Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (60) за 2022 г.
Борис Кулагин, Валерий Дорогин, Александр Кондрашов, Сергей Жаворонков
В связи с обострением международной обстановки и планами западных стран получить односторонние преимущества в дальней морской и океанской зонах перед Россией и ее союзниками встает задача завоевания стратегических рубежей в данной области. Для ее решения предлагается создать маневренные пункты морского базирования (МПМБ), которые смогут оказать поддержку ядерной триаде РФ в Мировом океане и обеспечить проведение специальных операций вблизи территориальных вод противника за считанные минуты.
Спасательный катамаран «Волхов»
Идею строительства специализированного спасательного судна (СС) для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки «Кефаль» Сибирской флотилии В. А. Меркушов. В докладной записке он ссылался на германский катамаран-спасатель Vulkan, характеристики которого ему стали известны во время службы на Балтике от офицеров, принимавших подводные лодки типа «Карп» на немецкой верфи Germaniawerft в Киле.
Идею Меркушова заметили, и к 1911 году на Путиловском заводе разработали проект, который оказался лучшим из представленных на конкурс. 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов был подписан контракт на строительство судна.
«Крестной матерью» СС «Волхов» стала третья дочь императора Николая II, великая княжна Мария Николаевна. 17 ноября 1913 года она разбила о борт судна бутылку шампанского и дала ему имя «Волховъ» по основной версии — в честь новгородской реки, по другой — в честь библейских волхвов. В контракте на строительство судна оговаривалось, что все узлы и механизмы должны быть российского производства и за границей можно приобрести только те предметы и материалы, которые в России не изготавливались. Поставщиками оборудования и механизмов для судна стали Общество Сормовских заводов, Механический завод «Роберт Круг» (Санкт-Петербург), Русское общество «Всеобщая компания электричества» (Рига), Общество Русских Смеловских заводов и другие российские фирмы.
Сдаточные испытания начались 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» был назначен капитан 2 ранга Александр Якубовский, ранее командовавший эскадренным миноносцем «Деятельный». Приемочный акт подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг.
Нормы того времени позволяли использовать сименс-мартеновскую сталь не только для корпуса, но и в качестве броневых листов. Ее состав и «рецепт изготовления» был описан в 1897 году в специальной литературе.
Стальные листы замуровывали в печи и нагревали до 1000 ºС несколько дней, после чего на них появлялась голубоватая оксидная пленка. Исследования 1994 года показали, что именно пленка сдерживает коррозийное разрушение. Такая сталь использовалась при строительстве других кораблей российского флота, поскольку идеально подходила для клепания, но сваривать листы было трудно, поэтому корпус «Волхова» проклепан сверху донизу 1360 раз.
СС «Волхов», он же «Коммуна», спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал.
На настоящий момент спасательное судно «Коммуна» является старейшим судном Российского Военно-Морского Флота и находится в строю 106 лет!
Несмотря на солидный возраст, судно используют в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море. Так, в 2016 г. судно участвовало в стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2016», а с 2017 г. неоднократно участвовало в учениях флота. В 2021 г. совершило плановый поход из Севастополя в Новороссийск.
Вероятно, «Коммуна» будет задействована в аварийно-спасательных работах по подъему потопленного в 2022 году во время проведения специальной военной операции на территории Украины флагмана Черноморского флота Гвардейского ракетного крейсера «Москва».
Таким образом, можно утверждать, что спасательные суда большого водоизмещения и диапазона действия в современных условиях по-прежнему находят применение, в том числе в дальней морской и океанской зонах.
Концепты китайской авианесущей морской платформы и МПМБ наряду с использованием подводных сил открывают новые возможности.
Предполагается, что в отличие от подобных американских проектов китайская платформа платформа не будет иметь модульной структуры, а будет в два раза меньше размером: 1000 м длиной, 200 м шириной, 35 м высотой (с десятиэтажный дом). Терминал будет обладать осадкой в 4–6 м, общим водоизмещением 800 000 тонн, иметь автономную энергетическую систему, но перемещаться станет при помощи внешних движителей.
Такая платформа способна полностью заменить ныне существующую авиабазу в Гонконге, которая располагает двумя ВПП по 1000 м. А благодаря возможностям по обеспечению действий ВМФ и маневра авиации терминал морского базирования (ТМБ) будет значительно превосходить любой пункт наземного базирования.
В конструкции ТМБ предполагается использовать современные легкие материалы — керамическую пену, стальные сплавы, полимеры и композитные материалы, обладающие повышенной антикоррозийной устойчивостью, что сделает такую платформу практически непотопляемой даже при существенных повреждениях.
Эта конструкция лишена признаков судостроительной гигантомании. Об этом можно судить хотя бы по тому, что авторы проекта планируют применять портовые мощности ТМБ, в первую очередь, как базу для обслуживания огромного количества (до 2208) ракетных катеров с крылатыми ракетами, выполненными по стелс-технологии. Таким образом, ТМБ представляет собой реальную угрозу для авианосцев, линкоров, крейсеров и эсминцев.
Необходимо отметить, что идея ТМБ не является оригинальной и была ранее предложена генерал-майором американской армии Бенджамином Линкольном для создания Floating Airports on Link Continents (плавучих аэропортов на разных континентах). Почти сто лет назад предполагалось устраивать промежуточные взлетно-посадочные полосы (ВПП) для перелета через Атлантический океан, что для того времени было актуальным.
Однако для тяжелых транспортных самолетов типа Boeing C-17 Globemaster III с максимальной полезной нагрузкой потребуется для разбега полоса 2360 м. Длина посадочного пробега с максимальной полезной нагрузкой с реверсом тяги у С-17 составляет 915 м. Эти летные характеристики позволили определить минимальные габариты перспективного сооружения, т. е. длина его ВПП должна быть не менее 2000 м.
Поэтому, несмотря на заманчивость самой идеи иметь плавучий аэродром для тяжелых транспортных самолетов, она представляется тупиковой и непродуктивной. Вокруг корабля есть много места, и надо только научиться использовать его для приводнения. Сделать этот процесс максимально безопасным для заданных ограничений по величине волны и скорости ветра можно на основе технологии многофункционального балластируемого полупогруженного катамарана (МБПК).
Прообраз маневренных пунктов морского базирования в Мировом океане
Решением задачи уменьшения качки верхней палубы авианесущего судна во время шторма стала идея постройки морской платформы, представляющей собой «некую площадку, опирающуюся на два корпуса, напоминающие по форме подводную лодку, каждый из которых обладает отдельным винтом».
Основоположником технологии Small Waterplane Area Twin Hull (SWATH), или СМПВ (судно с малой площадью ватерлинии, по-другому «полупогруженный катамаран») является выдающийся канадский изобретатель Фредерик Крид. Представленная им конструкция судна имела два торпедообразных подповерхностных понтона по типу подводных лодок (ПЛ). Расположенная над водой платформа («мост») стоит на опорах, которые формируют минимальную площадь ватерлинии.
Введение понятия «балластируемости» отражает важную функциональную способность МБПК оперативно изменять величину вертикального клиренса, а также угол дифферента при штатном «глиссировании» для управления гидродинамическими волновыми процессами в межкорпусном пространстве.
Современное развитие ВМФ РФ невозможно без мощных баз передового базирования, располагающихся в непосредственной близости от территориальных вод предполагаемого противника и обладающих высокой степенью защищенности и автономности в ближней, дальней морской и океанской зонах, используемых в качестве МПМБ в Мировом океане. МПМБ1 и МПМБ2 располагаются в акваториях Атлантического океана, МПМБ3 и МПМБ4 — в акваториях Тихого океана, МПМБ5 — в акваториях Северного ледовитого океана и его морей, МПМБ6 — в акватории Средиземного и Черного морей.Для МПМБ5, предназначенного для Арктической зоны, рассматривается ледокольный вариант МБПК, концепт которого в настоящее время находится на стадии научно-технической проработки. Идея МБПК предполагает использование тяжелых транспортных самолетов-амфибий с полетной массой порядка 90 т типа А-40 и Бе-200.
На 3D модели показан процесс схода/захода тяжелых гидросамолетов в «пенал» авианесущего МБПК через его кормовую аппарель. Стабильность взлета и посадки тяжелых самолетов-амфибий создается за счет применения специальной системы успокоения волн (СУВ) путем гашения амплитуды волны при глиссировании полупогруженного катамарана с динамикой формирования вертикальных потоков пузырьков воздуха в зоне ВПП за кормой МБПК. Предварительный расчет и анализ показывают, что создание управляемого дифферента для СУВ позволяет производить взлет и посадку тяжелых самолетов-амфибий при волнении до 7–8 баллов и движении с дифферентом на корму порядка 4–5 градусов.
МБПК и идея его использования в качестве маневренного пункта морского базирования позволит «увеличить» территорию РФ как минимум 2,5 гектара. В соответствии с «Разделом III» (Условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия) Указа №355 Россия имеет право нанести превентивный ядерный удар по противнику при любом нападении, поскольку это приведет к «выводу из строя и срыву ответных действий ядерных сил».
Предлагаемая концепция МПМБ хорошо согласуется с идеей проведения современной «гибридной войны» в ее военно-морском варианте, сочетая демонстрацию отражения виртуальной угрозы, и готовность массированного применения гиперзвукового оружия морского базирования.
Авторы:
Борис Кулагин, к. т.н., директор «Технико-внедренческого Центра» «Фонда экономического развития им. Н. К. Байбакова»
Валерий Дорогин, вице-адмирал в отставке, первый заместитель Председателя «Клуба адмиралов»
Александр Кондрашов, контр-адмирал в отставке, председатель Исполнительного комитета «Клуба адмиралов»
Сергей Жаворонков, инженер