Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (54) за 2021 г.
Павел Кохно, Алина Кохно
Главный ресурс программы импортозамещения — человеческий потенциал, так как должным образом подготовленные кадры и обеспечат выполнение производственных задач на предприятиях оборонных отраслей номенклатуры Минпромторга России и в целом послужат основным двигателем научно-технического и промышленного прогресса Российской Федерации. Для перехода предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса на современную индустриальную модель бизнеса необходимо увеличить в финансировании долю средств частных инвесторов.
К оборонным отраслям промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации относятся: радиоэлектронная промышленность; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность боеприпасов и спецхимии; промышленность обычных вооружений. Отраслевая структура в 2020 году представлена на рисунке 1.
По прогнозам наибольший объем инновационной продукции будет производиться в радиоэлектронной промышленности, причем ее доля в общем объеме отрасли устойчиво удерживается на уровне 20–25 %. Это обусловлено тем, что радиоэлектронная промышленность является одним из ключевых направлений современной промышленности, основой высокотехнологичных изделий многих отраслей промышленности.
В остальных отраслях оборонно–промышленного комплекса доля инновационной продукции будет находиться на уровне 10–15 %, что недостаточно для таких высокотехнологичных производств как авиационное и судостроительное.
Главной задачей является создание производственных площадок радиоэлектронной промышленности для реализации проектов импортозамещения. Необходимо отметить, что это не новая проблема для отечественной промышленности.
Зависимость промышленных предприятий, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, определяется такими показателями как: вес (доля) импортных компонентов продукции, оборудования и технологий (ИПОТ) в конечной отечественной продукции, что и характеризует уровень импортозависимости предприятия (в процентах); уровень локализации производства ИПОТ на территории Российской Федерации (в процентах); наличие, количество и доля критических и приоритетных по импортозамещению ИПОТ в общем объеме ИПОТ, поступающих по импорту; количество и доли предприятий отраслей промышленности, использующих в производстве ИПОТ, поступающие по импорту, в том числе в разрезе критических и приоритетных по импортозамещению ИПОТ.
Радиоэлектронная и электронная промышленность СССР в целом не сильно отставала от промышленности передовых западных стран, а в ряде направлений даже опережала их. Но с начала 1990-х годов после разрушения Советского Союза отставание отечественной ЭКБ от зарубежной стало быстро увеличиваться, что подвигло разработчиков российской радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) к широкому применению электронной компонентной базы иностранного производства (далее — ЭКБ ИП).
Получая устойчивые доходы от реализации отечественных углеводородов на международных рынках, Россия в 2000–2014 годах необдуманно наращивала объемы поставок продукции иностранного производства. При этом доля комплектующих иностранного производства в конечном выпуске продукции постоянно увеличивалась.
В сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации было поставлено перед необходимостью срочного пересмотра программы развития российской экономики и перехода к разработке и реализации концепции импортозамещения в России. Основа этой концепции представляла собой ряд программ замещения импортного оборудования и комплектующих их аналогами, произведенными в России. Тем самым основная цель концепции заключалась в постепенном отказе от импортных поставок определенных групп товаров путем их замещения аналогичными товарами отечественного производства.
В этих политических условиях, в кратчайшие сроки, при участии головных исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ), были разработаны перечни продукции, подлежащие первостепенному замещению, а правительство страны стало активно выделять бюджетные средства на освоение аналогичной продукции на мощностях российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Это направление развития и реализуется сегодня в программе импортозамещения. Цель программы заключается в освоении и серийном производстве российских аналогов тех комплектующих военной техники, которые ранее производились и закупались за пределами страны.
Эффективное планирование мероприятий импортозамещения невозможно без комплексной оценки зависимости оборонной продукции от применения в ней иностранных комплектующих (в первую очередь ЭКБ), основанной на детализированном поэлементном анализе используемой номенклатуры.
Одной из особенностей сложившейся на сегодня ситуации является отсутствие единого комплексного показателя (коэффициента) оценки зависимости ВВСТ от применения ЭКБ. Данный показатель необходим как инструмент сравнительной оценки, который должен позволять выявлять изделия ВВСТ с высокой и критической зависимостью от ЭКБ ИП.
Этот показатель (коэффициент) позволит определить общий уровень зависимости образцов ВВСТ от применяемой в них ЭКБ ИП путем комплексной оценки следующих параметров:
- по доле используемой номенклатуре ЭКБ ИП в образцах ВВСТ;
- по стоимости используемой ЭКБ ИП в образцах ВВСТ;
- по применяемой ЭКБ производства стран НАТО и ЕС и стран Юго-Восточной Азии;
- по наличию элементов ЭКБ ИП, в отношении которых выполняются мероприятия импортозамещения в соответствии с утвержденными планами-графиками или внутренними планами, с учетом характера и степени выполнения мероприятий;
- по уровню применения системообразующей ЭКБ ИП;
- по применяемой невоспроизводимой ЭКБ ИП;
- по применяемой ЭКБ ИП производства стран НАТО и ЕС с высокой степенью агрессивности санкционной политики, проводимой в отношении Российской Федерации.
Показатель анализируется ежеквартально по динамике изменения его параметров, в том числе по результатам выполнения мероприятий импортозамещения с учетом внесения изменений в спецификацию изделия, а также изменения количества ежегодно изготавливаемых изделий РЭА.
По результатам анализа изделие РЭА относится к одному из четырех уровней зависимости от применяемой ЭКБ ИП. Уровни зависимости приведены в таблице 1.
Расчет сводного коэффициента уровня зависимости образцов ВВСТ от применяемой в них ЭКБ ИП (КСКУИЗ) показал, что 6 образцов ВВСТ из 97 проанализированных имеют критическую зависимость от применяемой ЭКБ ИП (более 0,6) и 11 — высокую степень (более 0,5).
Основной причиной высокой зависимости этих образцов является высокая доля применения ЭКБ ИП, в том числе системообразующей ЭКБ производства стран НАТО и ЕС, проводящих агрессивную санкционную политику в отношении Российской Федерации. Диаграмма распределения образцов ВВСТ по уровням зависимости и их перераспределение в результате выполнения мероприятий импортозамещения приведена на рисунке 2.
Стратегически, важнейшим императивом программы импортозамещения является необходимость ее кадрового обеспечения. В противном случае, программа может захлебнуться при их отсутствии.
Текущая ситуация с кадровым обеспечением промышленности оставляет желать лучшего. Необходимо отметить, что эта проблема (низкая степень обеспечения кадрами) имеет давние исторические корни и в основе ее лежат негативные последствия экономической трансформации российской экономики, особенно значительное падение промышленного производства в постсоветский период. Так, по общеизвестным официальным статистическим данным, в 1990–1998 гг. российская промышленность сократила объемы производства в 2,2 раза.
Был практически упразднен критически социально важный комплекс предприятий, предоставлявших социальные услуги работникам (начиная от буфетов столовых — и кончая пионерскими лагерями), который в эпоху СССР эти выполнял важнейшую роль: стабилизировал трудовые коллективы и тем самым минимизировали вероятность кадровых кризисов в промышленности.
Начавшийся экономический кризис 2008 г. никак не способствовал росту промышленного производства в стране. Началось его сильное падение (по итогам 2009 г. промышленное производство составило лишь 85,7 % от уровня 2008 г.), которое удалось стабилизировать только к концу 2012 г.
На сегодняшний день произошла глубокая трансформация сознания молодого поколения, вступающего в зрелую трудовую жизнь. Стали в одночасье непрестижными из-за своей низкой оплаты инженерно-технические специальности, профессии рабочего и научного работника были максимально малопривлекательными. Произошло катастрофическое снижение процесса воспроизводства рабочей силы в промышленности. При этом начала ощущаться острая нехватка специалистов средних и молодых возрастов. Последнее имело крайне негативные последствия: нарушился процесс передачи накопленных навыков и компетенций от старшего поколения младшему.
Массовое выбытие инженерно-рабочего персонала промышленности по социально-экономическим причинам привело к утрате носителей уникальных технологий, невозможности дальнейшего развития целых направлений деятельности. В 2007 году в среднем 48 % предприятий испытывали дефицит кадров. Даже в стабильных экспортно-ориентированных отраслях российской промышленности: нефтегазовом секторе, металлургии, лесной промышленности и т. д., наблюдается определенный дефицит инженерных кадров.
Даже начавшееся развитие национальной инновационной системы не особенно повлияло на воспроизводство научно-производственных кадров. Поэтому не могли быть выполнены даже установки государства, содержащиеся в соответствующих документах. Основные тенденции подготовки кадров до начала кризисных явлений в мировой экономике представлены в таблице 2.
По проекту «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.», сектор инновационной экономики составит к концу этого периода 17–19 % от ВВП вместо 10,9 % в 2007 г., а доля нефтегазового сектора, напротив, снизится с 18,7 % до 10–12 %. Согласно планам госкорпорации «Роснано», к 2020 г. только в нано индустрии РФ будет 400–500 тыс. занятых. Естественно, для инновационной экономики потребуются работники совсем другого уровня.
Одной из наиболее острых проблем является наличие в необходимом количестве специалистов, обеспечивающих инновационный процесс в организациях, где они занимаются практической научно-технической и производственной деятельностью.
Учитывая важность кадровой проблемы для успешной реализации программы импортозамещения, в частности, и для задач модернизации экономики Российской Федерации, необходимо создать и начать реализовывать специализированную программу кадрового обеспечения, которая будет носить долгосрочный характер.
Эта программа позволит оптимально задействовать все кадровые ресурсы страны, поднять их профессиональный уровень и обеспечит соответствующую мотивацию.
Одной из значительных возможностей кадрового обеспечения программы импортозамещения является организации программы переезда русскоязычных специалистов (вместе с семьями) в Российскую Федерацию со стран бывшего Советского Союза. Возможно также использование возможностей так называемого «Русского мира» (потомков русских эмигрантов, которые ощущают свою связь с исторической родиной своих предков).
Учитывая вышесказанное, необходимо значительно скорректировать миграционную политику, организовать условия проживания и трудоустройства. При этом необходимо учитывать тот факт, что в Российскую Федерацию готово переехать большое количество людей, изначально не обладающими специализированными инженерными и рабочими навыками. Но их правильное использование в целях развития России даст широкие возможности и для расширения фронта импортозамещения.
Одним из важнейших моментов программы кадрового обеспечения является создание моральных стимулов для занятия научно-промышленной деятельностью со стороны государства, как главного заказчика драйвера роста отечественного промышленного потенциала.
В заключение отметим, что государственное финансирование предприятий и корпораций (интегрированных структур) оборонно-промышленного комплекса достигло возможного предела. Поэтому необходимо государственно-частное партнерство.
По нашему мнению, отрасли оборонной промышленности не являются привлекательными для частных инвесторов в силу следующих причин:
- нерентабельность прямых частных инвестиций в предприятия ОПК вследствие незадействованных избыточных мощностей, высокой капитало- и материалоемкости производства;
- недостаточная прозрачность финансовой отчетности вследствие секретности учетных данных;
- слабая диверсификация хозяйственной деятельности интегрированных структур ОПК, зависимость от конъюнктуры на мировых рынках продукции военного назначения;
- низкая эффективность управленческих функций со стороны государства как собственника.
Одним из механизмов решения проблемы станет диверсификация предприятий ОПК. Диверсификация позволит повысить уровень финансовой прозрачности предприятий и корпораций ОПК за счет роста выпуска гражданской продукции и привлечь потенциальных инвесторов.
Авторы:
Павел Кохно, доктор экономических наук, профессор, Заместитель директора по науке Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»
Алина Кохно, кандидат экономических наук, научный консультант Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»