Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (57) за 2022 г.

Сергей Курилов, Алексей Кирюшин, Юрий Моисеев

Современные проблемы тактики Военно-воздушных сил и пути их решения на современном этапе

Тактика военно-воздушных сил как часть военного искусства в последнее десятилетие претерпевает кардинальные изменения под воздействием современных технологий и изобретений в сфере вооруженной борьбы. Стремление США сохранить технологическое превосходство в военном отношении прежде всего над Россией и Китаем привело к разработке Пентагоном Третьей стратегии компенсаций (Third Off set Strategy). В ней определены приоритетные направления в создании инновационных систем вооружений, которые резко меняют характер и способы ведения войны.

Стратегия выделяет такие приоритетные направления разработки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), как гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) и авиационные средства поражения (АСП), робототехнические и автономные беспилотные системы вооружения, современные системы управления, обеспечивающие наблюдение и управление силами и средствами ведения вооруженной борьбы, а также использование искусственного интеллекта (ИИ) в достижении превосходства над противником.
Считается, что с реализацией Third Off set Strategy в перспективе должны сократиться расходы на вооружение и возрасти его эффективность за счет: широкого применения БпЛА; интеллектуализации и роботизации образцов ВВСТ; разработки автономных комплексов вооружения (КВ) различного назначения; развития swarm («рой» — англ.) технологий, предполагающих массированное применение полу- и автономных КВ в рамках единого замысла; использование высокоточного оружия (ВТО), в том числе нетрадиционных систем оружия, способных с высокой точностью и в короткие сроки поражать цели на больших расстояниях.
Интеллектуализация образцов ВВСТ обеспечивается переходом на технологии ИИ, которые позволяют автоматизировать решение все большего количества боевых задач, действовать скрытно в автономных режимах в условиях, сопряженных с большим риском для человеческой жизни. По данным иностранной печати, вооруженные силы зарубежных стран ежегодно принимают на вооружение значительное количество новых комплексов различного назначения с элементами ИИ.
Следующим инновационным проектом англосаксов являются разработки, использующие технологии ИИ, именуемые Gremlin и Loyal Wingman.

Основная идея программы Gremlin заключается в следующем: любая система противовоздушной обороны (ПВО) имеет ограничения по пропускной способности и может поразить только определенное число воздушных целей за определенный промежуток времени. Массовое появление беспилотных летательных аппаратов (рис. 1) совместно с крылатыми ракетами (КР) первого эшелона на внешних границах зоны поражения средств ПВО противника сформирует плотность налета средств воздушного нападения (СВН), превышающую огневые возможности системы ПВО по их поражению, создаст условия для дезорганизации системы управления ею.
Преодолевшие ПВО СВН самостоятельно распределятся по объектам удара при полете в автономном режиме.
По концепции Loyal Wingman БпЛА планируется применять в едином боевом порядке с самолетами стратегической, военно-транспортной, тактической и специальной авиации (рис. 2). При угрозе атаки истребителей противника они будут выполнять боевые задачи прикрытия пилотируемой авиации способами заслонов в воздухе, патрульного сопровождения, вызова огня на себя по «ложной цели», а в определенных случаях — вплоть до тарана истребителей противника в воздухе. Также предусмотрена возможность постановки активных радиоэлектронных помех и поражения наземных целей.
Данные обстоятельства определяют будущие изменения в структуре и составе авиационных подразделений, в которые будут входить не только пилотируемые самолеты, но и приданные БпЛА, отличающиеся от применяемых сегодня большей автономностью. Пилот определяет цели и момент начала выполнения задачи по поражению целей или их подавлению средствами РЭБ, все остальное осуществляется автономно в автоматическом режиме.
Следующий важный аспект в изменении условий ведения боевых действий связан с единой системой управления беспилотными средствами вооружения. На данный момент реализована концепция С2 («наблюдаю, управляю») в рамках «объединение — отдельный объект управления», где объектом сегодня может быть самолет, танк и другая боевая техника.
Эта система управления позволяет реализовать следующие принципы поражения: в минимальное время; в заданное время; с минимально возможными затратами. При этом действия всех сил и средств, находящихся под управлением, отличаются высокой степенью координации и соответствуют целям боевых действий. Все это стало возможным только при внедрении в систему управления технологий ИИ.
Таким образом, развитие вооружения и систем управления с использованием ИИ позволит, во‑первых, отказаться от применения пилотируемой авиации в зонах поражения зенитных ракетных систем и комплексов (ЗРС, ЗРК) и перейдя к применению в них КР, БпЛА, а также управляемых авиационных бомб (УАБ). Убедительные примеры этого можно наблюдать в Сирийской Арабской Республике и в конфликте между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе. Во-вторых, интеллектуализация АСП позволит автономно действовать по объектам с учетом их функциональности, определяя оптимальный маршрут полета и порядок воздействия по ним. В-третьих, массовое применение БпЛА совместно с КР первого эшелона в массированных ракетно-авиационных ударах (МРАУ) на внешних границах зон поражения зенитных ракетных войск (ЗРВ) создаст плотность налета СВН, превышающую их огневые возможности по уничтожению воздушных целей, и сформирует условия для дезорганизации системы управления ПВО и ее успешного преодоления. В-четвертых, применение гиперзвуковых средств поражения позволит игнорировать существующие сегодня системы ПВО.
Таким образом, кардинальное изменение в тактике применения СВН вероятного противника создает определенные проблемы для военной авиации России и вызывает необходимость искать пути эффективного противодействия.
В этих условиях основной задачей становится повышение эффективности применения авиации. Это может быть достигнуто при следующих условиях: решения командиров при выполнении боевых задач будут оптимальны; возможности техники будут соответствовать условиям ее боевого применения; будет обеспечена достоверность и достаточность информации; взаимодействие человека с техникой будет соответствовать требованиям; будет повышен уровень живучести в процессе выполнения боевой задачи.
Достижение оптимальности принятых авиационными командирами и офицерами штабов решений при выполнении поставленных боевых задач зависит от уровня их подготовки, способности правильно определять потребный и наносимый противнику ущерб, оценивать свои возможности при распределении сил и средств по оперативным задачам и операционным направлениям, а также способности всесторонне обеспечить боевые действия своей авиации.
Соответствие возможностей техники условиям боевого применения достигается путем всестороннего усовершенствования авиационных боевых комплексов, внедрения новых систем управления, наведения и обеспечения, а также разработки тактики, которая должна наиболее полно раскрывать возросшие боевые качества авиационных комплексов.
Повышение эффективности применения авиации напрямую связано также с совершенствованием управления последней. Качественным скачком в совершенствовании управления авиацией должна стать разработка универсального командного пункта с интегрированным ИИ (КП с ИИИ), который коренным образом трансформирует не только состав полного боевого расчета, его обязанности и порядок работы, но и всю идеологию управления боевыми действиями. КП с ИИИ будет связующим, координирующим и управляющим звеном, которому подчинены разведывательные и ударные силы авиации и который находится в постоянной связи с вышестоящим штабом и во взаимодействии с другими видами и родами войск (сил).
Ядром такого перспективного КП будет ИИ, включающий полный массив данных и знаний для моделирования боевой обстановки и ведения боевых действия, способный общаться с командиром (командующим) посредством голоса. ИИ будет играть роль системы поддержки принятия решения, а состав полного боевого расчета — совещательную роль. Конечное решение — по-прежнему прерогатива командира (командующего).
Достоверность и достаточность информации об обстановке, анализ и принятие решения являются практической частью тактики, так как правильность решения зависит от наличия и качества информации о противнике. К главным качественным характеристикам информации относятся: достоверность, определяемая точностью и своевременностью разведывательных данных, непрерывностью их доставки; достаточность, характеризующаяся количеством данных, необходимых для принятия решения.
По итогам боевого применения авиации в военных конфликтах последних десятилетий перспективным средством получения информации были признаны БпЛА, и они заняли прочное место в программах развития авиации. Одним из преимуществ БпЛА считалась их неуязвимость, оказавшаяся выше, чем у пилотируемых самолетов. БпЛА имеют небольшие размеры и малую эффективную отражающую поверхность (ЭОП). Обнаружить их наземными и бортовыми самолетными РЛС трудно, а поразить с помощью наводимого радиолокаторами оружия маловероятно. В настоящее время разрабатывается программа, предусматривающая перенесение центра тяжести разведывательных усилий в оперативное звено, предполагающее информационное обеспечение тактического уровня боевых действий. Реализовать ее планируется совместными усилиями Сухопутных войск и Воздушно-космических сил, намеревающихся создать автоматизированную систему сбора и обработки сведений от разведывательной сети источников.
Таким образом, достоверность и достаточность информации, необходимой для планирования и ведения боя (нанесения удара), должны обеспечиваться автоматизацией процесса воздушной разведки, совмещением разведки с нанесением удара (принцип «обнаружил — уничтожил»), внедрением способов радиоэлектронной разведки, созданием новых систем анализа и распределения информации о противнике.
Российскому военно-промышленному комплексу (ВПК) и Вооруженным Силам (ВС) предстоит в ближайшей перспективе преодолеть отставание от США в области создания и производства перспективных БпЛА самолетного и вертолетного типов, маловысотных и стратосферных, разведывательных и разведывательно-ударных, истребителей и постановщиков помех, ретрансляторов и радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Это повысит их боевую мощь, сократит потери авиационной техники и летного состава, снизит стоимость эксплуатации авиационной группировки.
Уровень развития тактики ВВС в каждом из военных конфликтов конца XX — начала XXI столетия определялся состоянием системы «человек — техника», т. е. возможностями боевых авиационных комплексов и людей, управлявших ими. Опыт показал, что в этой системе наметились противоречия, вызванные нарушениями связей между составляющими ее элементами.
Во-первых, вместе с расширением боевых возможностей авиационной техники неизбежно происходило ее усложнение. Самолеты последних поколений получили новое радиоэлектронное оборудование, поисковые, навигационные и прицельные системы. Резко возрос объем работы экипажа при управлении самолетом и оружием.
Во-вторых, огромные встречные скорости, быстродействие систем привели к увеличению темпа боя. Каждый этап боя (удара) стал менее продолжительным, но более трудоемким. Летчик, штурман, оператор вынуждены в полете за меньшее время выполнять больше механических операций.
В-третьих, оснащение системы ПВО противника новыми ЗРК (MEADS, THAAD, SL-AMRAAM, NASAMS, Arrow 3 и др.), истребителями (F-22, F-35 и др.), самолетами РЭБ (EA-18 Squadrons) значительно увеличило количество угроз, возникающих в боевом полете. Сохранить боеспособность в подобной ситуации может только тот летчик, который мгновенно реагирует на них вводом в действие средств и способов эффективной защиты (не прекращая пилотировать самолет). В динамичной обстановке современного боя летчику требуется действовать с максимальной быстротой.
При этом навыки автоматического выполнения операций в кабине самолета могут быть достигнуты только в процессе целенаправленных и продолжительных тренировок на современных учебных комплексах. Внедрение «умных» бортовых машин неразрывно связано с дальнейшим расширением информационного поля, преобразованием осведомительной информации в командную, которую не требуется обдумывать, а надо только исполнять.
ИИ на первом этапе внедрения должен определять: наиболее выгодный маршрут полета для преодоления ПВО; наилучшее позиционное положение самолета в воздушном бою с допустимыми углами атаки и минимальными перегрузками; оптимальный маневр, направление и параметры атаки наземной защищенной цели.
В настоящее время главная проблема боя формулируется так: первым обнаружить противника, скрытно сблизиться с ним и нанести упреждающий удар. В ближайшем будущем она дополнится требованием первым оценить обстановку и принять решение с помощью бортовых экспертных систем, которые «подскажут», как распределить силы и куда нанести удар. Передав автоматическим системам часть «черновой» работы, летчик получает возможность в полете осуществлять не только механические, но и мыслительные процессы, где заменить его пока не было возможности. А решать ему приходится уже новые, более сложные задачи.
Главная из них — способ нанесения ракетного удара с большей дальности и нейтрализации подобного удара, если к нему первым изготовился противник. В условиях острого дефицита времени следует упредить противника, раньше его оценить обстановку, сложившуюся на дальних рубежах, и принять обоснованное решение. Запас времени на этот процесс может обеспечить только техника, способная создать более обширное, чем у противника, информационное поле.
Живучесть определяется уровнем боевых потерь, т. е. отношением числа сбитых противником самолетов к количеству произведенных самолетовылетов. Уровень потерь авиации в локальных войнах по сравнению с итоговыми показателями Второй мировой войны изменился мало, что отражает равномерное развитие средств воздушного нападения и средств защиты. Однако в связи с повышением боевых возможностей и, соответственно, стоимости самолетов количество последних в составе ВВС всех стран уменьшилось.
Цена каждой потери резко возросла, проблема выживаемости выдвинулась на первый план. С учетом полученного в локальных войнах опыта наметилось два направления снижения уровня потерь самолетов и летного состава: совершенствование тактики уклонения и повышение защитных свойств техники.
Тактика уклонения оказалась наиболее слабой в борьбе с войсковой ПВО, совершенствующейся качественно и количественно. Избежать поражения от огня маловысотных зенитных комплексов, подвижных и скрытных становится все труднее. «Уход» на средние высоты вызвал необходимость повысить эффективность приемов «нейтрализации» — постановку помех средствам обнаружения и наведения зенитных комплексов средней дальности. Однако по мере увеличения высоты точность попадания авиационных бомб в цель снижается до неприемлемого уровня. Средства индивидуальной защиты — бортовые передатчики активных помех, тепловые и радиолокационные «ловушки», широко применявшиеся в локальных войнах, повышали живучесть самолетов в ближнем бою и в борьбе с войсковой ПВО в диапазоне малых высот. Изменения в тактике — уход на большие высоты, бой на средних дистанциях заставили искать новые средства и способы снижения уязвимости авиации.
Наиболее перспективной в настоящее время считается концепция малозаметности, опирающаяся на уменьшение радиолокационных и тепловых демаскирующих признаков самолетов. Снижение демаскирующих признаков должно оказать существенное влияние на тактику всех родов авиации, однако наибольшие надежды возлагаются на приемы скрытного вторжения в воздушное пространство противника на большой высоте на гиперзвуковой скорости.
В ходе решения этой проблемы возникают противоречия, так как при устойчивой тенденции увеличения стоимости самолетов есть стремление в то же время не отойти от требований экономии. Малозаметность — первый вариант решения. Второй вариант — создание высокоточного оружия, обеспечивающего уменьшение наряда сил для поражения одного типового защищенного объекта и повышения выживаемости. Третий вариант — сохранение в строю существующей авиационной техники в течение более длительного времени за счет ее усовершенствования. Четвертый вариант — решение основных боевых задач более дешевыми самолетами. Решением проблемы живучести должно стать снижение допустимых потерь в боевом вылете до 0,1 % от участвующих в нем сил.
Непосредственное влияние на тактику действий авиации должна оказать концепция, сочетающая управление, связь и разведку. Материальную базу ее составляют личный состав, технические средства управления и системы связи, которые должны обеспечить все аспекты деятельности командиров и штабов, т. е. добывать, обрабатывать, анализировать и обобщать данные о противнике и своих войсках, делать конкретные выводы, вырабатывать решения, доводить их до подчиненных и контролировать исполнение.
В тактическом звене будут реализовываться программы разведки, РЭБ и противодействия системам боевого управления вероятного противника. С учетом одновременного поступления на вооружение авиационных боевых комплексов пятого поколения, внедрения технологии stels тактика ВВС должна вступить в очередной этап своего развития. Поэтому сейчас от моделирования боя и удара военными специалистами осуществляется переход к моделированию боевых действий — исследованиям более высокого уровня на стыке тактики и оперативного искусства.
Что же больше всего влияет в настоящее время и будет влиять в обозримом будущем на развитие тактики и оперативного искусства? Прежде всего, на наш взгляд, растущие возможности СВН, а также наземных и морских управляемых средств поражения, большая часть которых является высокоточными.
Немаловажное значение также имеют способы боевого применения СВН, совершенствованию и апробированию которых в последних войнах уделяется большое внимание. Знание этих способов исключительно важно для развития тактики соединений, частей и подразделений в борьбе с наземным и воздушным противником, поскольку позволяет выработать эффективные приемы противодействия и защиты. К числу новых особенностей применения авиации, влияющих на выбор способа боевых действий, можно отнести: использование ВТО для поражения наиболее важных и ключевых объектов с целью достижения тактической внезапности; непрерывность воздействия авиации на противника путем повышения интенсивности полетов ночью и в сложных метеоусловиях; использование возросших возможностей пилотируемой авиации благодаря увеличению ее боевого радиуса действий и скорости полета на малых высотах; массирование действий противника на решающих направлениях, а в перспективе переход к нанесению ударов по всей территории театра военных действий (ТВД); комплексное применение бортового оружия (противорадиолокационных ракет (ПРР), авиационных бомб свободного падения (АБ) и УАБ) и средств РЭБ для подавления сил и средств ПВО; разнообразие приемов действий армейской авиации (применение смешанных групп боевых и разведывательных вертолетов, самолетно-вертолетных групп, самостоятельные разведывательно-ударные боевые действия специализированных ударных вертолетов и др.); применение во все возрастающих масштабах БпЛА для решения широкого круга задач (ведения воздушной разведки и целеуказания, поражения наземных и морских целей, постановки помех, провоцирования на включение радиоэлектронных средств, ведения информационного противоборства и др.).
Современная тактика Вооруженных Сил России, именуемая тактикой интерактивных, многомерно-объемных действий с присущими ей положительными и негативными чертами, принимается нами как основа в исследовании. Вместе с тем считаем, что она нуждается в совершенствовании.
На наш взгляд, к числу тенденций, которые просматриваются в развитии способов тактических действий с перспективной на ближайшие 7–10 лет, можно отнести: расширение «бесконтактных боев», смена приоритетов огневого поражения с уничтожения войск (сил) противника на уничтожение его ключевых объектов систем разведки, управления и связи, переход от тотального физического. 


Авторы:
Сергей Курилов, кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры тактики авиации ВУНЦ ВВС «ВВА»
Алексей Кирюшин, доктор философских наук, доцент кафедры тактики авиации ВУНЦ ВВС «ВВА»
Юрий Моисеев, кандидат военных наук, доцент кафедры тактики авиации ВУНЦ ВВС «ВВА»

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru