Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2012 г.

Основные проблемы ценообразования на продукцию военного назначения и их негативные последствия требуют внедрения новой концепции ценообразования, направленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

На современном этапе военного строительства решение задачи перехода к новому облику Вооруженных Сил определяется возможностями по их техническому оснащению. Переоснащение воинских частей новыми, отвечающими современным требованиям образцами вооружения и военной техники, напрямую зависит от цен на оборонную продукцию. Имеющаяся негативная тенденция их роста, как правило, становится основной причиной недопоставок образцов продукции военного назначения (ПВН). Стоимость таких образцов составляет порой многие миллионы рублей. Соответственно любая ошибка в определении цены как в большую, так и в меньшую сторону ведет к неэффективному расходованию финансовых средств.

Казалось бы, на решении проблем ценообразования на ПВН должны быть сосредоточены усилия всех заинтересованных министерств и ведомств (в первую очередь силовых), научно-исследовательских институтов РАН, предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Однако за последние десять лет публикаций по проблемам ценообразования на такую продукцию было непропорционально мало (кстати, в основном одних и тех же авторов).

Разрабатываемые и появляющиеся нормативные документы в этой сфере никак не обсуждаются в СМИ. Совершенно «свежий» пример — появление документа, касающегося ограничений на рентабельность продукции военного назначения (не более 20% на собственные затраты и 1% на работы сторонних организаций), который в кругу специалистов вызвал много вопросов.

Современная система ценообразования

К настоящему времени в области ценообразования на продукцию военного назначения принят целый ряд документов нормативного характера, направленных на повышение объективности и обоснованности формирования цен.

Однако их анализ показывает, что современная система ценообразования на такую продукцию базируется на применении калькуляционного метода, являющегося по сути затратным, так как в основе его лежит суммирование совокупных издержек и прибыли. Даже методы расчета стоимости ПВН от аналога, которые очень редко используются сейчас органами военного управления, тоже относятся к затратным, поскольку в их основе лежат данные о трудоемкости и смете расходов по ранее выполненным работам.

Доминирование затратных методов в российской экономике, в том числе в оборонно-промышленном комплексе, во многом обусловлено сохранением высокой степени администрирования распределения государственных финансовых ресурсов и осуществления закупок для государственных нужд.

В настоящее время затратные методы ценообразования на многие виды сложной продукции прочно вросли в российскую экономику, породив ряд мотиваций негативного плана. Например, сегодня ни система заказов ПВН, ни оборонные предприятия не заинтересованы в снижении себестоимости продукции.

Есть примеры того, что менеджмент ряда оборонных предприятий использует затратные методы для личного обогащения, поскольку они предоставляют возможность нецелевого использования средств федерального бюджета (в условиях сокращения количества военных представительств и контролирующих процесс расходования бюджетных средств на предприятиях их сотрудников проверить все финансово-экономические документы невозможно, поэтому в состав затрат зачастую включаются расходы на работы, не требуемые для выполнения заключенного государственного контракта). Это стимулирует рост теневой экономики в Российской Федерации.

По данным Счетной палаты РФ в 2011 году было выявлено нарушений в сфере расходования бюджетных средств на сумму в 718,5 млрд. руб., что почти в два раза больше, чем в 2010 г. При этом 356,3 млрд. руб. потеряны за счет неисполнения требований Бюджетного кодекса; 1,2 млрд. руб. при расходовании бюджетных средств ушло не по назначению, в ходе реализации госзаказов было обнаружено нарушений на 238,5 млрд. руб.

Только в концерне «Созвездие» и только при проверке выполнения одного проекта, связанного с созданием Единой системы управления войсками тактического звена, Счетная палата РФ выявила финансовые нарушения на 601,4 млн. руб. (Лямин С.Ю. Теневая экономика в России: причины возникновения, ее оценка и меры противодействия // Экономика и управление.— 2009. — № 7).

Используемая в настоящее время затратная концепция ценообразования обладает следующими основными недостатками:

1.Отсутствие стимулов для предприятий ОПК к снижению трудоемкости работ и материалоемкости продукции, к совершенствованию системы организации труда. Вследствие этого сохраняется существенный разрыв в уровне производительности труда на отечественных предприятиях и в развитых странах, который достиг неприемлемо высокого уровня, что приводит к неэффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

2.Жесткая привязка финансовых ресурсов предприятия к статьям калькуляции, согласованная с заказчиком.

Создание сложной высокотехнологичной продукции военного назначения связано с большой неопределенностью расходования финансовых ресурсов. Жесткая привязка не позволяет осуществлять управление финансовыми ресурсами, перераспределяя их между отдельными статьями расходов в целях решения текущих проблем научно-технического и производственно-технологического характера. Это приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов, которое выражается в необходимости любой ценой, невзирая на результативность затрат, израсходовать запланированные по отдельным статьям калькуляции бюджетные средства.

3.Не стимулирует предприятия ОПК к повышению качества продукции.

Анализ динамики количества рекламаций, которые были предъявлены Минобороны России предприятиям ОПК, показывает, что их количество из года в год растет. Так, по данным первого заместителя Министра обороны РФ А.П. Сухорукова в 2010 году было 6889 рекламаций, что на 20% больше, чем в 2009 году, в 2011 году количество рекламаций возросло до 7119, что превышает уровень 2010 года.

Снижение качества продукции негативно отражается на конкурентоспособности отечественной ПВН не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Имеет место тенденция увеличения закупок ПВН за рубежом, что приводит к поддержке военно-промышленных комплексов зарубежных стран.

4. Не способствует развитию научных и инженерно-технических школ, а также закреплению на предприятиях ОПК талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов (средний возраст работников в ОПК составляет около 54 лет на промышленных предприятиях и 57 лет — в проектных и научных организациях).

Это объясняется тем, что существующая система ценообразования не предусматривает стимулирования работников к генерации и реализации предложений инновационного характера и обеспечения высокого качества продукции.

Главное «преимущество» калькуляционного метода, составляющего основу затратной концепции ценообразования, состоит в том, что он весьма удобен для проверяющих и контролирующих органов, осуществляющих постатейную проверку расходов, в том числе опираясь на калькуляции по образцам-аналогам. Предоставление большого объема справок, «объясняющих» объем расходов по каждой подсистеме образца и составляющим ее многочисленным узлам и элементам, принимается заказывающими органами как «обоснование» потребного финансирования для создания ПВН. При этом не достигается главная цель ценообразования — постоянное повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Доминирование затратных методов ценообразования, нарушающих принцип рационального экономического поведения, обусловливает неэффективное использование бюджетных средств не только в военном секторе экономики, но и в экономике страны в целом.

Таким образом, существующая система ценообразования не стимулирует внедрение на предприятиях ОПК организационных, технологических, научных и других новаций, способствующих снижению себестоимости продукции, поставляемой для государственных нужд, и повышению ее качества, под которым в общем случае понимается совокупность свойств изделия, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

Ценностная концепция ценообразования

Для выхода из создавшегося положения необходима разработка новой системы ценообразования на продукцию военного назначения, в основу которой должна быть положена концепция зависимости цены продукции от ее качества (ценности).

Суть «ценностной концепции ценообразования» состоит в единстве двух аспектов, первый из которых отражает интересы заказчика (государства) в части эффективного с военно-экономической точки зрения использования бюджетных средств, а второй отражает интересы исполнителя и заключается в экономической привлекательности заказа.

Рассмотрим содержание каждого из указанных аспектов.

Эффективное с военно-экономической точки зрения использование бюджетных средств предполагает выполнение следующих трех условий.

Первое условие состоит в том, что созданный образец ПВН должен обладать тактико-техническими характеристиками (ТТХ) не ниже заданных, то есть обеспечить минимально допустимую заказчиком техническую результативность выполнения заказа, необходимую для достижения требуемого эффекта.

Второе условие состоит в том, что заказ должен быть выполнен исполнителем в установленные контрактом сроки и в требуемом объеме, что характеризует технологическую результативность выполнения заказа.

Третье условие состоит в оптимизации бюджетных средств и достигается путем выбора такого варианта создания образца, который по сравнению с альтернативными обеспечивает достижение требуемого эффекта с минимальными затратами финансовых ресурсов на всем его жизненном цикле. Указанное условие отражает финансовую результативность выполнения заказа исполнителем.

Подчеркнем, что максимальный эффект от внедрения новой концепции ценообразования может быть достигнут только при одновременном выполнении этих условий.

Принципиально новым в предлагаемой концепции ценообразования является то, что цена каждой стадии жизненного цикла образца определяется исходя из полной стоимости всего жизненного цикла, которая в свою очередь должна зависеть от его ценности для заказчика. При таком подходе практически невозможными становятся разработка или закупка образца, уступающего альтернативному по достигаемому эффекту при одинаковой полной стоимости (либо при одинаковом эффекте, но с большей стоимостью). Ценность продукции для заказчика определяется тактико-техническими характеристиками образца, характеризующими его качество, эффектом от его применения в мирное и военное время, а также эффектом от его использования в других (отличных от военных) областях деятельности.

Кроме того, исключается ситуация, когда сэкономив, например, на стадии НИОКР, приходится нести бóльшие расходы на стадии производства или эксплуатации. Принципиально важным является то, что целью ценообразования становится не минимизация бюджетных средств на реализацию отдельных заказов, а минимизация суммарных затрат на реализацию жизненного цикла образца, включающих расходы на разработку, производство, эксплуатацию и капитальный ремонт образца, а также на строительство инфраструктуры районов их размещения (базирования) и утилизацию.

Таким образом, увеличивая расходы на стадии разработки можно улучшить тактико-технические и эксплуатационные характеристики образца и тем самым достичь требуемого на жизненном цикле образца эффекта с более низкими бюджетными расходами. Причем их снижение может оказаться более значительным, чем дополнительные затраты на разработку.

Следующей характерной чертой предлагаемой концепции ценообразования должна стать возможность стимулирования использования новых научных знаний, инженерных решений и технологий, полученных в ходе проведения работ по созданию ПВН, для создания продукции двойного и гражданского назначения. Причем это касается не только финальной продукции, но и ее составных частей (подсистем, агрегатов, узлов и элементов).

В существующей системе ценообразования такие стимулы отсутствуют. Вся система «заточена» только на достижение военных целей, решение военных задач, что само по себе неплохо, но не способствует снижению затрат. Если уже при разработке продукции двойного и гражданского назначения разрешить предприятиям распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности, полученными при создании ПВН, то возможна экономия бюджетных средств (за счет увеличения серийности подсистем (агрегатов, узлов и элементов) и повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках (за счет высокого качества агрегатов, узлов и элементов). Особенно это относится к соисполнителям различных уровней, которые разрабатывают и изготавливают комплектующие к образцам ПВН.

Еще одно важной отличительной особенностью «ценностной концепции ценообразования» от существующей состоит в стимулировании исполнителей к повышению ТТХ продукции и правильном (справедливом) распределении рисков.

Предпочтение, которое отдано сегодня твердой фиксированной цене при размещении заказа на создание ПВН приводит к тому, что предприятие вынуждено учитывать в цене финансово-экономические и производственно-технологические риски, следствием чего является их стремление увеличить цены на свою продукцию.

Более того, при твердой фиксированной цене предприятие не заинтересовано в повышении ТТХ продукции, так как их основная задача — четкое выполнение требований тактико-технического задания.

Зарубежный опыт показывает, что одним из способов ликвидации этих негативных явлений является применение различных моделей цен при заключении контрактов на создание продукции военного назначения.

По существу должен быть найден компромисс между интересами исполнителя, стремящегося учесть финансово-экономические риски, связанные с неблагоприятной конъюнктурой цен и кризисами, обеспечивая тем самым для себя экономическую привлекательность заказа, и интересами заказчика, стремящегося снизить расходы на выполнение заказа.

Экономическая привлекательность заказа, учитывающая интересы исполнителя и заказчика, может быть достигнута различными способами. Например, при использовании модели цены «твердая фиксированная» значительные финансово-экономические риски, вызванные указанными выше причинами, могут быть парированы ростом цены, а при использовании модели цены «возмещение издержек» — путем текущего увеличения расходов исходя из складывающейся финансово-экономической ситуации на предприятии и в стране. Конечно, в последнем случае заказчик должен иметь возможность расторгнуть государственный контракт, если затраты исполнителя превысят определенный предел, характеризующий военно-экономическую нецелесообразность дальнейшей реализации мероприятия, и осуществлять всесторонний контроль хода работ по контракту, иметь детальную и постоянную (например, ежеквартальную) плановую и фактическую отчетность по основным подсистемам образца (в том числе по отдельным элементам затрат).

Фиксированная цена с поощрением может быть с успехом применена, если исполнитель повысит значение характеристик, важных для заказчика (например, гарантийный срок эксплуатации, время до проведения первого ремонта и т.д.).

Новая концепция ценообразования предусматривает активную инновационную деятельность предприятий ОПК.

Необходимым условием такой деятельности является наличие спроса на инновации, выражающегося в экономически привлекательных заказах на создание высокотехнологичной продукции военного назначения. Экономическая привлекательность заказов в рыночной экономике достигается, по нашему мнению, в том случае, если исполнитель получает вознаграждение, адекватное результатам его работы.

Выполнение указанного условия для обеспечения экономической привлекательности заказа не менее важно, так как без накопления предприятием свободных финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль, невозможно осуществлять модернизацию основных фондов предприятия и производить инновационную конкурентоспособную продукцию.

Здесь уместно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в настоящее время с вознаграждением предприятий за выполнение заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ). Как отметил генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» О. Сиенко в программе «Мнение» 22 февраля 2012 года, за десять прошедших лет только в 2007 году уровень рентабельности составлял 0,1%, а в остальные годы военные заказы были убыточными. В то же время к продукции указанного концерна предъявляются заказчиком претензии к эффективности.

Можно привести и другие аналогичные примеры игнорирования действующей системой ценообразования важной роли обеспечения экономической привлекательности заказов в развитии предприятий ОПК и повышения качества выпускаемой ими продукции.

В условиях, когда размер прибыли предприятия зависит от величины издержек, заинтересовать исполнителя в их снижении можно только в том случае, если исполнитель, по крайней мере, получит не меньшую прибыль при снижении издержек.

Как для предприятия, так и для государства снижение издержек выгодно, так как, во-первых, повышается конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке. Во-вторых, возможность перевода части сэкономленных издержек в прибыль дает предприятию свободу выбора направлений расходования финансовых ресурсов исходя из приоритетности решения текущих задач, что позитивно скажется и на качестве выполнения заказа.

В качестве таких приоритетов могут выступать:

  • развитие научно-технической и производственно-технологической базы;
  • материальное поощрение работников;
  • улучшение социальных условий работников и др.

Включение в прибыль объема сэкономленных издержек будет заинтересовывать предприятие к внедрению ресурсосберегающих технологий и повышению производительности труда, что также будет способствовать сдерживанию роста цен на будущие заказы.

Сокращение издержек и накладных расходов должно поощряться путем возможности пересмотра структуры цены в ходе выполнения заказа.

Создание новой системы ценообразования потребует пересмотра всей нормативной базы, а главное — создания нового методического инструментария, обеспечивающего возможность получения зависимости стоимостных оценок ПВН от ее качества (эффекта) и возможных рисков создания. Необходимо разработать четкие методики (алгоритмы) применения различных моделей цен и порядок пересмотра структуры цены.

Одновременно необходимо избавиться и от накопившихся проблем, к числу которых относятся следующие.

Во-первых, ошибки в прогнозировании макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, существенное расхождение планируемых и реальных темпов инфляции, приводящие, как правило, к снижению нормы рентабельности заданий ГОЗ, вплоть до отрицательных величин, и отказу предприятий ОПК от их выполнения вследствие экономической непривлекательности.

Кроме того, негативное влияние на ценообразование оказывает и существенное несовпадение фактических годовых индексов потребительских цен и индексов цен на промышленную продукцию с индексами цен на продукцию военного назначения, а также расхождение в росте цен на различные виды продукции военного назначения. В результате проиндексированные с использованием индексов потребительских цен и индексов цен на промышленную продукцию стоимостные показатели мероприятий не отражают объективно происходящих в военном секторе экономики процессов ценообразования. Указанная проблема усугубляется отсутствием механизма компенсации непредвиденных расходов на создание ПВН, вызванных причинами макроэкономического характера, например, мировым финансово-экономическим кризисом.

Уменьшить расхождение между планируемыми и фактическими ценами на продукцию военного назначения позволит формирование специальных индексов цен на нее и их дифференциация по ее видам. Для этого необходимо, исходя из специфики производства различных видов ПВН, определить перечень индексов цен, которые должны обосновываться при прогнозировании цен, и разработать порядок их применения не только на этапе планирования, но также при размещении и реализации заданий ГОЗ.

Во-вторых, рост себестоимости ПВН, основными причинами которого являются:

  • непрогнозируемый рост цен на материалы, сырье и комплектующие, а также отсутствие налаженной системы контроля над их уровнем;
  • увеличение стоимости продукции военного назначения вследствие дополнительных расходов организаций (предприятий) ОПК по оплате услуг банков и страховщиков.

Значительный рост цен на сырье, материалы и комплектующие вызван диктатом поставщиков их важнейших видов, цены на которые оказывают существенное влияние на цену конечной продукции.

Особенно это ощущается при приобретении полуфабрикатов и комплектующих у предприятий-монополистов (металлургические пред­при­я­тия по производству полуфабри­катов из специальных сплавов и материалов), на которых государственный контроль за ростом цен фактически отсутствует. Кроме того, приобретение полуфабрикатов в малом, и даже единичном количестве, из-за малых объемов заказа образцов ПВН способствует дополнительному росту цен. Сказанное в полной мере относится и к стоимости материалов.

В настоящее время на предприятия кооперации (на соисполнителей) положения Федерального закона № 94-ФЗ не распространяются. Это приводит к тому, что головные предприятия вынуждены завышать цены для компенсации риска повышения цен соисполнителями, либо в ходе выполнения контракта запрашивать дополнительные ассигнования. Кроме этого, если на головном предприятии цена определяется путем индексации, а на предприятиях кооперации она определяется методом прямого счета, то в результате происходит снижение рентабельности головного исполнителя. Это может привести к тому, что выполнение заказа станет нерентабельным.

Что касается процентных ставок по кредитам, то, как показала практика, их реальные значения превышают размер ставок, определенных приказом Минпромэнерго России 2006 года № 200. Поэтому использование кредитов, с одной стороны, приводит к повышению себестоимости продукции предприятия, а с другой — к уменьшению получаемой им прибыли.

Основными направлениями решения указанного комплекса проблем, связанного с ростом себестоимости, является, по нашему мнению, во-первых, концентрация финансовых ресурсов на выпуске требуемого количества образцов ПВН за максимально короткое время, а не растягивание выпуска на длительное время, что позволит на программном периоде реализовать большое количество мероприятий, и следовательно, будет способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Во-вторых, включение ряда предприятий кооперации в реестр единственных поставщиков российской ПВН, а также поставщиков важнейших видов сырья, материалов и комплектующих для ОПК. В-третьих, выделение группы банков для кредитования заданий ГОЗ на льготных условиях под гарантии государства.

И наконец, практическая реализация изложенных положений невозможна без наличия профессионально подготовленных специалистов органов военного управления, научно-исследовательских организаций и военных представительств Минобороны России в области финансово-экономической работы. В ходе проводимых реформ значительно сокращены экономические отделы в научно-исследовательских институтах, в военных представительствах и заказывающих органах. В военных ВУЗах их подготовка практически не ведется, а диссертационных работ по рассматриваемой проблематике за последние 8–10 лет защищено крайне мало.

В связи с этим необходимо организовать специальные курсы в вузах по подготовке высококвалифицированных специалистов в области военной экономики и финансов, знающих специфику военной продукции и формирования на нее цен.

Реализация новой концепции ценообразования должна носить комплексный характер, затрагивая не только различные аспекты формирования цены, но и интересы различных хозяйствующих субъектов. Переход к новой концепции ценообразования позволит значительно повысить качество разрабатываемых плановых документов и обоснованность контрактной цены и эффективность расходования бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственного оборонного заказа. В связи с этим целесообразно определить орган исполнительной власти, ответственный за разработку нормативно-правовых актов и инструктивно-методического обеспечения в области ценообразования продукции военного назначения.

Лавринов Геннадий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор
Подольский Александр Геннадьевич,
доктор экономических наук

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru