подавления головок самонаведения а на законцовке крыла видна система отстрела ЛТЦ (ложных тепловых целей).

Все это нацелено на сохранение самого важного элемента боевой машины — жизни ее экипажа. И это происходит именно сейчас, на Украине. Там, где благодаря США и их вассалам, насыщенность поля боя ПЗРК превзошла все не только штатные, но и мыслимые параметры.

«Аллигатор» не один на поле боя. Рядом с ним вся прекрасная плеяда других вертолетов Ми-24/35, Ми-28, универсальный и всегда востребованный Ми-8. И самое главное — в кабинах этих машин сидят хорошо подготовленные, профессиональные летчики армейской авиации — честь им и хвала!


Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru