В последнее время вопрос о получении украинскими Вооружёнными силами истребителей F-16 стал одним из наиболее обсуждаемых в области военно-технического сотрудничества. Прежде всего, следует отметить, что F-16 — это устаревшая модель истребителя, разработанная ещё во второй половине ХХ века. Современные образцы истребителей ВКС России, такие как МиГ-35, Су-30 или Су-35, обладают намного более продвинутыми характеристиками и возможностями. Кроме того, не следует забывать и о факторе эксплуатационной сложности.

 

Согласно общедоступным данным, F-16 Fighting Falcon (США) — многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.

Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1978 году. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin). F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения и состоит на вооружении 25 стран.

Пока о готовности передать самолёты Украине заявили Дания и Нидерланды. Однако использовать истребители для боевых вылетов Украина сможет не раньше второй половины 2024 года. Перед этим украинским пилотам предстоит пройти обучение, а Европа должна отладить их обслуживание.

Обсуждение эффективности F-16 в противостоянии с Вооружёнными силами России требует глубокого анализа многих факторов, включая различия в подходах к ведению войны, обучения и опыта пилотов, бюджетного финансирования и промышленной базы. Такая оценка должна основываться на объективных данных, анализе реальных сражений и конфликтов, в которых данные силы участвовали. В целом, оценивать эффективность истребителя F-16 можно лишь в контексте конкретных сценариев и стратегий военных действий.

Теперь возникает главный вопрос — как появление F-16 в небе может повлиять на ситуацию в рамках вооружённого конфликта? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю рассмотреть историю применения данного истребителя в различных военных операциях.

Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 г., в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.

В ходе операции «Мир Галилее» (известна как Первая ливанская война) в июне 1982 года F-16 и F-15 участвовали в большом трёхдневном воздушном бое против МиГ-21 и МиГ-23БН, одержав в общей сложности 44 подтверждённые победы. 11 июня израильские F-16 нанесли мощный удар по сирийским войскам, в результате чего те понесли большие потери (в частности, по израильским заявлениям, «почти полностью была уничтожена 47-я бригада») — потери танков составили 30 танков из 100. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане. В ходе одного их таких налётов, 23 ноября 1989 г., один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.

Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 г.), в котором американским истребителям удалось сбить до пяти штурмовиков Jastreb-Galeb боснийских сербов, не понеся потерь. В августе — сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 г.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО — в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами и нанесения ударов по гражданской инфраструктуре.

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября — декабря 2001 года принимали участие только американские F-16.

Вторжение США в Панаму

Участвовало звено истребителей F-16. Самолёты не внесли никакого вклада в операцию, и 21 декабря (на второй день операции) были перебазированы в США.

Война в Персидском заливе

Во время операции «Буря в пустыне» F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации многонациональных сил во главе с США (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника.

В ходе войны F-16 выпустили 36 ракет «воздух — воздух» AIM-9 и не добились ни одного попадания. В иракских источниках встречается упоминание, что один F-16 был сбит иракским МиГ-23. Описан случай поражения истребителями F-16 нескольких иракских вертолётов на земле. В ходе подготовки и операции американские истребители F-16 понесли значительные потери, общее количество потерь было наибольшим среди всех применявшихся самолётов коалиции.

Иракская война

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март — апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака.

Анализируя вс выше сказанное, можно сделать вывод — что F-16 применялся в основном против устаревших по сравнению с ним машин и при гарантированном воздушном превосходстве, а также просто наносил удары по противнику, не имеющему серьёзной системы ПВО и истребительной авиации. Как истребитель для завоевания превосходства в воздухе F-16, разработанный ещё во второй половине ХХ века, не в полной мере соответствует современным требованиям. Истребители, с которыми придётся столкнуться ему в небе Украины, такими как Су-35, Су-27, Су-30, обладают намного более продвинутыми характеристиками и возможностями. Кроме того, не следует забывать и о факторе эксплуатационной сложности.

Поддержка и обслуживание F-16 потребуют значительных финансовых вложений, специалистов высокой квалификации и инфраструктуры и, что немаловажно, — подготовленных и опытных пилотов, с чем сейчас на Украине серьёзные проблемы. Конечно, можно предположить, что управлять F-16 будут иностранные наемники. Итак, при всей видимой привлекательности F-16, его получение для Украины может оказаться бесполезным. Однако всё же попытаюсь предположить варианты использования F-16 украинскими ВС.

Первое и наиболее очевидное применение, основанное на истории его применения, F-16 истребитель-бомбардировщик, способный достаточно эффективно наносить удары по наземным объектам. Тем более учитывая острую нужду на Украине в носителях крылатых ракет для ударов по тыловым объектам ВС РФ, а также террористических атак по объектам гражданской инфраструктуры РФ. Второе — это противодействие российским бомбардировщикам Су-34 и штурмовикам Су-25, но данные ударные самолёты работают под прикрытием истребителей Су-30СМ и Су-35С.

Поподробнее об ударных и эксплуатационных возможностях F-16

Технические характеристики в зависимости от модификации:

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,03 м
  • Размах крыла: 9,45 м
  • Высота: 5,09 м
  • Масса пустого в зависимости от модификации: от 8910 кг до 9466 кг
  • Максимальная взлётная масса в зависимости от модификации: до 21 772 кг
  • Масса внешней нагрузки в зависимости от модификации: от 8855 кг до 9635 кг

Лётные характеристики:

  • Максимальная скорость: 2178 км/ч на высоте 12 200 м
  • Боевой радиус: до 1759 км
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Динамический потолок: 18 500 м
  • Скороподъёмность: ~275 м/с
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
  • Точки подвески: 9
  • Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
  • под фюзеляжем: 1000 кг
  • внутренние: 2 × 2041 кг
  • центральные: 2 × 1587 кг
  • внешние: 2 × 318 кг
  • на законцовках: 2 × 193 кг
  • дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух — воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
  • ракеты «воздух — поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3

Бомбы:

  • корректируемые: 4xGBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM
  • корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
  • свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84
  • БРЛС в зависимости от модификации:AN/APG-66, AN/APG-68, AN/APG-80

Как видно из возможного ассортимента вооружения и возможностей по боевой нагрузке, этот истребитель-бомбардировщик представляет серьёзную угрозу, также стоит учитывать и тот факт, что он может нести тактическое ядерное оружие — американские бомбы B61 различных модификаций с переменной мощностью до 350 кт (B61-7).

Теперь необходимо рассмотреть его возможности по обнаружению целей, так сказать, глаза и уши этого истребителя. В таблице приведены возможности самой мощной БРЛС, устанавливаемой на F-16. Модификации этого истребителя, планируемые к передаче Украине, ещё скромнее.

Пример

Эффективная отражающая поверхность

Расстояние обнаружения

Зенитная ракета

0,0001 m²

> 11 км

Стелс-истребитель

0,001 m²

> 20 км

Крылатая ракета

0,1 m²

> 62 км

Истребитель-бомбардировщик

1,0 m²

> 110 км

Бомбардировщик

5,0 m²

> 165 км

Транспортный самолёт

10,0 m²

> 195 км

 

Для сравнения бортовая РЛС Су-30СМ

Дальность обнаружения истребителя типа F-16 в зоне обзора 300 кв. град:

  • на встречных курсах — до 140 км;
  • на догонных курсах — до 60 км.

Как видно из данных, F-16 может быть обнаружен ещё до того, как сам сможет обнаружить противника. Если же сравнивать с возможностями Су-35, то у F-16 вообще нет шансов скрыться, и вероятность его поражения от невидимого противника резко возрастает.

Пример

Эффективная отражающая поверхность

Расстояние обнаружения

Стелс-истребитель

0,01 m²

> 100 км

Крылатая ракета

0,1 m²

> 160 км

Истребитель-бомбардировщик

1,0 m²

> 270 км

Бомбардировщик

5,0 m²

> 300-400 км

Анализируя эти данные, можно понять почему F-16 во всех вооружённых конфликтах применялся как истребитель-бомбардировщик под прикрытием истребителя F-15, который, благодаря своей бортовой РЛС, мог обеспечить возможность применения F-16. Однако, для Украины на сегодняшний день возможность получения F-15 — непозволительная роскошь.

Следует отметить, что достоинства истребителя F-16 следует рассматривать в контексте противостояния всей армии России, которая может оперировать различными родами и видами войск.

Оценка эффективности истребителя F-16 является сложной задачей, учитывая характеристики разных видов военной техники и технологии, а также тактику и стратегию, применяемую на поле боя. Также стоит учесть, что Украине будет крайне сложно поддерживать и подготавливать достаточное количество F-16 для боевых действий. В то же время Россия имеет значительное преимущество в количестве и готовности своих ВВС и ПВО, что может быть серьёзным препятствием для эффективности украинских F-16.

Ещё один аспект, который нужно принять во внимание, это возможность российских ВКС применить современные защитные системы и противовоздушную оборону. Россия имеет широкий арсенал передовых систем ПВО, способных отразить атаки F-16 и снизить их эффективность в воздушных боях. Более того, Россия активно проводит модернизацию своих систем ПВО, что делает непредсказуемыми действия истребителей F-16 и уменьшает шансы украинских ВВС на успешный исход сражений. Конечно, в данный момент Украина принимает активные меры по снижению возможностей российских ПВО для того, чтобы повысить шансы на выживаемость F-16. Насколько ей это удастся, покажет время.

Третьим аспектом сложностей является опыт боевых действий и обучения пилотов. Во время конфликта на востоке Украины украинские ВВС были практически уничтожены, нынешний лётный состав представлен или «стариками», или мало обученными юнцами, что отражается на уровне подготовки пилотов и/или их опыте ведения современного воздушного боя. Вместе с тем российские пилоты имеют значительный боевой опыт. Это создаст дисбаланс и приведёт к неблагоприятным последствиям для украинской стороны.

Конфликт между Украиной и Россией имеет сложную историю, и использование F-16 сталкивается с рисками эскалации и вовлечения других стран в конфликт. Международное сообщество и другие державы могут неодобрительно отнестись к вовлечению государства, не являющегося непосредственным участником конфликта, в военные действия, что может усугубить ситуацию и усложнить использование F-16 в боевых условиях.

В целом, использование истребителя F-16 украинской стороной против России сопряжено с определенными сложностями и препятствиями, связанными с экономическими трудностями, преимуществом российских сил, их современными системами ПВО, недостатком опыта и подготовки украинских пилотов, а также возможными последствиями вооружённых действий в нестабильном регионе.

Вывод

Конечно, F-16 сможет создать определенные сложности в работе ВС РФ, но это не помешает планам СВО. Российские Вооруженные силы обладают достаточным потенциалом и опытом, чтобы эффективно противостоять истребителям F-16 на Украине. Российская оборонительная система способна нейтрализовать их угрозу.

Во-первых, Россия располагает сильной, эшелонированной системой ПВО, включая зенитные ракетные комплексы С-400 и С-300. Эти системы имеют высокую эффективность в поражении воздушных целей на больших дистанциях и способны перехватывать истребители F-16 на значительном удалении от линии соприкосновения.

Во-вторых, российское авиационное подразделение также обладает современными истребителями, которые способны противостоять F-16. Например, российские истребители Су-35С, Су-30СМ обладают передовыми характеристиками, включая высокую маневренность и возможность применения современных ракет воздух — воздух. Такие истребители могут успешно действовать против F-16.

Кроме того, Россия имеет возможность наносить дальние, комбинированные удары по потенциальным местам базирования F-16 на Украине и не только, при этом не подвергая себя опасности быть поражённой. Такие бомбардировщики, такие как Ту-22М3 и Ту-95МС, имеют большую дальность полёта и могут наносить мощные удары как крылатыми ракетами, так и гиперзвуковыми на всю глубину тылов противника.

Наконец, российская армия также имеет богатый опыт борьбы с противниками, оснащёнными современным вооружением. Оперативный и тактический уровень подготовки российских военных кадров позволяет им эффективно противостоять современным истребителям.

В целом, российские Вооруженные силы имеют все необходимые ресурсы и возможности, чтобы противостоять истребителям F-16. Благодаря комбинации сильной системы ПВО, современных истребителей, а также опыта и высокой профессиональной готовности военных кадров, Россия может эффективно защищать свои интересы на Украине.


Александр Синюгин

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru